Методические указания по организации и проведению занятий по общевоинским уставам




Опорный конспект

 

по общевоинским уставам

 

Тема:

 

БОЕВОЕ ЗНАМЯ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

 

учебные Вопросы:

 

1. Боевое знамя воинской части.

2. Описание Боевого знамени.

3. Порядок хранения и содержания Боевого знамени.

 


 

Методические указания по организации и проведению занятий по общевоинским уставам

 

Знание основных положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации является основой сознательного и добросовестного выполнения каждым военнослужащим своих обязанностей, поддержания дисциплины и уставного внутреннего порядка в подразделении.

Основные задачи обучения: изучить положения общевоинских уставов; научить практически выполнять требования уставов при несении службы в суточном наряде и в повседневной жизни.

Занятия по общевоинским уставам нельзя сводить только к читке и пересказу отдельных статей или заучиванию устава, они должны обеспечить формирование навыков у подчиненных правильно выполнять требования уставов на практике. С этой целью следует внедрить игровой метод и принцип проблемности в обучении, упражнения, тренировки, шире применять технические средства обучения.

Местом проведения занятия могут быть специализированный класс, казарма, караульный городок, комната для хранения оружия, помещение дежурного по парку, строевой плац и другие элементы военного городка, где имеется возможность показать устройство, жизнь, быт и несение службы по уставу.

Руководитель занятия должен заранее проверить и убедиться, что на выбранном месте можно качественно отработать все учебные вопросы. При необходимости надо предварительно подготовить его. Эффективность занятия повышается, если стационарное оборудование места (объекта) дополнить соответствующими наглядными пособиями (схемами, рисунками, плакатами и т.д.) и техническими средствами обучения.

Нельзя проводить занятия на объектах, которые не дооборудованы или оборудованы с нарушениями требований уставов, приказов, наставлений. Это вызывает у обучаемых неверные, противоречивые толкования тех или иных положений уставов, чувство недоверия к руководителю, который проводит занятие.

Изучение положений общевоинских уставов проводится, как правило, комплексным методом. При этом образцовый показа порядка выполнения требований общевоинских уставов должен гармонично сочетаться с практическим выполнением этих элементов всеми военнослужащими. Метод устного изложения должен применяться в виде развернутой беседы, когда имеют место коллективный поиск правильного понимания и обоснования отдельных статей уставов. Используя этот вид занятий, руководитель приучает подчиненных (обучаемых), действующих в роли определенного должностного лица или лица из состава суточного наряда, правильно и быстро реагировать на обстановку, принимать решения, оформлять различные формы служебных документов.

При изучении уставов основное внимание уделяется вопросам воспитания у военнослужащих чувства верности Конституции Российской Федерации и Военной присяге, формирования у них готовности и способности выполнить поставленные задачи. Каждое занятие должно направлять военнослужащих на выполнение их должностных обязанностей и укрепление воинской дисциплины в подразделении.

На занятиях по изучению общевоинских уставов военнослужащие должны практически усвоить свои обязанности в различных условиях службы, научиться осознанно выполнять приказы и распоряжения командиров (начальников), стойко переносить трудности военной службы.

На занятие подразделение выводится в полном составе. Занятие проводится, как правило, под руководством командира обучаемого подразделения.

При использовании на занятиях стрелкового оружия и оборудования помещений необходимо строго выполнять требования мер безопасности, указанные в инструкциях и наставлениях для них.

Учебная материально техническая база, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей.

Перед началом занятия все обучаемые находятся в классе на своих местах или могут быть построены на месте проведения занятия (в казарме, караульном городке, на плацу или в других местах несения службы). Заместитель командира взвода (дежурный по взводу) занимает место в центре класса у доски, лицом в сторону личного состава. При входе руководителя в класс подает команду: «Взвод, СМИРНО» (по этой команде все встают и принимают положение «Смирно»), подходит к руководителю строевым шагом (при надетой головном уборе, прикладывая к нему руку), за 2-3 шага от него останавливается и рапортует, например: «Товарищ капитан. 1-й взвод на занятие по общевоинским уставам прибыл. По списку 25, все люди налицо (или: отсутствуют 3 человека - два в наряде и один в госпитале). Заместитель командира взвода (дежурный по взводу) сержант Петров».

Рапорт должен отдаваться четко, достаточно громко, без резкого повышения голоса.

Отдав рапорт, заместитель командира взвода (дежурный по взводу) делает левой (правой) ногой шаг в сторону с одновременным поворотом направо (налево) и пропускает руководителя занятия вперед. Руководитель контролирует выполнение обучаемыми команды и принимает рапорт, находясь в положении «Смирно».

Если по характеру занятия обучаемые должны находиться в строю, то к началу занятия взвод выстраивается в две шеренги. Для встречи руководителя занятия заместитель командира взвода (дежурный по взводу) подает команду: «Взвод, СМИРНО, равнение на - ПРАВО (на - ЛЕВО, на - СРЕДИНУ)», подходит к руководителю и рапортует, как указано выше.

Если при выполнении команды обучаемыми и в действиях отдающего рапорт допущены ошибки (нечеткость, небрежность, искажение формы рапорта и т.п.), руководитель обязан потребовать их исправления, для чего подает команду «ОСТАВИТЬ» и приказывает повторить выполнение команды или отдачу рапорта.

Приняв рапорт, руководитель занятия здоровается с обучаемыми: «Здравствуйте, товарищи», на что они отвечают, например: «Здравия желаем, товарищ капитан». После этого руководитель проверяет наличие обучаемых, осматривает их внешний вид, обращая внимание на однообразие формы одежды, состояние причесок и заправку обмундирования, чистоту обуви, проверяет наличие оружия, если это предусмотрено содержанием занятия. После этого он осматривает класс (место проведения занятия), обращая внимание на порядок, на положение плакатов, схем, наглядных пособий, чистоту классной доски, наличие мела и тряпки. При наличии недостатков во внешнем виде и нарушений порядка на учебном месте, руководитель требует их устранить немедленно или в установленное им время.

Далее руководитель переходит к проверке качества усвоения обучаемыми пройденного материала, для чего задает заранее подготовленные вопросы. Контрольный опрос военнослужащих должен состоять из теоретической и практической частей.

В обращении с обучаемыми руководитель обязан всегда соблюдать вежливость и выдержку и обращаться к ним на «Вы». Обращаясь к обучаемым, он называет их по званию и фамилии, или только по званию. Например: «Товарищ рядовой», «Сержант Смирнов».

После постановки вопроса руководитель вызывает для ответа одного обучаемого, который должен встать, принять строевую стойку и ответить «Я» или назвать свое звание и фамилию. На требование руководителя: «Отвечайте» («Докладывайте») или «Подойдите к доске» обучаемый отвечает: «Есть» и приступает к ответу или подходит к доске, схеме и четко отвечает на поставленный вопрос. При готовности к ответу на общий вопрос, поставленный руководителем всем присутствующим, а также при необходимости задать вопрос руководителю обучаемый должен, не вставая с места и не разговаривая, поднять руку и ждать вызова руководителя, а после вызова действовать, как указано выше.

При выходе для ответа к доске, схеме и т.д. действия обучаемых должны быть четкими (четкий шаг, повороты в движении и на месте, строевая стойка), а внешний вид - подтянут и опрятен. При ответе обучаемый не должен размахивать руками, а при необходимости пользоваться указкой или писать на доске, он делает это одной рукой, а другая - находится у бедра. Если обучаемому предоставлено время для подготовки к ответу, то по готовности он докладывает руководителю, например: «Товарищ капитан. Рядовой Сидоров к отвечу готов». По окончании ответа во всех случаях он докладывает руководителю, например: «Товарищ капитан. Рядовой Сидоров ответ закончил» и, получив разрешение сесть или приказание на какое-либо действие, отвергает «Есть» и четко выполняет его. Каждый ответ руководитель занятия оценивает, а при необходимости задает дополнительные вопросы.

После короткого подведения итогов усвоения ранее изученного материала руководитель объявляет обучаемым тему, занятие и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до военнослужащих требования мер безопасности применительно к данному занятию, указывает порядок безопасного выполнения элементов предстоящего занятия и переходит к основной части занятия.

Объяснение нового материала должно быть лаконичным и убедительным. Любой вопрос, сложен он или прост, должен излагаться четким и выразительным языком, при этом не обязательно пользоваться планом (планом-конспектом). Он необходим лишь для контроля за последовательностью и полнотой изложения учебного материала и расходом времени, предусмотренного на изучение каждого вопроса. Обращение к обучаемым во время рассказа оживляет занятие, позволяет избежать сухости изложения материала, повышает их внимание к рассказу.

Для развития у обучаемых воинской смекалки и привития навыков сознательного усвоения уставов весьма важно проверить их знания не только путем постановки вопросов и требования ответов на них, но и путем создания обстановки (ситуации), по ходу которой обучаемые могли бы самостоятельно принимать решения, выполнять практические действия с подробным обоснованием их в последующем. Поэтому руководитель при подготовке к занятию должен подготовить вводные, которые он будет отрабатывать с обучаемыми.

Исправлять ошибки в действиях обучаемых можно только в словесной форме, терпеливо и без унижения их личного достоинства.

При проведении занятий, связанных с подачей команд, отдачей распоряжений, докладами о выполнении команд, руководитель требует, чтобы они выполнялись четко, громко, немногословно и в полном соответствии с уставами.

Теоретические положения общевоинских уставов отрабатываются с широким использованием учебных пособий (плакатов, схем, таблиц, макетов, кинофильмов), а практические приемы - с использованием оборудования помещений жилого и служебного фондов.

В ходе теоретических занятий, проводимых, как правило, методом беседы, руководитель, зачитав статью устава, разъясняет ее содержание и значение, для иллюстрации того или иного уставного положения подтверждает его поучительными примерами из исторического опыта, из практики боевой подготовки и повседневной жизни своего подразделения или других подразделений части.

В ходе практического занятия изучается порядок хранения и выдачи оружия и боеприпасов, содержания помещений, инвентаря и оборудования. При изучении обязанностей лиц суточного наряда основное внимание обращается на порядок выдачи и сдачи оружия и боеприпасов, порядок их хранения, практическое выполнение действий при приеме, сдаче поста, его охране и обороне, обращении с оружием; приводятся примеры безупречного выполнения служебного долга военнослужащими, героических поступков часовых и других лиц суточного наряда.

Практическое обучение действиям личного состава по выполнению распорядка дня, по соблюдению образцового повседневного порядка в подразделении, изучение обязанностей дневального (дежурного) по роте, часового и подготовку их к несению службы целесообразно проводить в казарменном расположении и в специально оборудованном караульном городке методом практического показа и тренировки обучаемых.

В начале практического занятия руководитель объясняет и показывает порядок и последовательность выполнения приема, а затем отрабатывает его с обучаемыми.

Отрабатывая практические действия, руководитель добивается четкого и правильного их выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и снова показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

В зависимости от темы, метода обучения учебные вопросы могут отрабатываться последовательно или одновременно. В последнем случае взвод делится на группы, количество которых соответствует количеству учебных мест (отделений). Контроль недостатков и положительных моментов в ходе обучения руководитель занятия осуществляет через сержантов-командиров отделений, которые являются руководителями на учебных местах.

Знания и практические навыки, полученные на занятии, в дальнейшем совершенствуются в повседневной жизни, во время подготовки и в процессе несения службы.

После отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его отработке.

В конце основной части занятия проводится закрепление изученного материала. На основную часть одночасового занятия по общевоинским уставам следует отводить 35-40 минут.

В заключительной части руководитель занятия напоминает тему и цель занятия и как она достигнута. После этого делает разбор действий обучаемых по каждому учебному вопросу, указывает на допущенные ошибки и пути их устранения, дает задание на самоподготовку и отвечает на вопросы.

По сигналу об окончании занятия руководитель дает разрешение на объявление перерыва или конца занятий. Дежурный по взводу (заместитель командира взвода) встает, со своего места, строевым шагом выходит на первую линию столов, поворачивается лицом к обучаемым и подает команду: «Взвод, СМИРНО», Руководитель прощается: «До свидания, товарищи», а обучаемые отвечают, например: «До свидания, товарищ капитан», затем руководитель командует «Вольно» и выходит из класса (даёт указания на дальнейшие действия). Если руководитель задерживается в классе, то он командует: «Вольно», «Можно выходить». Если по характеру занятия обучаемые должны находиться в строю, то к концу занятия взвод выстраивается в две шеренги, а дежурный по взводу (заместитель командира взвода) выходит на середину строя и действует так, как указано выше.

Руководитель занятия обязан в течение всего занятия, поддерживать высокую воинскую дисциплину, немедленно и решительно пресекать небрежность в обращении и действиях, попытки пререканий и проявлений нетактичности.


 

ПЛАН
проведения занятия

 

по общевоинским уставам

 

Тема:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: