- с философией, которая является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.
- с психологией. Опора на законы психологической деятельности и развития личности, учет механизмов становления личности.
- с биологией. Выявление соотношения природных и социальных факторов развития человека.
- с антропологией. Опора на интегрированные знания о феномене человека.
- с медициной. Учет закономерностей функционирования организма человека с патологическим развитием систем органов.
- с экономическими науками. Один из факторов развития педагогики – экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.
- с социологией, занимаются выявлением основных тенденций развития групп и слоев населения.
- с политологией, так как образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов.
К числу партнеров педагогики при исследовании различных образовательно-воспитательных проблем относятся и многие другие науки: юриспруденция, демография, информатика, статистика, история и др.
5. Роль педагогики в развитии личности.
Задатки – природная предрасположенность к той или иной деятельности. Это потенциальные возможности для развития способностей.
Индивид – это отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам. Индивидуальность – это непохожесть и отличие одного человека от другого, одной личности от другой.
Личность – это человек, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность.
|
Наследственность – это воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.
Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.
Развитие – процесс количественных и качественные изменений в личности и человеческой общности, ведущих к повышению уровня возможностей в достижении жизненного успеха. Развитость – уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, жизнестойких, профессионально важных (например, педагогических, технических, юридических, музыкальных и др.) качеств, особенностей, общих и специальных способностей человека.
Социализация личности – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности. Факторы развития личности – все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности.
Формирование – это результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания.
Развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное. В развитии, свойственном человеку, выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).
|
В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этого понятия. В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, когда речь идет о каком-либо изменении: прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др.
В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.
Таким образом, развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
6. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, социализация, развитие.
Воспитание
Воспитание (в широком социальном смысле) – передача исторически накопленного опыта от старших поколений к младшим.
Воспитание (в узком социальном смысле) – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определенных знаний, взглядов, убеждений.
Воспитание (в узком педагогическом смысле) – организация деятельности.
Образование