Последующие события, касающиеся членов Отряда Хранителей




Л.Ш.

1422 Согласно летосчислению Шира с началом этого года началась четвёртая эпоха, хотя счёт лет продолжен по-прежнему.

1427 Вилл Белолап сложил полномочия. Старостой Шира избран Сэммиум. Перегрин Крол женится на Диамонд из Долгого Лога. Король Элессар издаёт указ, запрещающий людям переступать границы Хоббитании, и делает его свободной страной под защитой Северного Скипетра.

1430 Рождение Фарамира, сына Перегрина.

1431 Рождение Златовласки, дочери Сэммиума.

1432 Мериардок, прозванный Великолепным, становится Господином Забрендии. Герцог Эомир и госпожа Эовин из Итилии присылают ему богатые дары.

1434 Перегрин становится Господином Кролом и Таном. Король Элессар делает Тана, Господина Забрендии и Старосту советниками Северного королевства. Мастер Сэммиум избран Старостой во второй раз.

1436 Король Элессар едет на север и некоторое время живёт у озера Сумеречного. Он приходит к Брендидуинскому Мосту и там встречается со своими друзьями. Он отдаёт Звезду дунедаинов мастеру Сэммиуму, а Эланор становится фрейлиной королевы Арвен.

1441 Мастер Сэммиум становится Старостой в третий раз.

1442 Мастер Сэммиум, его жена и Эланор едут в Гондор и остаются там на год. Обязанности старосты выполняет мастер Толман Хлопкинс.

1448 Мастер Сэммиум становится Старостой в четвёртый раз.

1451 Эланор Прекрасная выходит замуж за Фастреда с Зелёного Холма на Дальних Всхолмьях.

1452 Шир расширяется за счёт земель Западного Предела от Дальних Всхолмий до Башенных Холмов (Эмин Бераид), дарованных королём Элессаром. Многие хоббиты переезжают туда.

1454 Рождение Эльфстана Благолепа, сына Фастреда и Эланор.

1455 Мастер Сэммиум становится Старостой в пятый раз. По его просьбе Тан делает Фастреда Стражем Западного Предела. Фастред и Эланор поселяются в Подбашенке на Башенных Холмах, где их потомки, Благолепы из Башен, продолжают жить на протяжении многих поколений.

1462 Мастер Сэммиум становится Старостой в шестой раз.

1463 Фарамир Крол женится на Златовласке, дочери Сэммиума.

1469 Мастер Сэммиум становится Старостой в седьмой и последний раз. К концу его службы, в 1476 г., ему было 96 лет.

1482 Смерть госпожи Розы, жены мастера Сэммиума, в День Середины Лета. 22 сентября мастер Сэммиум уезжает из Торбы. Он приходит к Башенным Холмам, где его последней видит Эланор. Он передаёт ей Красную Книгу, которая впоследствии хранилась у Благолепов. Среди них бытует предание, что, как поведала Эланор, Сэммиум миновал Башни и отправился в Серые Гавани, и ушёл за Море, последним из Хранителей Кольца.

1484 Весной этого года в Забрендию пришло послание из Ристании, что герцог Эомир хочет опять повидать мастера Холдвина. Мериардок был тогда стар (102 года), но ещё крепок. Он посоветовался со своим другом Таном, после чего они вскоре передали своё добро и должности сыновьям, поехали к Сарн Форду и переправились через него. Больше в Шире их не видели, но слышали, что мастер Мериардок прибыл в Эдорас и оставался с герцогом Эомиром до самой его смерти той же осенью. Затем он и тан Перегрин отправились в Гондор и провели немногие оставшиеся им годы в этом королевстве, где и умерли и были положены на Рат Динен среди великих Гондора.

1541 В этом году, 1-го марта пришло, наконец, время кончины короля Элессара. Сказано, что ложа Мериардока и Перегрина были поставлены рядом с ложем великого короля. Затем Леголас построил в Итилии серый корабль, поднял парус, спустился вниз по Андуину и ушёл за Море. И говорят также, что гном Гимли отправился с ним. И когда корабль скрылся из виду, в Средиземье пришёл конец братству Хранителей Кольца.


 

Приложение С

ФАМИЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ

 

Перечисленные в этих деревьях имена представляют собой лишь выборку из гораздо большего их числа. Большинство были либо гостями Бильбо на Прощальном Угощении, либо их предками по прямой линии. Имена гостей, присутствовавших на Угощении, выделены жирным шрифтом. Упомянуты также другие личности, тем или иным образом принимавших участие в изложенных событиях. В дополнение представлена генеалогическая информация, касающаяся Сэммиума, ставшего родоначальником семейства Садовников, впоследствии весьма влиятельного и знаменитого.

Даты после имён относятся к году рождения (и смерти, если её дата известна). Все они даны по летосчислению Шира, начинающегося от перехода через Брендидуин братьями Марко и Бланко в 1-й год по счёту Хоббитании (1601 г. третьей эпохи).

 

 

 

 


 

Приложение D

 

КАЛЕНДАРЬ ШИРА

неизменный для любого года

 

(1) Послейоль

йоль        
         
         
       
       
       
       

(2) Сольмат

       
       
       
         
         
       
       

(3) Рете

       
       
       
       
       
         
         

(4) Астрон

         
         
       
       
       
       
       

(5) Тримидж

       
       
         
         
       
       
       

(6) Долит

       
       
       
       
         
         
        лит

 

День Середины года

(Сверхлит)

 

(7) Послелит

лит        
         
         
       
       
       
       

(8) Видмат

       
       
       
         
         
       
       

(9) Халимат

       
       
       
       
       
         
         

(10) Зазимок

         
         
       
       
       
       
       

 

(11) Блотмат

       
       
         
         
       
       
       

(12) Дойоль

       
       
       
       
         
         
        йоль

 

Каждый год начинается с первого дня недели, субботы, и кончается последним днём недели, пятницей. День Середины года и Сверхлит, приходящийся на високосные годы, в неделю не входят и потому названия не имеют. День, предшествующий Дню Середины года, называется 1-е лита, следующий за ним — 2-е лита. День йоля в конце года называется 1-е йоля, а в начале — 2-е йоля. Сверхлит — день особого праздника, но он не пришёлся ни на один год, существенный для истории Одного Кольца. Зато он выпал на 1420, год небывалого урожая и дивного лета, и говорят, что такого веселья не упомнят ни сами хоббиты, ни летописи.

 

Календари

Календарь Шира несколько отличается от наших. Без сомнения, год был той же самой длины (365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд), поскольку, хоть и очень много времени прошло с тех пор в годах и жизнях людей, на памяти Земли это было не так уж давно. В летописях, составленных хоббитами, говорится, что у них не было «недель», пока они ещё оставались бродячим народом, и, хотя у них были «месяцы», более или менее соответствующие Луне, их счёт дат и времени был приблизителен и неточен. В западных землях Эриадора, где они начали оседать, они приняли королевское летосчисление дунедаинов, перенятое, безусловно, от эльдер, но хоббиты Шира внесли в него некоторые незначительные изменения. Этот календарь, или, как его называли, «летосчисление Шира», со временем был принят также и в Бри, за тем исключением, что в Хоббитании счёт лет шёл с 1-го года от колонизации Шира.

В старых легендах и преданиях зачастую очень сложно найти точные сведения касательно того, что в те дни считалось само собой разумеющимся и общеупотребительным, как, например, названия букв, дней недели или названия и длину месяцев. Но благодаря общему интересу к генеалогии и частично древней истории, которую самые учёные из хоббитов приобрели после Войны за Кольцо, хоббиты в Шире, по-видимому, серьёзно озаботились вопросами датировки и даже рисовали сложные таблицы, демонстрирующие связь их системы со всеми прочими. Я[29] не силён в подобных вещах и, возможно, наделал множество ошибок, но, во всяком случае, хронология самых важных лет по летосчислению Шира — 1418 и 1419 — настолько подробно приведена в Красной Книге, что особого сомнения в датах и времени происходивших событий быть не может.

 

Кажется очевидным, что эльдер в Средиземье, которые, как заметил Сэммиум, имели в своём распоряжении гораздо больше времени, считали более длинными периодами, и взятое из квенья слово «йен» (yen), часто переводимое как «год» (year), на самом деле означает 144 наших года. Эльдер везде, где было возможно, предпочитали считать шестёрками и дюжинами. Сутки, или «день» по солнцу они называли «рё» (re) и считали от заката до заката. В «йене» было 52 596 дней. Больше для ритуальных, чем для практических целей, у эльдер была неделя, или «энквиё» (enquiё), состоящая из шести дней, и йен состоял из 8 766 таких «энквиё», счёт которым шёл по порядку на протяжении всего этого промежутка времени.

В Средиземье эльдер придерживались также короткого периода, или солнечного года, который они называли «коранар» (coranar), или «солнцеворот», когда он более-менее соответствовал астрономическому году, но обычно (и особенно в северо-западных землях) пользовались «лоа» (loa), «ростом», когда во внимание принимались в основном изменения в растительности, что вполне обычно для всех эльфов. «Лоа» делился на периоды, которые можно рассматривать как длинные месяцы или короткие сезоны. Без сомнения, в разных регионах они варьировались, но хоббиты приводят только сведения, касающиеся календаря в Имладрисе. Этот календарь насчитывает шесть «сезонов», которые на языке квенья звучат как «туилё» (tuilё), «лаирё» (lairё), «йавиё» (yaviё), «квеллиё» (quellё), «хривиё» (hrivё), «койрё» (coirё) и переводятся примерно как «весна», «лето», «осень», «увядание», «зима», «шевеление». На языке синдар они назывались «этуил» (ethuil), «лаер» (laer), «йавас» (iavas), «фирит» (firith), «рхьёв» (rhiw), «эхир» (echuir). «Увядание» называлось также «ласе-ланта» (lasse-lanta), «листопад», или, на языке синдар, «угасание солнца».

В «лаирё» и «хривиё» было по 72 дня, в остальных «сезонах» по 54 дня в каждом. «Лоа» начинался с «йестарё» (yestarё), дня, идущего непосредственно перед «туилё», и кончался «меттарё» (mettarё), днём, следующим сразу за «койрё». Между «йавиё» и «квеллиё» вставлялись три «эндери» (enderi), или «срединных дня». Всё вместе это составляло год, длиной 365 дня, к которому каждые двенадцать дет добавляли двойные «эдери» (дополнительные 3 дня).

Как поступали с накапливающейся погрешностью, не вполне ясно. Если продолжительность года тогда была такой же, как сейчас, тогда «йен» неизбежно получался длиннее, чем требовалось, больше, чем на сутки. То, что погрешность действительно была, демонстрирует пометка в Красной Книге относительно календарей, из которой явствует, что по «летосчислению Раздола» последний год каждого третьего «йена» укорачивали на три дня благодаря отмене двойных «эндери», но «в наше время этого не случалось». О том, исправляли ли как-либо оставшуюся погрешность, записей не осталось.

 

Нуменорцы изменили этот порядок. Они делили «лоа» на более короткие и равномерные периоды и остались верными обычаю начинать год с середины зимы, как поступали люди на северо-западе, от которых они вели своё происхождение с первой эпохи. Позднее они перешли также на неделю из 7 дней и стали считать сутки от восхода (из-за кромки восточного моря) до восхода.

Нуменорская система, в том виде, в каком она использовалась в Нуменоре, а также в Арноре и Гондоре до конца эпохи королей, называлась «королевским летосчислением». Обычный год состоял из 365 дней. Он делился на двенадцать «астар» (astar), или месяцев, десять из которых насчитывали по 30 дней, а два по 31 дню. Длинными «астар» были месяцы, примыкавшие к Середине года, которые приблизительно соответствовали нашему июню и июлю. Первый день года назывался «йестарё» (yestarё), день Середины года (183-й) носил название «лоёндё» (loёndё), а последний день — «меттарё» (mettarё); эти 3 дня не входили ни в один месяц. Каждый четвёртый год, за исключением последнего года столетия, или «хараниё» (haraniё), «лоёндё» заменяли двумя «эндери», или «срединными днями».

Такой счёт лет в Нуменоре начался с 1 года второй эпохи. Недочёт, возникший из-за вычитания 1 дня из последнего года столетия, не был исправлен вплоть до последнего года тысячелетия, оставив тысячелетнюю недостачу в 4 часа, 46 минут, 40 секунд. Добавочный день прибавлялся в Нуменоре в 1000, 2000 и 3000 гг. второй эпохи. После Крушения в 3319 г в.э. изгнанники сохранили ту же систему счисления, которая, однако, была серьёзно сдвинута с началом третьей эпохи и введением новой нумерации: 3442 г. в.э. стал 1 г. т.э. Поскольку високосным годом вместо 3 г т.э. (3444 г в.э.) стал 4 г т.э, из-за дополнительного короткого года в 365 дней тысячелетняя недостача составила 5 часов, 48 минут,46 секунд. Поправка была сделана 441 год спустя, в 1000 г т.э. (4441 г. в.э.), а также в 2000 г т.э. (5441 г в.э.). Чтобы уменьшить неизбежные ошибки и учесть накопившиеся тысячелетние недостачи, правитель Мардил с 2060 г. т.э. ввёл исправленный календарь путём специального прибавления 2 дней к 2059 г (5500 г в.э.), который приходился на 5,5 тысячелетия с начала использования нуменорской системы. Но и после этого по-прежнему не хватало около 8 часов. Хадор добавил 1 день к 2360 г, хотя накопившаяся недостача была тогда несколько меньше суток. После этого никаких поправок не делалось, поскольку в 3000 г т.э., пребывая под угрозой неизбежной войны, этим попросту пренебрегли. Но к концу третьей эпохи, т.е. спустя 660 лет, общий недочёт ещё не составил 1 суток.

Исправленный календарь, введённый Мардилом, получил название «летосчисление правителей» и постепенно был принят большинством народов, говорящих на всеобщем языке, за исключением хоббитов. Все месяцы в этом календаре были по 30 дней плюс два дополнительных дня, не относящихся ни к какому месяцу, которые вставлялись первый между третьим и четвертым месяцами (мартом и апрелем), а второй между девятым и десятым (сентябрём и октябрём). Эти 5 дней, не входящие ни в один месяц, а именно «йестарё», «туилерё», «лоёндё», «йавиерё» и «меттарё», были праздничными.

 

Хоббиты отличались консервативностью и продолжали пользоваться «королевским летосчислением», адаптированным к их собственным обычаям. Их месяца все были одинаковыми и содержали по 30 дней каждый, но у них имелось 3 Летних дня между июнем и июлем, которые в Шире называли Лит (Lithe) или Дни лита. Последний день года и первый день следующего года назывались Днями йоля. Дни йоля и Дни лита не входили в какой-либо месяц, так что 1 января было вторым, а не первым днём года. Каждый четвёртый год, за исключением последнего года столетия[30] вставляли четыре Дня лита. Дни лита и Дни йоля были главными праздниками и временем пиров. Дополнительный день Лита добавляли после Дня Середины лета, поэтому 184-й день високосного года назывался Сверхлит и его отмечали особенно весело. На Йоль праздники продолжались целых шесть дней, включая три последних и три первых дня каждого года.

Население Шира внесло в календарь собственное незначительное изменение (со временем принятое также и в Бри), которое назвали Хоббитанской реформой. Ежегодное смещение названий дней недели относительно дат хоббиты Шира находили неряшливым и неудобным, поэтому в дни Ломискала II они сошлись на том, что дополнительный день, который и сбивает последовательность, не должен носить названия дня недели. После этого День Середины лета (и Сверхлит) сохранили только собственное наименование и перестали относиться к какой-либо неделе. В результате этой реформы любой год теперь начинался с первого дня недели и кончался её последним днём, и любая дата, приходящаяся на один год, выпадала на тот же день недели и во все остальные годы, поэтому хоббиты Шира перестали проставлять дни недели в письмах и дневниках.[31] Для домашнего пользования это было весьма удобно, однако доставляло некоторые хлопоты, если случалось заезжать дальше Пригорья.

 

В приведённых выше заметках, как и в самой повести, я[32] пользовался для обозначения месяцев и дней недели нашими современными названиями, хотя, конечно, ни эльдар, ни дунедаины, ни сами хоббиты так не поступали. Перевод названий со всеобщего языка казался мне необходимым, чтобы избежать путаницы; тем более, что названия сезонов по смыслу более или менее совпадают с нашими, во всяком случае, в Шире. Но, судя по всему, День Середины лета должен был как можно более точно совпадать с летним солнцестоянием. В этом случае календарь Хоббитании опережает наш примерно на десять дней, так что наш Новый год приблизительно соответствует 9 января по счёту Шира.

Во всеобщем языке названия месяцев на квенья сохранились примерно по той же причине, по какой в наши дни широко используют латинские названия в других языках. Они звучали как «нарвиниё» (narvinyё), «ненимё» (nenimё), «сулимё» (sulimё), «вирессё» (viressё), «лотессё» (lotessё), «нариё» (nariё), «кермиё» (cermiё), «уримё» (urimё), «яванниё» (yavanniё), «нарквелиё» (narqueliё), «хизимё» (hisimё), «рингарё» (rinrarё). Названия на языке синдар (которыми пользовались только дунедаины) были следующими: «нарваин» (narwain), «нинуи» (ninui), «гваэрон» (gwaeron), «гвирит» (gwirith), «лотрон» (lothron), «норуи» (norui), «кервет» (cerveth), «уруи» (urui), «иваннет» (ivanneth), «нарбелет» (narbeleth), «хитуи» (hithui), «гиритрон» (girithron).

Однако хоббиты, как в Шире, так и в Бри, не приняли эту всеобщую номенклатуру и остались верны своим старомодным местным названиям, которые они, по-видимому, переняли в древности от людей, живших в долине Андуина; во всяком случае, сходные названия сохранились в Доле и Рохане. Значение этих имён, выдуманных людьми, сами хоббиты, как правило, давно позабыли, даже если когда-то и знали, поэтому и форма их со временем стала тёмной и малопонятной. Так. например, «-мат» (math) в конце некоторых из названий является сокращением слова «месяц» (month).

Названия месяцев, принятые в Шире, перечислены в календаре. Следует отметить только, что «сольмат» (solmath) часто произносили, а иногда и писали как «сомат» (somath); «тримидж» (thrimidge) часто писали как «тримич» (thrimich), в архаической форме «тримильх» (thrimilch); а «блотмат» (blotmath) произносили как «блодмат» (blodmath) или «бломмат» (blommath). В Бри названия месяцев отличались. Это были «фрери» (frery), «сольмат» (solmath), «рете» (rethe), «хитинг» (chithing), «тримидж» (thrimidge), «лит» (lithe), Летние дни, «меде» (mede), «видмат» (wedmath), «житень» (harvestmath), «подзимок» (wintering), «крутень» (blooting), «йольмат» (yulemath). «Фрери», «хитинг» и «йольмат» употреблялись также в Восточном уделе.[33]

 

Хоббитанская неделя перенята у дунедаинов, поэтому названия дней представляют собой перевод тех названий, которые были приняты в Северном королевстве и, в свою очередь, почерпнуты у эльдар. Шестидневная неделя эльдар состояла из дней, посвященных или названных в честь звёзд, солнца, луны, двух деревьев, небес и валар, или сил,— именно в таком порядке, и последний день был главным днём недели. Их имена звучали на квенья «элениа» (elenya), «анариа» (anarya), «исилиа» (isilya), «алдайя» (alduya), «менелиа» (menelya), «валаниа» (valanya) или «тарион» (tarion). На синдар эти имена звучали как «оргилион» (orgilion), «оранор» (oranor), «оритил» (orithil), «оргаладхад» (orgaladhad), «орменель» (ormenel), «орбелаин» (orbelain) или «родин» (rodyn).

Нуменорцы сохранили это значение и порядок, но изменили название четвёртого дня на «альдёа» (aldёa) или «оргалад» (orgaladh), поскольку посвящали его только Белому Дереву, от которого, как считалось, вёл свой род Нимлот, который рос в Нуменоре в королевском дворе. Кроме того, пожелав ввести седьмой день и будучи великими мореходами, они после «дня неба» добавили «день моря»: «эарения» (earenya), или «ораэарон» (oraearon).

Хоббиты переняли этот порядок, однако смысл переводных обозначений дней вскоре забылся или перестал приниматься во внимание, и потому слова сильно сократились, особенно в повседневном произношении. Первый перевод нуменорских названий был сделан, очевидно, не менее чем за два тысячелетия до конца третьей эпохи, когда неделя дунедаин (первое, что прижилось из их летосчисления среди чужих народов) была принята людьми на севере. Как и с названиями месяцев, хоббиты остались верны этим переводным названиям, хотя во всех остальных землях, где говорили на всеобщем языке, использовали обозначения дней недели на квенья.

В Шире сохранилось совсем немного древних документов. В конце третьей эпохи самым примечательным из них Жёлтая Кожа, или Летопись Кролгорда[34]. Первые записи в ней сделаны, по-видимому, более чем за девятьсот лет до рождения Фродо, и подробно процитированы в анналах и генеалогиях Красной Книги. Названия дней недели предстают там в архаичных формах, древнейшая из которой звучит следующим образом: (1) «стеррендеи» (sterrendei), (2) «зуннедеи» (sunnendei), (3) «монендеи» (monendei), (4) «тревесдеи» (trewesdei), (5) «хевенсдеи» (hevensdei), (6) «мересдеи» (meresdei), (7) «хайдеи» (highdei). В языке, на котором говорили во времена Войны за Кольцо, они превратились в «стердей» (sterday), «сандей» (sunday), «мондей» (monday), «трюсдей» (trewsday), «хевенсдей» (hevensday) или «хенсдей» (hensday), «мерсдей» (mersday), «хайдей» (highday).

Эти названия я также перевёл на наши имена, начав, разумеется, с воскресенья и понедельника, которые, благодаря совпадению, носили в Шире те же названия, что и в современном английском языке, и переименовав по порядку остальные дни. Однако следует отметить, что ассоциации, связанные с днями недели, в Хоббитании иные. Главным был последний день недели, пятница («день высших сил», «хайдей»), который после полудня считался праздничным и предназначенным для вечерних пиров. Таким образом, суббота соответствует нашему понедельнику, а четверг — нашей субботе.[35]

 

Следует упомянуть также о некоторых других названиях, которые имеют отношение ко времени, хотя и не употреблялись в точном летосчислении. Времена года обычно носили имена: весна — «туилё» (tuilё), лето — «лаирё» (lairё), осень (или жатва) — «йавиё» (yaviё), зима — «хривё» (hrivё). Но точно обозначенных границ они не имели, и последняя часть осени и самое начало зимы было принято называть также «квеллё» (quellё) или «ласселанта» (lasselanta).

Эльдар уделяли особое внимание сумеркам (в северных регионах), особенно времени угасания и зажигания звёзд. И имели для этих часов много названий, самыми употребительными из которых были «тинодомё» (tindomё) и «андомё» или «ундомё» (undomё). Первое употреблялось чаще для поры рассвета, а второе, «андомё»,— для вечера. На синдар сумерки назывались «уиал» (uial), а более точно — «минуиал» (minuial) и «адуиал» (aduial). В Шире эти же часы называли «утренний морок» (morrowdim) и «вечерние сумерки» (evendim). Отсюда. оз. Сумеречное (Lake Evendim) как перевод Ненуиал (Nenuial).

 

Для повествования о Войне за Кольцо важны исключительно даты по летосчислению Шира. Все дни, месяца и годы в Красной Книге переведены на систему, принятую в Хоббитании, или соотнесены с ней в примечаниях. Таким образом, дни и месяцы, встречающиеся во «Властелине Колец», даны в соответствии с календарём Шира. Единственные моменты, в которых разница между нашим и их календарём существенна для истории в её решающий момент, т.е. в конце 3018 и начале 3019 гг. (1418–1419 гг. по летосчислению Шира), заключаются в следующем. В октябре 1418 г. только 30 дней, 1 января приходится на второй день 1419 г, а в феврале 30 дней, поэтому 25 марта, дата падения Барат-дура, должна соответствовать 27 марта по нашему календарю, если допустить, что наш год начинается тогда же, когда и в Шире. Однако по летосчислению королей и правителей эта дата приходится на 25 марта.

Новое летосчисление введено в восстановленном королевстве в 3019 г. т.э. Оно представляет собой возврат к королевскому летосчислению, изменённому таким образом, чтобы соответствовать началу весны в «лоа» эльдар.[36]

По Новому летосчислению год начинается 25 марта по старому стилю в память о падении Саурона и подвиге Хранителей Кольца. Месяцы сохранили свои прежние названия, начинаясь теперь с «вирессё» (апреля), но сдвинуты на пять дней по сравнению с тем, что было прежде. В каждом месяце 30 дней. Три Срединных дня («эндери»), второй из которых носит название «лоёндё», приходятся между «йаванниё» (сентябрь) и «наркуелиё» (октябрь), что соответствует 23, 24 и 25 сентября по старому стилю. Но в честь Фродо 30 йаванниё, которое соответствует бывшему 22 сентября, его дню рождения, объявлено праздником, а в високосные годы к этому дню добавляется ещё один праздничный день, который носит название «кормарё» (cormarё), или День Кольца.

Считается, что четвёртая эпоха началась с уходом господина Элронда, что произошло в сентябре 3021 г, но для удобства летописцев в королевстве 1-м годом четвертой эпохи принято считать год, который начался, согласно новому летосчислению, 25 марта 3021 г. по старому стилю.

Это летосчисление в годы правления короля Элессара было принято во всех принадлежащих ему землях, за исключением Хоббитании, где сохранился прежний календарь и был продолжен счёт лет по летосчислению Шира. Таким образом, 1-й год четвертый эпохи стал 1422-м, и во всех случаях, когда хоббиты упоминают о смене эпохи, они придерживаются того, что произошло это во 2-й день йоля 1422 г, а не в предыдущем марте.

Нет ни одной записи, свидетельствующей о том, что население Шира отмечало каким-либо особым образом 25 марта или 22 сентября, но в Западном уделе, особенно в окрестностях Хоббитона и Кручи сложился обычай устраивать праздник и танцевать на Гостевом Поле, если погода позволяет, 6 апреля. Кто говорит, что в этот день родился старый Сэм Садовник, кто считает, что именно в этот день впервые расцвело в 1420 г Золотое Дерево, а кто — что это день эльфийского Нового года. В Забрендии каждое 2 ноября[37] на закате звучит Рог Рохана, после чего загораются костры и устраивается весёлый праздник.


 

Приложение F

 

ЯЗЫКИ И НАРОДЫТРЕТЬЕЙ ЭПОХИ

Язык, представленный в этой истории как английский, на самом деле в третью эпоху назывался «вестрон» (westron) или «всеобщим языком» в западных странах Средиземья. В течение третьей эпохи он стал родным языком практически для всех «говорящих» народов (кроме эльфов), которые жили в пределах границ древних королевств Арнора и Гондора, т.е. на север от Умбара вдоль всех побережий до залива Форохель и внутрь материка вплоть до Мглистых гор и Эфель Дуата. Он распространился также к северу вверх по течению Андуина и занял территории западнее Реки и восточнее гор вплоть до Ирисной низины.

К моменту Войны за Кольцо в конце третьей эпохи границы распространения этого языка как родного оставались теми же, хотя большая часть Эриадора к тому времени опустела, и очень мало людей жило на берегах Андуина между Ирисной низиной и Рэросом.

В лесу Друадан, что в Анории, скрывались ещё остатки древнего племени диких людей, а в холмах Сирых равнин сохранились люди из старого народа полеван, заселявшего прежде большую часть Гондора. Они оставались верны собственным наречиям, тогда как в степях Рохана жил теперь северный народ, ристанийцы, которые пришли в эти земли пятью столетиями раньше. Но всеобщий язык употреблялся в качестве второго языка для общения всеми, кто сохранял собственный язык, даже эльфами, не только в Арноре и Гондоре, но и во всех долинах Андуина и к востоку вплоть до дальних окраин Лихолесья. Даже среди диких людей и полеван, сторонившихся прочих, были те, кто мог говорить на нём, хотя и ломано.

 

Об эльфах

Ещё в Древние дни эльфы разделились на две основные ветви: западные эльфы (эльдер) и восточные эльфы. Последние составляли большую часть населения Лихолесья и Лориэна, но их языки не фигурируют в это истории, поскольку все эльфийские имена и слова даны на языке эльдер[38].

Из языков эльдер в этой книге встречаются два: язык высших эльфов, или квенья, и язык серых эльфов, или синдар. Язык высших эльфов был древним языком Эльдамара, что за Морем, и первым, который вообще был записан. В повседневной жизни он более не употреблялся, но, подобно «эльфийской латыни» использовался высшими эльфами, которые в конце первой эпохи вернулись изгнанниками в Средиземье, для церемоний и рассуждений о высоких предметах в преданиях и гимнах.

Язык серых эльфов изначально был близок к квенья, потому что на нём говорили те эльдер, которые, придя к берегам Средиземья, не ушли за Море, но остались у побережий в землях Белерианда. Здесь их королём стал Тингол Серый Плащ из Дориата, и в долгих сумерках язык их изменился, как меняется всё в смертных землях, и далеко отошёл от языка заморских эльдер.

Изгнанники, жившие среди более многочисленных серых эльфов, в быту перешли на синдар; именно потому на нём говорят все владыки и владычицы эльфов, которые появляются в этой истории, поскольку все они из расы эльдер, хотя народы, которыми они правят, не столь высокого происхождения. Благороднейшей из них всех была Владычица Галадриэль из королевского дома Финарфина, сестра Финрода Фелагунда, короля Нарготронда. В сердцах всех Изгнанников как вечное, никогда не стихавшее беспокойство, жила тяга к Морю; в сердцах серых эльфов это стремление дремало, но, однажды проснувшись, оно уже не могло быть утолено.

 

О людях

Вестрон был языком людей, хотя смягчившимся и обогатившимся благодаря влиянию эльфов. Изначально это был язык тех, кого эльдер называли «атани» (atani) или «эдаин» (edain), «отцы людей»: людей, принадлежавших главным образом к Трём Домам друзей эльфов, которые пришли на запад в Белерианд в первую эпоху и помогли эльдер в Войне за Великие Алмазы против Тёмной Силы на севере.

После ниспровержения Тёмной Силы, при котором Белерианд был большеё частью затоплен или разрушен, друзьям эльфов было даровано право уйти, как эльдер, по Морю на Запад. Но, поскольку Бессмертное Королевство было запретно для них, то специально ради них гораздо западнее всех смертных земель был поднят большой остров. Имя этого острова было Нуменор (Заокраинный Запад). Таким образом, большинство друзей эльфов покинули Средиземье и переселились на Нуменор, где превратились в большой и сильный народ знаменитых мореходов и владык множества кораблей. Они были красивы лицом, высоки, и нить их жизни была в три раза длиннее, чем жизнь людей Средиземья. То были нуменорцы, короли людей, которых эльфы звали дунедаин.

Дунедаины единственные из всех рас людей знали эльфийский язык и говорили на нём, поскольку их праотцы выучили язык синдар и передали его своим детям как ценное знание, которое мало менялось с течением лет. А их мудрецы выучили также язык высших эльфов, квенья, который ценили превыше всех прочих языков, и давали на нём название местам, пользовавшимся известностью и почётом, а также королям и прославленным мужам.[39]

Но родным языком нуменорцев оставалось по большей части их древнее людское наречие адунаик, и именно к нему вернулись их короли и владыки в последние дни их гордости, отказавшись от эльфийского языка, за исключением тех немногих, кто ещё поддерживал давнюю дружбу с эльдер. В годы своего могущества нуменорцы держали много фортов и гаваней на западных побережьях Средиземья в помощь своим кораблям, и одним из числа главных из них был Пеларгир близ устья Андуина. В нём говорили на адунаике, который, вобрав в себя множество слов из языков низших людей, превратился во всеобщий язык и распространился оттуда вдоль побережий среди всех, кто вёл дела с Заокраинным Западом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: