СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Задача учебной дисциплины, к изучению которой мы приступаем, рассмотреть строение основных групп (преимущественно кристаллических) материалов и электронные процессы в них, благодаря которым эти материалы находят применение в электронной технике и в смежных областях.
Рассмотрим также вкратце некоторые разделы физической электроники: процессы в вакууме и в газах. Лекционный курс включает изучение основных типов электронных приборов. Во втором семестре будут изучаться оптические явления. Электронные и оптические явления глубоко связаны, поэтому некоторые процессы и понятия – возбуждение, люминесценция – будут рассмотрены в обеих частях курса.
Программой предусмотрено 9 лабораторных (из них 5 – по электронным процессам и 4 – по оптическим) работ и около 32 лекций. Предусмотрены также письменные домашние и контрольные работы. Студенты, успешно написавшие (13 - 15 баллов) контрольную работу, освобождаются от ответа на первый вопрос экзаменационного билета.
Предусмотрено также написание реферата, с использованием технической литературы, по одной из тем курса. Могут быть описаны: какой - либо процесс, свойства какого - либо материала, а также устройство, принцип работы и основные характеристики какого - либо прибора (кроме излагавшихся в лекциях).
Заниматься физической электроникой мы будем два семестра. Изучение нашей дисциплины заканчивается экзаменами в обоих семестрах.
ФОРМА | 1 семестр | 2 семестр | ||
КОЛИЧЕСТВО | БАЛЛЫ | КОЛИЧЕСТВО | БАЛЛЫ | |
лекции | - | - | ||
лабораторные | По 7 баллов - 35 | По 8 баллов - 32 | ||
контрольные | ||||
домашние | - | - | ||
реферат | - | - | ||
экзамен | 1 (3 вопроса) | 1 (3 вопроса) | ||
ИТОГО |
Вам будут предоставлены в электронном виде наши рекомендации по овладению курсом, некоторые (преимущественно сложные) иллюстрации и некоторые текстовые описания.
Кратко основные разделы лекционного курса:
- диэлектрические материалы;
- магнитные материалы;
- основы зонной теории твёрдых тел;
- статистические расчёты, применительно к полупроводникам;
- электронные процессы в металлах, полупроводниках и диэлектриках;
- сверхпроводники и ВТСП;
- электронная эмиссия;
- электрические процессы в газах;
- устройство, принцип работы и основные характеристики электронных и газоразрядных приборов.
(Подробнее об этом в файле – “Temy.doc”).
При наличии книг всё это можно изучить самостоятельно. Однако от Вас это потребовало бы огромных затрат сил и времени, а результат был бы ниже среднего.
Это – потому, что учебный материал разбросан по многим книгам. Книги, относящиеся к нашей дисциплине, написаны, в основном, для физиков и по объёму существенно превышают необходимый. Символика в разных книгах различна. Нужна выборка нужного для химиков материала и сведение его в единую систему.
На лекциях в сотню раз легче освоить этот материал, чем самостоятельно по книгам.
Ещё одна важная вещь. Преподавание физики для физиков и для химиков принципиально различно. Физиков готовят развивать эту науку; химиков - пользоваться её достижениями. Физикам в процессе обучения обязательно дают выводы формул. Это не от недоверия к конечному результату, а для привития навыков профессиональной работы с математическим материалом. Физики должны уметь производить расчёты так, как это у них принято. Химик лишь в исключительной ситуации может столкнуться с подобной работой, и поэтому обучать ей мы Вас не будем.
Тем не менее,в нашей деятельности знание физических процессов необходимо.
Очень важно грамотное применение физических моделей при рассмотрении свойств материалов электронной техники и процессов в приборах. Химику это нужно для аргументированного синтеза материалов с оптимальными свойствами.
Для количественных оценок надо уметь применять известные математические выражения и знать те допущения, при которых они были выведены, чтобы не вторгнуться в область, запрещённую этими допущениями. Всё необходимое для этого мы будем Вам сообщать, избегая при этом полных математических выводов.
Для умениясотрудничать с физиками и конструкторами-разработчиками электронных приборов мы будем учить Вас, как обсуждать совместные проблемы с привлечением зонных и других схем и диаграмм.
Из сказанного ясно, что в нашем курсе не нужна «зубрёжка» выводов и математических выражений. Надо знать на память лишь небольшое число часто применяемых формул. При решении практических задач не только разрешается, но и рекомендуется, брать формулы из справочных пособий. Однако знать, какую именно формулу применить в нужном месте, необходимо.
Нельзя разом приобрести уменье обсуждать свойства и процессы в рамках физических моделей; нельзя это «выучить» перед экзаменом. Мы будем в этом тренироваться с Вами в течение всего времени - и в лекционном курсе и в лаборатории.
Я в лекционном курсе буду расставлять акценты, говорить - что очень важно, что нет. Буду давать материал чуть-чуть шире программы. Это поможет взглянуть на программный материал, как бы сверху, с более общих позиций. Это должно помочь на экзамене. Буду давать некоторый справочный материал. Этот материал - не для запоминания. Он пригодится в дальнейшем: в технологических курсах, в будущей профессиональной деятельности.
Вывод из сказанного: настоятельная Вам рекомендация посещать лекции. Вести конспект, ибо учебника, отвечающего программе курса, нет. Не советую выбрасывать конспект после экзамена. Заглядывайте иногда в него и в дальнейшем.
ССЫЛКИ НА ФАЙЛЫЭТОГО ДИСКА