Глава 2.Традиционная женская одежда вайнахов




 

Женская одежда вайнахов

 

Указанные элементы одежды объединяются в три группы: цельная одежда, носимая выше пояса (талии) и ниже его. К цельной одежде относятся рубаха, чоха, архалук, кожаная шуба, ко второй группе – жилет, нагрудник, к третьей – юбка и штаны.

Уже в XIV-ХVI вв. на вайнахских женщинах появились рубахи из шелковой ткани. Это указывает на то, что в этот период времени определенная часть населения была более обеспеченной с экономической точки зрения. Завозимые торговцами дорогие ткани, естественно, доставлялись женщинам из зажиточных семей, которые к тому же имели уже вкус к их ношению. [7, с.71]

Следует отметить, что вайнахи заботливо обшивали и детей. Выкройка одежды для больших и маленьких была одинаковой и с возрастом не изменялась. Часто для детей перешивали элементы родительской одежды, скорее всего, обноски. Чоху и архалук носили с 10-12-летнего возраста. До 5 лет штаны у ребенка были с незашитой мотней, чтобы в случае нужды ему не приходилось развязывать грубый кушак – барч. Ежегодно в день окончания поста детям обязательно шили хотя бы один новый элемент одежды. Этот праздник члены семьи встречали выкупавшись и одетыми в новое. Детский головной убор представлял собой кусок шерстяной ткани, а после появления фабричного материала – платок из ситца или бязи четырехугольной формы. С 12-14 лет девочки уже ходили в невестах, носили украшения (сережки, бусы, кольца) и шили одежду из новой ткани.

В женской одежде ярко выражалось имущественное положение. В горных районах, где преобладало скотоводство, женщины предпочитали простую одежду, иногда шерстяную, домотканую. Бедные носили одежду, не снимая, до полного износа. Жители плоскостной Чечни, бывшей хлебной житницы Восточного Кавказа, а также зарождавшаяся национальная буржуазия Грозного, естественно, были обеспеченными. Женщины из богатых семей имели несколько смен одежды на разные случаи жизни, дорогие платки, разнообразные украшения и обувь. [7, с.71]

К нижней одежде вайнахской женщины относится нательное белье, под которым, по вахнахским понятиям, подразумевается нижняя рубаха-штаны – чуьра коч-хеча.

Нижняя туникообразная рубаха вайнахской женщины - чуьра коч - это вдвое сложенная материя, длиной до лодыжки, широкая, с перекидным плечом. Такая рубаха имела прямо приставленные длинные рукава, кругловырезанный раскрытый на груди ворот – кач, который застегивался на одну пуговицу – нуьйда (чеч.), чопилг (инг.), заменившие круглые каплевидные пуговицы из плетеного шнура или металлическую застежку. На груди для прочности был подложен второй слой ткани, а для ее расширения вшивали боковины – хат, под мышками – ластовицы – кlеда (чеч.), кишлиг (инг.). Рубаха шилась с подвернутым подолом. Ее, как и нижнее белье женщина носила и дома, и работая в поле. Начиная со второй половины ХIХ в., длина рубахи укоротилась до колен, а рукавов – до локтей. Позже, на рубеже ХХ в., практически у всех слоев населения появилась возможность надевать поверх нее и другую рубаху.

Вторым элементом нижнего белья являются штаны – хеча, относящиеся к типу штанов с широким шагом и на вздержке, которая распространена у соседних народов Дагестана (аварцев и даргинцев).

Штаны назывались, как хеча, так и шалбар. Слово шалбар – иранское, но в форме шалвар (широкие штаны) имеется в турецком языке, откуда, видимо, проникло в русский в форме шаровары. Используемая в Чечне выкройка этого элемента была почти идентичной той, что применялась другими горцами Кавказа. Но была в ней одна особенность: между штанинами в мотню вшивали треугольной формы клин из двойного материала – айла. Указанный тип штанов также называют айла mесина хеча. Этот элемент одежды был наиболее распространен среди горского населения. Он особенно был необходим во время работы или путешествия.

Следующим элементом одежды является нагрудник, который в более позднее время вайнахи называли лифчиком. Этот элемент представлял собой кусок шерстяной или ситцевой ткани, который женщины привязывали, чтобы скрыть грудь. Дело в том, что выставлять грудь напоказ считалось неприличным. Поэтому к полосе материи в 25 сантиметров шириной пришивались плечики, а с левой стороны полоса крепко застегивалось на пуговицы.

Поверх коч-хеча вайнахи надевали mleра коч – элемент, выполняющий роль платья. Нижняя рубаха – чуьра коч – была короткой, а mlиера коч – всегда длинным, достигающим лодыжек. Поэтому вайнахские женщины в этом одеянии бывали и дома, и на полевых работах.

Tlиера коч повторял покрой нижней рубахи, с той лишь разницей, что вторая имела длинные и расширяющиеся от подмышек рукава, спадающие на запястья. Рукава же верхней рубахи от подмышек постепенно сужались и доходили до начала кисти. Ворот был вырезан округло, спереди разрез в 10 см, застегивавшийся на одну пуговицу. Эту рубаху шили из шелковой ткани (чесуча, атлас и др.), ситца или сатина. Цвета ткани мог быть красным, кизиловым, желтым, коричневым и др. Нуждающиеся женщины не выбирали цветов, шили из той ткани, которая им была доступна. Праздничные и свадебные платья были светлых тонов вышеуказанных цветов.

Следует отметить, что в конце ХIХ – начале ХХ в. среди вайнахов стало распространяться платье-рубаха второго типа, которое известно под названием лакхе хадийна коч (отрезанная кокетка выше груди). [6, с.160]

К концу ХIХ в. на смену этим двум видам платья-рубахи пришел другой наряд. А затем, в основном, с начала ХХ в., к женской одежде добавилась безрукавка на вате, которую вайнахи называли садуохдийриг. Эта жилетка, дословно душегрейка, была в обиходе вплоть до 40-х и даже 50-х гг. ХХ в.

Чеченские и ингушские женщины поверх нижней рубахи надевали нижнюю одежду - юпка. Из самого термина видно, что этот элемент появился среди вайнахов в позднее время, но не ранее начала ХХ в. Это была приспособленная, широкая юбка с пришитым поясом в два пальца, которой сопутствовала кофта – белихйолург. Выкраивать кофту было очень трудно, и сшить ее могла не каждая женщина. Спереди раскрытая, на подкладке, она покрывала бедро и застегивалась серебряными или медными пуговицами. У нее были длинные (до кисти), узкие, пришитые по прямой линии рукава. Вокруг воротника, на нагрудник и манжеты были нашиты позументы – хьаса или кlинж. Кое-кто расшивал переднюю сторону цветными шелковыми нитками.

Следующим элементом одежды вайнахской женщины являлась чоха, или, как ее называют чеченцы, чоха-гlабали. Вахнахские женщины одевали чоху с 12-летнего возраста. Шился этот элемент у разных вайнахов по-разному. Одна чоха была присборена в талии, и носили ее 12-16-летние девочки, особенно хрупкого сложения. Вторая – 5-5-польная. Такую носили незамужние девушки и замужние женщины. Выше талии к чохе прикреплялась подкладка, а ниже талии она почти достигала земли. Женщины из зажиточных семей шили чоху из бархата, парчи, сукна. А большинство населения – из сатина и крашенной шерстяной ткани. Старые женщины чоху не надевали. Их домашней и выходной одеждой были полностью прямо срезанные платья-рубахи и платья с кокеткой, которые и по сей день распространены среди пожилых женщин.

По традиции у вайнахов было принято приберегать смену одежды специально для выхода, на праздничные случаи. Дома же можно было одевать какую угодно одежду, на это никто не обращал внимания, лишь бы не было видно нагое тело. Вообще-то у вайнахов не было принято шить специально домашнюю и рабочую одежду. Часто бывший в употреблении тот или иной элемент нарядной одежды использовался потом по повседневному назначению.

Осенней и зимней одеждой вайнахской женщины считался архалук – гlовтал. Ингуши считают его одеянием преимущественно пожилых женщин, однако нередко его с удовольствием носили и замужние, и молодые незамужние женщины. Архалук незамужней женщины шили из цветной шелковой ткани – дари, сукна – исхар, ластика – ластиг. В качестве подкладки использовали ситцевую ткань зеленого, синего или коричневого цветов.

Гlовтал подбивали ватой и тонко простегивали. Его длина была чуть короче, чем чохи. Кроме того, он был приталенным. Покрой его существенно отличался от покроя чохи. Он напоминал мужской архалук, за исключением некоторых деталей.

Женскую одежду вайнахов, длинную, широкую – чоху и архалук – не носили без пояса. Известно, что женщины, жившие в Ножай-Юртовском, Веденском, Урус-Мартановском, Шалинском районах, во время работы одевали широкую рубаху, подпоясывались двойным куском ткани шириной в пядь, который и сегодня повязывают поверх рубахи пожилые люди, живущие в горных районах. [4, с.63]

 

Курхарс

 

В 1638 году члены русского посольства, посетив Ингушетию по дороге в Грузию, в своих отчетах отмечали: «дворы у них в горах каменные. Ходят мужики по-черкесски, а жонки носят на головах… что роги, вверх в пол-аршина». Знаменитый путешественник средневековья Клапорт в своем труде «Путешествие по горам Кавказа и в Грузию» приводит впервые ценные подробности об ингушском женском головном уборе, который по форме напоминает рога серны, но согнутые наперед. Часто он сделен из коры березы и покрыт сукном или шелком, имеете в ширину около двух больших пальцев, в высоту семь пальцев, украшен гирляндами. Курхарс – подобие изогнутого рога, суживающегося кверху и загибающегося спереди. Он сделан из тонкого войлока, обтянут красной тканью, украшен перевязью и круглой выпуклой серебряной бляхой. Внутри он полый. Вверх до основания головной убор постепенно суживался и затем сильно загибался спереди, причем его верхняя часть, спускающаяся вниз, раздваивалась, образуя на конце как бы два рога. В нижней части головного убора прикреплялся кусок ткани, который прикрывал затылок. Сзади и сбоков этой ткани прикреплялись широкие ленты. [4, с.63]

 

Детская одежда

 

В рассматриваемый период, а также в наши дни, вайнахская семья была традиционно многочисленной. До рождения ребенка не было принято заблаговременно приобретать для него одежду. А после рождения дитя об одежде и колыбели для него заботилась свекровь. Если не было свекрови, то эта обязанность переходила к старшей женщине со стороны супруга.

Рождение ребенка было связано с большой радостью в семье, особенно, если рождался мальчик. Наречение новорожденного именем было обязанностью старших в семье. По обычаю, мальчику давали имя безвременно ушедшего из жизни молодого члена фамилии. Если такой случай не имел место, давали имя предка. Имя для девочки подбирала бабушка с отцовской стороны по собственному желанию. Существовал обычай, что для укладывания ребенка впервые в колыбель приглашали многодетную мать, у которой все дети были живы. Чтобы уберечь ребенка от дурного глаза, на запястье ему надевали черную бусинку, а на колыбели подвешивали вместе с бусинкой медвежий, волчий коготь и зуб. После проведения этого ритуала приглашенную женщину хорошо угощали и щедро одаривали. Если рождался мальчик, то первую рубашку шили из старой отцовской рубахи, а если девочка, то из материнской. Эта традиция идет от желания, чтобы ребенок вырос, как его родители, был счастлив, сносил старую и новую рубаху до старости. [4, с.63]

Эта рубаха доходила ребенку до колен. Укладывая его в колыбель, заднюю часть ее складывали до пояса, а переднюю опускали до колен. Шили эту рубаху по покрою родительской, но швы делали снаружи, чтобы не повредить нежное тело младенца. У рубахи были длинные рукава, ворот вырезан округло. Вынимая из колыбели, младенца оборачивали в одеяло из ткани. Через 2-3 месяца поверх рубахи на ребенка надевали утепленную, достигающую талии одежду типа «жакет». На голову малышу повязывали небольшого размера платок – йовлакх, который складывали треугольником, опуская на лоб и укрепив на голову при помощи ткани шириной в два пальца – тухч. На ноги надевали короткие, сшитые из шерстяной ткани носки. Эта одежда предназначалась для детей до 5-6 месяцев.

После того, как ребенок начинал ходить, к его одежде добавлялись штаны длиной по щиколотку и с сужающимися после колен штанинами – хеча. Они были сшиты от талии до седалища, а мотня оставалась открытой. Такие полусшитые штаны ребенок носил до 4-5, а порой и 6 лет. Их можно было не менять, когда ребенок мочился. Для мальчиков штаны шили из темных тканей, а для девочек – любого цвета. С 5-6 летнего возраста на детей надевали уже обычные штаны.

Следует отметить, что покрой и название элементов детской одежды такие же, как и у взрослых. У 5-6 летнего ребенка была теплая одежда из овчины, сшитые из материала или вязаные, достигающие колен, носки, в которые заправлялись штанины, на ноги надевались неIармачаш или мачаш, а на голову – сложенный треугольником платок, коны которого проводились под подбородком и завязывались сзади. [9, с.80]

В вайнахских семьях никогда не шили своим 5-6 летним детям чоху или архалук, поскольку для такого возраста эта одежда не была характерна. Считалось, что в ребенке должны быть пробуждены интерес к росту, здоровью, любовь к труду с тем, чтобы в 12-14 летнем возрасте у него появились и чоха, и архалук, к 15-16 годам – еще и нагрудник, украшения из золота и серебра.

Следующим элементом детской одежды, как отмечалось выше, являются штаны – хеча. Этот элемент отличался от штанов, которые носили до 5-6 лет. Между выкроенными по размеру штанинами вставлялся треугольник из другой ткани. Если позволяла ширина ткани, то обходились без вставки, и от мотни до щиколотки штанину постепенно зауживали, оставляя мотню сравнительно просторной, а штанину зашивали сверху донизу. В талии штаны закреплялись кушаком. Поверх рубахи девочки надевали одежду типа архалука, однако она отличалась от настоящего архалука. Она была в талии отрезная, спереди полностью распахнутая, короче рубахи, подбита ватой с прямо поставленными рукавами. Верх этой одежды был из сатина или шерсти, а подкладкой служила дешевая ткань. Эту одежду носили в прохладную погоду. Спереди и по низу она была обшита позументом.

Дети большей части населения Чечни и Ингушетии обходились, как правило, перешитой одеждой взрослых и старших братьев и сестер. С 13-14 лет девочки уже одевали чохи, которые сшиты по обычному взрослому покрою. В этом возрасте они уже примыкали к кругу совершеннолетних девушек и были обязаны выполнять все вайнахские обычаи ношения одежды. Одежды 7-12 летних детей обычно не украшались. Матери не особенно заботились о красоте внешнего облика детей. Все их внимание было перенесено на одежду девушек на выданье, на убранство и расшивку которой уходило много времени. [8, с.80]

Зимнюю одежду – овчинную шубу – кхакхан кетар шили для детей с 3-4 летнего возраста. Ее шили почти на все возрасты почти по одному и тому же покрою, но здесь были свои нюансы. Эта одежда была необходима в зимнюю пору. Ее шили из овчины, но для детской одежды использовали шкуры ягнят, поскольку они были тонкими и имели нежную мягкую шерсть. Такую же шкуру использовали для утепления ног новорожденного ребенка. На ногах дети раннего возраста носили сшитые из домотканины шерстяные носки. В Шатойском и Введенском районах зафиксированы сведения, что носки вязали и на спицах. Носки обоих видов достигали колен. Обувью служили неIармачаш. В летний период дети ходили босиком.

Следует отметить, что вайнахи, хотя бы 2-3 раза за время подрастания полностью сбривали девочкам волосы, чтобы те выросли густыми. Пользовались всевозможными средствами для роста волос. С малых лет девочкам показывали, как расчесывать волосы. Если в семье были девочки разных возрастов, то они помогали в этом друг другу. Девочки заплетали волосы в 2-3-4-6 кос, концы которых связывались вместе ниткой с заговоренной бусинкой или звериным зубом.

Украшением для девочек 3-12 лет служили бусы и серьги из стекла и коралла, детям прокалывали уши с трех лет и вместо серег, поначалу, до 4-5 лет, продевали в мочки нитку, а затем одевали простые сережки или бусинки. Хотя были семьи, где дети имели и дорогие украшения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что вайнахи не уделяли большого внимания детской одежде. До 12 лет дети носили различную одежду, свидетельствующую об имущественном расслоении населения. Бывали семьи, где дети имели всего одну шерстяную рубашку из домотканины, к которой зимой добавлялась нагольная шуба. Покрой детской одежды был во многом аналогичен покрою одежды для взрослых, однако при пошиве не доставало признаков полной формы. Названия одежды, головных уборов и обуви у детей и взрослых одни и те же, лишь с той разницей, что количество элементов одежды у взрослых больше. [8, с.80]

 

Украшения

 

Украшения, которые носили вайнахские женщины, отличаются своим разнообразием. Чеченки и ингушки из богатых семей в конце ХIХ - начале ХХ вв. носили кольца, серьги, браслеты, цепочки, нагрудные часы, которые привозили из Петербурга и Москвы, не говоря уже о Тифлисе и Баку. Но и вайнахские маcтера не стояли в стороне от изготовления украшений. Центром приобретения их был и Грозный. Но не в меньшей степени это ремесло было развито в Урус-Мартане, Шали, Атагах, Ведено и других населенных пунктах. Специалисты по золоту и серебру были в Ведено в тайпах Тахиевых, в Урус-Мартане - у Абдулаевых, в Атагах – у Нинциевых. В этих тайпах изготовление различного вида украшений (поясов, нагрудных украшений, колец, серег) было развито со времени их далеких предков.

Украшения различались по способу ношения: на шее, на груди, на руках и в ушах. Украшения всех видов носили как незамужние девушки, так и невесты. После замужества количество этих украшений, как правило, уменьшалось, но оставшиеся, в зависимости от возраста, носили до конца своих дней. Некоторые украшения имели торжественное назначение. Каждая вайнахская женщина бережно хранила их, передавая из поколения в поколение. [6, с.160]

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в быту вайнахов были распространены сочетающиеся с самобытной одеждой украшения, которые отражают большой вкус народа, красоту одежды. Эти украшения использовались и отдельно. Однако нагрудные и поясные украшения не разделялись, носились в комплекте. Они считались основным украшением женского костюма, без которого он и не выглядел должным образом.

Нагрудные вайнахские украшения в прежние годы прикреплялись на груди верхней одежды – чохи или архалука, которые застегивались с верха до пояса серебряными пряжками.

Из украшений, имеющих самостоятельное значение, прежде всего следует отметить камал - широкий серебряный пояс, иногда в золотой или позолоченной оправе. Одевать чоху или архалук только с поясом было нельзя, следовало сочетать с ним нагрудные украшения, которые придавали одежде совершенный вид.

Нагрудные украшения ингуши называют даmо, чеченцы- mуьдаргаш. Буквально – петли. Они представляют собой 16 или, порой меньше, 12 пар позолоченных серебряных застежек, которые укреплены на расстоянии по ширине в 8 или 12 сантиметров по всей длине, от шеи до талии бархатной или суконной ткани, нашиваемой по обе стороны груди чохи. На талии застегивались 4-5 парными пряжками - чаьрпаз. Позднее обычай ношения указанного украшения изменили и перенесли его под чоху на грудь поверх платья. Оно хорошо смотрелось на распахнутом нагрудном вырезе чохи.

В начале ХХ века застежки или их имитации стали делать различной формы, сообразуясь с формой выреза платья, под которое надевали нагрудник. Последнее, чаще всего наблюдалось в Осетии, Чечне и Ингушетии.

Широко использовались вайнахскими женщинами в конце ХIХ начале ХХ вв. разнообразные пояса. Они были признаны вторым главным украшением женского костюма. Различаются – грузинский пояс, на котором в исполненном золотистым цветом орнаменте вставлен драгоценный красный камень. Пояс с позументами. Этот пояс представляет собой позумент шириной в три пальца, к которому подшит в виде второго, нижнего слоя, кусок сукна. На подогнанном по размеру поясе укреплены пять серебряных пряжек с красными и голубыми камнями. Этот пояс называют вайнахским. Еще один вид пояса - в виде цепочки. На его передних пряжках изображена бычья голова, а у застежки - детское лицо. Это ангел (малик), спутник женщины, оберегающий ее. Чеченцы называют этот пояс черкесским. [7, с.71]

Большую роль в костюме чеченок, в меньшей степени ингушек, играли украшения из металла, золота и серебра: серьги, кольца, браслеты, бусы, ожерелья из монет и височные подвески.

Серьги – чIуг, иногда вдевали в ухо по две сразу. Большие плоские серьги – хъалкханаш, дополнительно вешали на нитке в ухо. В ряде случаев серьги соединяли тонкой цепочкой, висевшей под подбородком. Браслеты были широкими и массивными с бирюзой и изумрудом, а то и без камня. К нашейным украшениям относятся разного цвета и размера бусы из коралла и стекла, серебряные и золотые цепочки. Вайнахские женщины очень любили серьги, и девочкам прокалывали уши в 4-5 летнем возрасте, давали им носить весьма сложные по конструкции серьги. Девочки из зажиточных семей, носили обычно золотые и серебряные серьги.

Незамужние женщины носили украшения всех видов (на шее, на груди, на талии, на руках, на запястьях и в ушах). После замужества снимали нагрудные украшения – туьйдаргаш, с талии пояс – доьхка и с запястья – браслет - хIоз. Невеста надевала эти украшения, но она имела дополнительную брошку и на руке больше одного кольца. Став женой, женщина снимала эти украшения и бережно хранила их для своих детей.

Вайнахские женщины и дети для защиты от злого духа носили на шее амулет – хIайкал. Это был листок бумаги, на котором был выписан стих из Корана, сложенный треугольником, затем зашитый в кожу. Носили его на шее.

Итак, можно сказать, что вайнахи с древнейших времен ценили и культивировали украшения. Они носили их с повседневной, выходной и торжественной одежной. Сохранили они эту традицию и в наши дни. Только число украшений уменьшилось, но зато появились новые, более развитые формы. Украшения вайнахских женщин были как местного изготовления, так и завозными из соседних и отдаленных районов, с которыми их издавна связывали добрососедские отношения[7, с.71]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: