Формирование харизмы Президента в СМИ




По состоянию на 01.02.2006 года в Министерстве информации Республики Беларусь зарегистрировано 208 теле- и радиопрограмм: 154 программы радиовещания, из которых 134 - государственной формы собственности (республиканской - 17, коммунальной - 117), 19 - негосударственной формы собственности.

По состоянию на 1.03.2006 года в Республике Беларусь зарегистрировано 1232 периодических изданий, в том числе 746 газет, 441 журналов, 32 бюллетеней, 2 каталога, 2 альманаха. Более чем две трети всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Самым тиражным периодическим изданием по-прежнему остается газета «Советская Белоруссия», число подписчиков которой на 1 квартал 2006 г. составило 410,2 тыс. Подписной тираж газеты «Звязда» составил 39,9 тыс. экз., «Рэспублікі» - 49,3 тыс. экз., «Белорусской нивы» - 30 тыс. экз., «Народнай газеты» - 25 тыс. экз., «7 дней» - 31,9 тыс. экз., «Знамя юности» - 33,3 тыс. экз.

Таким образом, перевес государственных СМИ над негосударственными очевиден (в случае с печатными СМИ - не количеством наименований, но тиражом общественно-политических изданий, которые и формируют имидж политиков). Логично, что в них о Президенте будут отзываться либо положительно, либо нейтрально.

Валерий Карбалевич в своей статье «Путь Лукашенко к власти» обращает внимание на наличие так называемой «естественной» харизмы у А.Г. Лукашенко ещё до вступления на пост президента: «Участие в выборах 1989 г. показало, что Лукашенко обладает огромной нереализованной, не находящей выхода энергией, неукротимой волей к победе. В, казалось бы, безнадежной ситуации он объездил несколько районов, участвуя в среднем в трех собраниях избирателей в день. У Лукашенко проснулся огромный талант публичного политика, вкус к политической борьбе. При этом он показал себя человеком азартным, не боящимся рисковать…Важным элементом его харизмы стала постоянно демонстрируемая искренность. Вообще в Лукашенко странным образом сочетается искренность и политический цинизм. Причем самые циничные вещи в его устах выглядят естественными и правдивыми: обвинения Шушкевича в воровстве, дискредитация депутатов Верховного Совета… Он сумел найти дорогу не столько к разуму, сколько к душе простого человека, предстал в глазах людей как их защитник, настоящий борец за социальную справедливость».

Таким образом, на лицо веберовская концепция врождённой харизмы. Однако подобная харизма хороша, как было теоретически обосновано ранее, на начальных этапах политической карьеры. Затем возникает необходимость в «рутинизации», «фабрикации» харизмы. Достигается это с помощью СМИ.

Далее я рассмотрю электронные и печатные СМИ (используя для примера как последние выпуски телепередач и газет, так и СМИ времени «Выборов-2006», так как деятельность по формированию имиджа особенно заметна в данный период), предложу собственную классификацию способов, с помощью которого формируется имидж Президента.

Способы формирования имиджа Президента:

1) Эффект большинства.

Уже упоминалась ведущая роль государственных СМИ в медиа-пространстве республики. Невооружённым глазом видно, что большинство публикаций на политическую тематику выходят с упоминанием Президента. Так, согласно мониторингу «Освещение президентских выборов 2006 года в белорусских средствах массовой информации», проведённому «Белорусской ассоциацией журналистов» (БАЖ), «Александру Лукашенко на телеканале ОНТ (с 16 по 27 января 2006 года) было посвящено 90% времени по сравнению с остальными субъектами избирательного процесса (ЦИК Беларуси, наблюдатели от СНГ, западные наблюдатели, другие претенденты в президенты). «Кроме А. Лукашенко ни один из потенциальных кандидатов в президенты вообще не упоминался», - сказал А. Антипенко».

Подобная ситуация наблюдалась и в ведущих печатных изданиях. Так создаётся моноцентричный образ белорусской политики, подчёркивается исключительность Президента.

Сюда же можно отнести и публикацию рейтингов накануне выборов - в них лидирующие позиции занимал действующий Президент. Человеку свойственно действовать, как все, поэтому рейтинг - своего рода образец коллективного поведения.

«Эффект большинства», полагаю, есть стремление закрепить властные позиции лидера белорусского государства, то есть конституционализировать харизму.

) Образ отца.

Как говорилось раньше, это один из архетипов харизматика. Он создаётся как:

посредством прямой номинации;

а) народная номинация «батька» разъясняется в биографии Президента, размещённой на официальном сайте www.president.gov.by: «А.Г. Лукашенко дорожит поддержкой людей и гордится тем, что в народе его называют «батька» - так всегда называли у нас людей авторитетных, мужественно защищавших интересы семьи и общины…». Часто используется в негосударственных СМИ.

б) данная номинация использовалась и в предвыборной агитации - в тексте песни «Сябров»), которая стало популярна благодаря национальному телеэфиру.

посредством подачи информации;

Построение газетных материалов в «СБ», «Республике» и др. государственных изданиях таково, что предполагает ведущую роль Президента во всех отраслях жизни государства. Заголовки-цитаты высказываний Президента, а также построение статей по типу: «Президент заслушал доклад…» (см. Приложение 4), где даже пассивная роль слушателя подаётся как активная, поездки по городам и предприятиям в республики, во время которых Президент может по-отцовски «пожурить», говорит «ты» министрам и академикам - всё это формирует в сознаниях масс образ отца, который хорошо соотносится с патриархальной традицией в культуре Беларуси. Формируется образ Президента как человека разбирающегося во всём: от спорта до промышленности.

3) Мифологизация сознания, апелляция к иррациональному.

Как уже отмечалось, причиной наделения массами лидера харизмой может являться страх. Отсюда - мифы, которые формируются в белорусских СМИ:

безальтернативность выбора;

миф о пугающем будущем: «Принцип от добра добра не ищут» (апелляция к коллективному бессознательному через использование народного опыта, выраженного в пословице «От добра добра не ищут», вынесенной в «шапку» бесплатного номера «СБ» во время избирательной кампании 2001). Данный принцип играет на нелюбви и даже отчасти боязни перемен белорусского народа;

миф «оппозиция»: формирование мнения об оппозиции как о ставленниках запада, малочисленной группе людей, состоящей преимущественно из несовершеннолетних, либо замалчивание (чаще всего) существования оппозиции, либо только негативное упоминание о ней в государственных СМИ. Так, по государственным телеканалом прошли новостные сюжеты, в которых показывались представители сексуальных меньшинств как сторонники оппозиции.

Этот приём используется для эффективной «отстройки» А.Г. Лукашенко от остальных политических деятелей.

4) Демонстрация близости к народу.

Начало принципа - в биографии Президента. Как в случае с архетипом «царь», А.Г. Лукашенко пробился к власти из народа. Также на образ играют многочисленные встречи с гражданами, фото, на которых Президент - в национальной одежде, в поле и т.д. На это играют и «искренность», понятный широким массам язык, народные выражения. Помимо этого, на уже упомянутом сайте Президента приведены, как образец народной любви, отрывки из писем с поздравлениями, полученных А.Г. Лукашенко после избрания.

5) Политика «хороших новостей и заслуг».

В государственных СМИ решения Президента либо не комментируются, либо подаются с положительной оценкой. Подчёркивается, что именно благодаря ему руководству государству удалось выбраться из кризиса середины 90-х и достичь высоких результатов в наши дни. Как выжимку из всех статей и телесюжетов, приведу отрывок из предвыборной прграммы А.Г. Лукашенко на прошлогодних президентских выборах: «Вспомните начало 90-х - паралич производства, тотальный дефицит товаров в магазинах, разброд и растерянность в обществе. Средняя заработная плата в 1994 году составляла около 20 долларов, пенсия - 7 долларов. Инфляция - более 2300 процентов за год! Страна просто разваливалась изнутри. БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ - страна, в которой хочется жить, работать и растить детей. За прошедшие 10 лет нам удалось удвоить валовой внутренний продукт. Полностью решить продовольственную проблему. Увеличить инвестиции и выпуск промышленной продукции в 2,5 раза, а объем внешней торговли - почти в 3 раза. Марка «Сделано в Беларуси» стала известна во всех уголках планеты.

По числу построенных квартир на тысячу человек населения мы опередили все страны СНГ и Балтии. Улучшение материального благополучия отразилось буквально во всем - изменился наш быт, выросла культура, получили развитие искусство, спорт, наука. Посмотрите, как преобразились белорусские города и деревни. Сохранены стабильность и согласие в белорусском обществе».

В данном случае на передний план выходит концепция харизматика как мессии: миссия А.Г. Лукашенко - вывести Беларусь из постперестроечного кризиса.

Также концентрация в руках государства главных СМИ республики позволяет замалчивать или корректировать невыгодные для имиджа Президента ситуации. Так, в стенограмме речи Президента на Третьем Всебелорусском собрании, опубликованной в «СБ» за 3.03.2006, слова А.Г. Лукашенко о том, что «Скорина жил и работал в Питере», прозвучавшие в прямом эфире, были замены на «И Скорина жил не только в Беларуси».

) Образ окружения.

Во время выборов «за» Президента призывали голосовать популярные люди страны: спортсмены, эстрадные исполнители, журналисты и т.д. - массам свойственно подражать знаменитостям и, к тому же, у харизматичного лидера должны быть харизматичные поклонники. В то же время, упоминания о членах президентской команды в СМИ довольно редки. Это, как уже говорилось, играет на моноцентричность белорусской политики.

) Личностные характеристики.

«Символические характеристики являются крайне устойчивым и неизменным компонентом. Они связаны с идеологиями и культурными архетипами. Это некий постоянный набор черт и качеств, который обязательно должен демонстрировать политик, чтобы его последователи увидели в нем лидера».

На основе произведённого мною частотного анализа, отмечу, что в публикациях, посвящённых личности А.Г. Лукашенко (кроме статей в периодических СМИ я проанализировала материалы книги «Белорусский дневник», в которой помещены статьи журналистов стран СНГ, приехавших для знакомства с Беларусью) чаще всего упоминается следующее:

честность (тут же следует упомянуть и самохарактеристику Президента - он часто подчёркивает свою материальную незаинтересованность в данной должности, отрицает все обвинения в накоплении капитала);

искренность;

«сильная личность» (потребность в «сильной руке» на переломном этапе во многом предрешила исход первых президентских выборов);

и, собственно, харизматичность. «Несомненно. Александр Григорьевич Лукашенко наделен высшей харизмой царизма и власти. Он не дал разрушить, разворовать свою страну, что позволили сделать Ельцин и Горбачев. И сохранил государственный корабль».

Таким образом, СМИ подчёркивают положительные качества, присущие белорусскому лидеру. Об умении А.Г. Лукашенко производить благоприятное впечатление можно судить по отзывам в статьях журналистов в вышеупомянутой книге - все опубликованные материалы характеризуют Президента только с положительной стороны.

 


Заключение

 

Таким образом можно сделать вывод о том, что харизма потеряла свою иррациональность и необъяснимость. На смену веберовской концепции приходят концепция «синтетической харизмы», которая подчёркивает прикладную роль последней и роль «четвёртой власти» в её создании. В современном обществе харизма является инструментом поддержания стабильности в обществе: имидж честного и сильного политика, защитника, человека, знающего, что делать, особенно важен для страны в переходные этапы.

Особую роль здесь играют СМИ - они «рутинизируют» харизму, ставят иррациональное на службу рациональному. СМИ могут наделить харизмой человека не обладающего ей от природы. Также они поддерживают харизму - без доказательств исключительности, успешности лидер может утратить своё влияние на людей.

Ещё одна тенденция в современном обществе - персонификация политики, то есть отождествление политической программы и человека.

В Беларуси с помощью СМИ достигается как персонификация политики, так и формирование образа Президента.

Не отрицая наличия у А.Г. Лукашенко врождённой харизмы, можно однако в его случае говорить о харизме «синтетической» как о качественно новом уровне харизмы государственного лидера. «Синтетическая» харизма создаётся с помощью СМИ и служит для сохранения стабильности в обществе.

Архетипы, на основе которых формируется харизма А.Г. Лукашенко, - «Отец» и «Герой» («Мессия»).

 


Список литературы

харизма лидер имидж президент

1. Абашкина Е. Имидж политического лидера https://psyfactor.org/lib/politlider2.htm

2. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990.

. Вебер Макс. Харизматическое господство https://psyfactor.org/veber.htm

4. Гундарь О.Н. Политическое лидерство: социально-философские проблемы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 172 с.

5. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения. М., 1998.

. Дюркгепм Э. Коллективный ритуал // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996

7. Карбалевич Валерий: «Путь Лукашенко к власти» https://www.yabloko.ru/Themes/Belarus/belarus-34.html

8. Лебон Гюстав Вожаки толпы https://psyfactor.org/tolpa.htm

9. Реклама: новые технологии в России www.media.utmn.ru/library_view_book.php? chapter_num=155&bid=320 - 6k -

10. Сосланд Александр. Идеология и харизма (Харизматические стратегии) https://psyfactor.org/sosland.htm

. Сосланд А. Харизма современного политика и как ее создать https://www.polit.ru/charisma/

. «Теории политической харизмы» window.edu.ru/window_catalog/redir? id=22309&file=137.pdf.

13. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России https://www.media.utmn.ru/library_view_book.php? chapter_num=-1&bid=320

. Фреик Н.В. Политическая харизма: версии и проблемы https://psyfactor.org/lib/polit.htm

15. Фреик Н.В. «Политическая харизма: обзор зарубежных концепций» https://rc.msses.ru/rc/Freik.htm

16. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990. - 269 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: