Программа курса профессиональной переподготовки




ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

 

В результате изучения образовательной программы у слушателя должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

 

 

знать:

· генезис формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);

· нормативные методы и методики;

· современные достижения в области методики обучения, в том числе использование новых информационных технологий;

· теоретический материал по психологии, характеризующий индивидуальные особенности обучающихся;

· типичные педагогические ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

· функции педагогической оценки;

· виды педагогической оценки;

· что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;

· современные средства и методы построения образовательного процесса;

· основы педагогики и психологии;

· основы трудового законодательства;

· основы работы на персональном компьютере;

· правила по охране труда и пожарной безопасности.

· закон российской Федерации "Об образовании";

· Конвенцию о правах ребенка;

· основы физиологии и гигиены, общетеоретических дисциплин в объеме;

· порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного образования;

· тенденции и инновации в науке, технике, культуре, искусстве и спорте (по профилю);

· нормативные документы в рамках компетенции;
правила охраны труда.

 

уметь:

· разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты;

· продемонстрировать свои достижения;

· построить индивидуализированную образовательную программу;

· показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира;

· поставить учебные задачи в соответствии с возможностями ученика;

· демонстрировать успехи обучающихся родителям, одноклассникам;

· показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов;

· демонстрировать личностно- ориентированные методы образования;

· использовать в учебном процессе современные методы обучения;

· использовать знания по психологии в организации учебного процесса;

· разработать индивидуальные проекты на основе личных характеристик обучающихся;

· пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;

· использовать различные базы данных в образовательном процессе;

· обосновать выбор учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом;

· продемонстрировать педагогического оценивания на конкретных примерах;

· перейти от педагогического оценивания к самооценке;

· дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи;

· выявлять и формировать устойчивые профессиональные интересы и склонности по профильной области знаний.

· использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности;

· использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;

· использовать типовые и авторские программы. Разрабатывать конспекты занятий.

· составлять компилятивные программы. Разрабатывать методические рекомендации к программному материалу, сценарии;

· обосновать выбранные методы и средства обучения;

· квалифицированно владеть теми знаниями и приемами, которым педагог обучает учащихся (русский язык, литература, математика, музыка, иностранный язык и т. д.);

· пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой;

· уметь вести обучение дистанционно.

 

владеть:

 

· конкретным набором способов перевода темы в задачу;

· методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте;

· различными методами оценивания и их применение;

· методами решения различных задач;

· методами диагностики индивидуальных особенностей;

· учётом особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;

· набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;

· критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;

· осознанным включением нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;

· методами демонстрации практического применения изучаемого материала;

· методами педагогического оценивания;

· интеллектуальными операциями;

· информацией о ситуации и событиях, происходящих в современном мире и обществе;

· современными интерактивными технологиями социального воспитания и формирования у воспитанников опыта социального взаимодействия;

· «мастерством коммуникации» как в межличностном, так и в деловом общении.

 

2. СТРУКТУРА КУРСА


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 695 часов.

Всего, часов Лекции, часов Практика Форма промежуточного контроля (экз/зачёт) час
       
       

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕКУРСА

 

№ п/п Наименование разделов и дисциплин Всего часов В том числе Форма кон- троля
Лекции Практика
           
  Модуль 1.Нормативно-правовая база. 1.1 Федеральный Закон № 273 «Об образовании в РФ». 1.2 Основные изменения и поправки в 273-ФЗ 1.3 Профессиональный стандарт педагога. 1.4 Часто задаваемые вопросы по введению профессионального стандарта педагога. 1.5 ФГОС нового поколения. 1.6 Уровни образования в Российской федерации.        
  Модуль 2.История образования и педагогики. 2.1 История образования и педагогической мысли за рубежом. 2.2 История образования и педагогической мысли России.        
  Модуль 3.Педагогика. 3.1 Педагогика как наука. Система педагогических наук. 3.2 Методология и методы педагогических исследований. 3.3 Педагогический процесс как целостная система. 3.4 Личность как предмет воспитания. 3.5 Процесс воспитания. 3.6 Закономерности и механизмы воспитания. 3.7 Содержание воспитания. 3.8 Принципы, методы, формы воспитания. 3.9 Введение в дидактику. 3.10 Образование как система и процесс. 3.11 Методы обучения. 3.12 Формы организации обучения. Современный урок. 3. 13 Педагогические технологии. 3.14 Инновации в образовании. Университетское образование. 3.15 Философия и история образования, теоретико-методологические основы.        
4. Модуль 4.Основные аспекты общей психологии. 4.1 Природа психологии. 4.2 Нейробиологические основы психологии. 4.3 Психическое развитие. 4.4 Сенсорные процессы. 4.5 Восприятие. 4.6 Сознание. 4.7 Научение и обусловливание. 4.8 Индивидуальные различия. 4.9 Социальные взаимодействия и влияния.        
  Модуль 5.Педагогическая психология. 5.1 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. 5.2 Психология учебной деятельности. 5.3 Психология воспитания. 5.4 Психология педагогической деятельности. 5.5 Учебно-педагогическое сотрудничество и общение.        
  Модуль 6.Концепция развития образования РФ до 2020 г. 6.1 Роль образования в развитии российского общества. 6.2 Приоритеты образовательной политики. 6.3 Основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики.        
  Модуль 7. Управление качеством в образовательной организации. 7.1 Теоритическое обоснование процессов управления качеством в образовательной организации. 7.2 Основы формирования системы менеджмента качества.        
  Модуль 8.Педагог дополнительного образования. 8.1 Международное законодательство. Федеральное законодательство и нормативно-правовое регулирование в сфере дополнительного образования. 8.2 История дополнительного образования в России. 8.3 Технологии разработки образовательных программ. 8.4 Компетентностный подход в дополнительном образовании детей. 8.5 Педагог дополнительного образования в школе: личность и профессионал. 8.6 Психологическая готовность педагогов дополнительного образования к культурологической работе с подростками. 8.7 Синдром эмоционального выгорания у педагога дополнительного образования. 8.8 Организация досуговых мероприятий. 8.9 Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей.        
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО КУРСУ       тест
Всего часов:        

 

 

Программа курса профессиональной переподготовки

«Педагогика и методика дополнительного образования детей и взрослых»

Модуль 1. Нормативно-правовая база.

 

Тема 1.1 Федеральный Закон № 273 «Об образовании в РФ». Из истории создания закона. Десять основных принципов закона. Структура ФЗ- 273 «Об образовании в РФ». Общие положения закона.

 

Тема 1.2 Основные изменения и поправки в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Изменения в названиях и Уставе школы. Изменения в статьях, касающихся профессионального обучения. Изменения в статье «Охрана здоровья обучающихся. Другие изменения.

 

Тема 1.3 Профессиональный стандарт педагога. Концепция и содержание. Область применения профессионального стандарта педагога. Цель применения профессионального стандарта педагога. Термины и определения. Содержание профессионального стандарта педагога. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога. Заключительные положения. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя. Профессиональные требования к учителю математики. Профессиональные требования к учителю русского языка. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога.

 

Тема 1.4 Часто задаваемые вопросы по введению профессионального стандарта педагога

 

Тема 1.5 ФГОС нового поколения. История разработки образовательных стандартов в России. ФГОС дошкольного образования. ФГОС нового поколения в начальной школе. Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС нового поколения в начальной школе. Введение ФГОС, плюсы и минусы.

 

Тема 1.6 Уровни образования в Российской федерации. Уровни общего образования. Уровни профессионального образования. Высшее образование

 

Модуль 2. История образования и педагогики.

 

Тема 2.1 История образования и педагогической мысли за рубежом. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Образование и воспитание в Древнем мире. Воспитание и школа в античной Греции. Воспитание и школа в Древнем Риме. Западно-европейская школа и педагогическая мысль в средние века (X-XVII). Педагогика эпохи возрождения и реформации. Образование и педагогическая мысль за рубежом в новое время. Западноевропейская школа и педагогика в XIX в. Школа и педагогика Запада и США в XX в.

 

Тема 2.2 История образования и педагогической мысли России. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X – ХIII вв.). Воспитание и обучение в Московском государстве XIV–XVII вв. Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI. Школа и педагогика России XVIII в. Система образования России в XIX в. Отечественная школа и школьная политика в XX вв.


Модуль 3. Педагогика.

 

Тема 3.1 Педагогика как наука. Система педагогических наук. Объект педагогики. Предмет педагогики. Цель и функции педагогической науки. Задачи педагогики. Современная педагогическая система наук о воспитании.

 

Тема 3.2.Методология и методы педагогических исследований. Методология и ее виды. Основные методологические подходы в педагогике. Методы педагогических исследований. Этапы педагогического исследования.

 

Тема 3.3 Педагогический процесс как целостная система. Характерные черты педагогического процесса. Целостность педагогического процесса

 

Тема 3.4 Личность как предмет воспитания. Развитие личности, общие закономерности, факторы, влияющие на него. Периодизация детства, педагогическая характеристика видов детства, полный жизненный цикл по Э. Эриксону.

 

Тема 3.5 Процесс воспитания. Определение воспитания и его содержательных смыслов. Цель воспитания.

Тема 3.6 Закономерности и механизмы воспитания. Закономерности воспитания. Механизмы воспитания и их реализация педагогом в воспитательной деятельности.

 

Тема 3.7.Содержание воспитания. Формальная схема видов воспитания. Умственное воспитание. Физическое воспитание. Трудовое воспитание. Нравственное воспитание. Эстетическое воспитание.

 

Тема 3.8 Принципы, методы, формы воспитания. Принципы воспитания. Методы воспитания. Схема функционально-операционного подхода к методам воспитания. Формы воспитания. Классификация форм воспитания.

 

Тема 3.9 Введение в дидактику. Основные категории, задачи, проблемы, принципы. Обучение как целостная система. Функции обучения.

Тема 3.10 Образование как система и процесс. Образование как система.. Модели образования. Содержание образования. Образование как процесс. Принципы формирования содержания образования.

Тема 3.11 Методы обучения. Классификация методов обучения. Функции методов обучения. Активные методы обучения. Имитационные и не имитационные технологии.

 

Тема 3.12 Формы организации обучения. Современный урок. Формы организации обучения. Современный урок. Требования к уроку. Классификация уроков. Комбинированный урок.

Тема 3.13 Педагогические технологии. Источники, понятие и структура педагогической технологии. Проектирование технологии обучения. Классификации технологий обучения.

Тема 3.14 Инновации в образовании. Университетское образование. Инновации в системе образования. Классификация инноваций. Национальные образовательные модели. Международное образовательное пространство. Инновационные тенденции в университетском образовании. Инновационные образовательные системы.

Тема 3.15 Философия и история образования, теоретико-методологические основы. Определение, объект, предмет, задачи, методологические подходы.

Модуль 4. Основные аспекты общей психологии.

 

Тема 4.1. Природа психологии. Предметная область психологии. Исторические основания психологии. Современные психологические подходы. Методы психологических исследований. Основные разделы психологии.

Тема 4.2 Нейробиологические основы психологии. Нейроны - строительные блоки нервной системы. Организация нервной системы. Эндокринная система. Влияние генов на поведение.

 

Тема 4.3 Психическое развитие. Взаимодействие между врожденным и приобретенным. Стадии развития. Способности новорожденного. Когнитивное развитие ребенка. Развитие моральных суждений. Личность и социальное развитие. Юность.

 

Тема 4.4 Сенсорные процессы. Характеристики сенсорных модальностей. Зрительные ощущения. Другие ощущения.

 

Тема 4.5 Восприятие. Разделение труда в мозге. Локализация. Распознавание.

 

Тема 4.6 Сознание. Аспекты сознания. Психотропные препараты. Феномен «пси».

Тема 4.7 Научение и обусловливание. Подходы к научению. Классическое обусловливание. Оперантное обусловливание. Комплексное научение. Нейронный базис научения.

 

Тема 4.8 Индивидуальные различия. Источники индивидуальных различий. Оценка индивидуальных различий. Новейшие теории интеллекта.

 

Тема 4.9 Социальные взаимодействия и влияния. Присутствие других. Уступка и сопротивление. Интернализация. Коллективное принятие решений.

 

Модуль 5. Педагогическая психология.

 

Тема 5.1 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Методы исследования педагогической психологии. Личностно-деятельностный подход как психологическая основа организации образовательного процесса.

 

Тема 5.2 Психология учебной деятельности. Общие характеристики учебной деятельности. Соотношение понятий учебной деятельности, учения, обучения и научения. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Младший школьник, подросток и старшеклассник как субъекты учебной деятельности. Формирование учебной мотивации, ее виды. Особенности учебных задач. Психологические требования к учебным задачам. Учебные действия как средства решения учебных задач. Виды учебных действий. Самоконтроль и самооценивание ученика. Усвоение – основной продукт учебной деятельности. Психологические характеристики усвоения

 

Тема 5.3 Психология воспитания. Общее понятие о воспитании, его отличие от обучения. Основные теории воспитания. Средства и методы воспитания. Институты воспитания. Воспитание в дошкольном детстве. Воспитание младшего школьника. Воспитание подростков и юношей. Самовоспитание подростков и юношей.

Тема 5.4 Психология педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности. Психологические требования к личности педагога. Профессиональные способности педагога. Человек и педагогическая деятельность: проблема соответствия. Общие характеристики педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Внешние и внутренние мотивы. Педагогические умения. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Психологический анализ урока как средство развития педагогических способностей и формирования педагогических умений. Психологическое совершенствование педагогической деятельности.

Тема 5.5 Учебно-педагогическое сотрудничество и общение. Образовательный процесс как взаимодействие. Основные линии взаимодействия. Влияние сотрудничества на учебную деятельность. Развитие учебного сотрудничества. Психологические особенности педагогического общения. Психология педагогической оценки. Затруднения в педагогическом общении.

Модуль 6. Концепция развития образования РФ до 2020 г.

 

Тема 6.1 Роль образования в развитии российского общества. Российское образование и тенденции мирового развития. Новые социальные требования к системе российского образования. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации. Цели и основные задачи модернизации образования.

 

Тема 6.2. Приоритеты образовательной политики. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования. Создание условий для повышения качества общего образования. Создание условий для повышения качества профессионального образования. Формирование эффективных экономических отношений в образовании. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

 

Тема 6.3 Основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики.

 

Модуль 7. Управление качеством в образовательной организации

 

Тема 7.1. Теоритическое обоснование процессов управления качеством в образовательной организации. Экономика и управление образовательной организацией как организационной системой. Подходы к управлению качеством в образовательной организации. Зарубежный опыт управления качеством в высшей школе.

 

Тема 7.2 Основы формирования системы менеджмента качества. Системы менеджмента качества в соответствии международными стандартами ИСО Серии 9000 (МС ИСО СЕРИИ 9000). Терминология и принципы менеджмента качества. SWOT –анализ формирования миссии и целей в области качества. Особенности формирования системы менеджмента качества образовательной организации. Современные направления развития менеджмента качества в России.

 

Модуль 8. Педагог дополнительного образования

 

Тема 8.1 Международное законодательство, Федеральное законодательство и нормативно-правовое регулирование в сфере дополнительного образования. Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" о дополнительном образовании детей и взрослых (Глава 10 Статья 75-76). Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Правила оказания платных образовательных услуг. Рекомендации по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми. Договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам (примерная форма). Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 года. Рекомендации о недопустимости свертывания системы дополнительного образования детей. Методические рекомендации по развитию государственно-частного и социального партнерства в системе дополнительного образования детей. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники. Требования к современному педагогу дополнительного образования.

 

Тема 8.2 История дополнительного образования в России. Периодизация в эволюции теоретических представлений развития дополнительного (внешкольного) образования. Дореволюционный этап. Советская история дополнительного образования. Система дополнительного образования детей в конце 20-го – начале 21века. Особенности дополнительного образования детей в условиях развития современной системы образования.

 

Тема 8.3 Технологии разработки образовательных программ. Современное занятие в учреждении дополнительного образования детей. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей. Технология разработки образовательной программы педагога дополнительного образования. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. Развитие личности и педагогические технологии. Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей. Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей. Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей. Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей.

 

Тема 8.4 Компетентностный подход в дополнительном образовании детей. Дополнительное образование как средство развития ключевых компетентностей обучающихся. Компетентностный подход к оценке эффективности реализации программ дополнительного образования детей. Состояние и перспективы развития патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. Организация дополнительного образования детей в школе.

 

Тема 8.5 Педагог дополнительного образования в школе: личность и профессионал. Профессиональный портрет педагога дополнительного образования. Как подготовиться к аттестации. Как стать участником Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям». Психологическая готовность педагогов дополнительного образования к культурологической работе с подростками. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности в психолого-педагогических исследованиях. Особенности работы с современными подростками в системе дополнительного образования.

 

Тема 8.7 Синдром эмоционального выгорания у педагога дополнительного образования. Анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к определению понятия синдрома «эмоционального выгорания». Симптомы проявления синдрома «эмоционального выгорания». Причины и факторы, определяющие развитие синдрома «эмоционального выгорания». Методический инструментарий для изучения синдрома выгорания.

 

Тема 8.8 Организация досуговых мероприятий. Основы теории досуга и досуговой деятельности. Структурные компоненты досуговой деятельности. Технология досуговой деятельности. Игра и праздник в структуре досуговой программы Менеджмент и маркетинг досуговой деятельности. Примерная инструкция по технике безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий.

 

Тема 8.9 Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Организация работы методической службы учреждения дополнительного образования детей. Основные задачи методической службы. Организационные структуры методической службы. Рабочая учебно-методическая документация. Виды, требования к разработке и оформлению. Основы профессиональной деятельности методиста учреждения дополнительного образования. Положение о методическом совете. Положение о педагогическом совете учреждения дополнительного образования детей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: