· Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.
· Социализация предполагает социальную адаптацию, развитие, самоопределение и самореализацию личности.
· Эти задачи могут решаться стихийно и целенаправленно всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Целенаправленный процесс и есть образование.
«Образование» происходит от слова «образ» - это единый процесс:
· физического и духовного формирования личности,
· процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы,
· на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, энергичный предприниматель, спартанский воин).
Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система,
- функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными),
- идейно нравственными ценностями, нормами поведения,
содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Обучение
Обучение:
Преподавание – система действий обучающего, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учащихся с целью формирования системы знаний умений и навыков, их воспитания и развития.
Учение – целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, пеобразующая деятельность обучаемого по овладению системой знаний, способов их переработки, хранения и применения, в ходе которой происходит развитие и воспитание личности.
|
Формирование
Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических. Воспитание - один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Понятие «формирование» — еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на очень широкое применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Известный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности» (Груздев П. Н. Вопросы воспитания и обучения. -М., 1949.-С. 14).
Социализация
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе
Развитие
Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия — развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.
|
Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.
Развитие человека — это сложный процесс движения от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому.
Источник — противоречия, борьба противоположностей.
Условия — взятые в единстве внутренние (самодвижение) и внешние (среда).
Факторы — наследственность, среда обитания, социально-экономические условия, микросреда, воспитание, собственная деятельность.
Взаимосвязь — немыслимо без обучения, образования, воспитания, деятельности и общения.