Прически и головные уборы




 

Чтобы представить в целом женскую одежду чеченцев и ингушей, необходимо рассказать о правилах и обычаях, связанных с прическами и элементами головных уборов вайнахов.

Вайнахи видели красоту женщины в ее длинных косах. И женщины использовали всевозможные средства, чтобы вырастить длинные и густые волосы. Детям до 7-8 лет несколько раз брили голову, чтобы волосы росли густыми.

Вайнахские женщины обычно разделяли волосы надвое (чIор декъар) и, заплетая их в несколько кос, забрасывали за спину. С возрастом ограничивались двумя косами. А меленькие девочки, у которых были длинные и густые волосы (биаж), не заплетая волосы в косы, перевязывали их у корня и носили свободными, распущенными за спиной.

В Чечне сохранилась присказка: «ЙоI янние яц, амма цуьнан биежие хьераваьккхина со» («Девочка – ничего особенного, но волосы ее свели меня с ума»). Длинные волосы считались красотой женщины и в Ингушетии, где молодые женщины носили волосы за спиной, не заплетая их в косы, а пожилые – оборачивали разделенные пополам волосы (месаш) до конца бумажной тканью, завязывали ниткой, чтобы они не выбивались и быстро не пачкались. Вычесанные волосы было принято (чоьш) хранить до конца жизни – их клали вместе с усопшим в могилу. В последнее же время сжигали, особенно те, у кого умер сын.

Одну косу у вайнахских женщин заплетать было не принято. Особенно такая прическа запрещалась тем, у кого были отец или брат. Существовало поверье, что заплетание в одну косу означало остаться в одиночестве. Аллах в таком случае не дает суженого и оставляет обслуживать домашних. Аналогичный обычай был и в Дагестане.

У чеченских и ингушских женщин часто изменяли естественный цвет волос, но обрезать их считалось постыдным. Женщина в возрасте, как уже отмечалось, делила волосы надвое, а к концам волос подвязывала нанизанные на скрученную нить разноцветные бусины. Женщины с густыми и длинными косами вместе с бусинами подвешивали и амулет против дурного глаза.

Молодые чеченские и ингушские девушки и невесты (и отчасти замужние женщины) носили высокие прически. А те, у кого не было собственных густых волос, накладывали искусственные для того, чтобы прическа выглядела высокой.

Помимо причесок чеченские женщины уделяли большое внимание и головным уборам. Так, например, женщины из зажиточных вайнахских семей носили на голове белые или цветные платки – кур-харс. Известно, что головной убор не был лишь утилитарным средством защиты головы. Он считался символом общественного положения, сохранения сакральной чистоты женщины, перед которой в кризисный момент любые члены общества выражали свою покорность коленопреклонением.

Одним из элементов наряда ингушской невесты была шапочка – кий. Переняли этот головной убор у ингушей и представительницы некоторых других народов Северного Кавказа. Кий шили из желтого, красного, голубого, зеленого бархата и шелка. Гордились позументами и разноцветными шелковыми кантами, изображающими национальный орнамент. Эту шапочку носили молодые девушки и до свадьбы.

Еще одной неотъемлемой частью женского туалета была большая шаль. Замужние женщины предварительно повязывали на голову черный платок или косынку. Концы ее пропускали под волосы, заплетенные в косы, и завязывали на темени. Чеченки вместо такого платка чаще надевали на голову чухта – длинные узкие мешки из черной ткани, в которые закладывались косы. Верхняя часть мешка не была зашита и укреплялась на голове при помощи завязок. Нижний конец чухты, падающий на спину, иногда украшали бахромой (чечекх) или монетами. После принятия ислама все вайнахские женщины с 15 лет были обязаны носить чухту. В горных районах Чечни молодые девушки не носили больших шалей, а пожилые женщины использовали их в качестве выходной одежды. Они носили небольшую шаль, повязанную крест-накрест и сложенную треугольником. Девочки тоже носили небольшие шали, повязывая их сзади.

Необходимо отметить, что женский вайнахский головной убор состоятельных вайнахских женщин существенно отличался от головного убора малоимущих. Однако в способах повязывания платков и практическом использовании особой разницы не было. Поверх чухты пожилые женщины обматывали голову кIеда болу кортали (ящичная шаль) или чечакх йолу тIергIа кортали или йовлакх (головная шаль с бахромой), шера кортали (шаль из белого шелка), бой (головная шаль из ткани большого размера, выполнявшая роль пальто). И молодые, и пожилые женщины надевали бой зимой – прямо поверх платья.

Головные шали прочно вошли в быт вайнахских женщин и высоко ценились не только как одежда, но и как символ, обладающий большой знаковой силой. Правда, головная шаль не всегда решала вопросы, связанные с кровничеством, однако во время стычки по какому-либо иному поводу платок, брошенный женщиной между спорящими, обычно сразу усмирял их.

Традиционный головной платок сохранился среди пожилых женщин, а молодые одевают небольшие, повязанные сзади шали. И в прошлом, и сейчас пожилые женщины складывают большие шали в виде треугольника, один конец оборачивают вокруг шеи и связывают с другим концом под подбородком. Кое-кто укреплял наброшенную на голову шаль разного рода булавками и оба конца заводил назад. Каждая женщина выбирала шаль по цвету и оформлению в соответствии со своим возрастом. Так, пожилые женщины предпочитали шали черного, синего, коричневого и темно-голубого цветов, а молодые – белого, красного, желтого и светло-голубого. Кроме того, молодые выбирали шелковые узорчатые шали, гладкие шали без узоров, с бахромой. Шали отводилось важное место в гардеробе вайнахской женщины, и поэтому даже при «экипировке» невесты она входила в число наиболее ценных свадебных покупок. [3, с.144]

Вывод по 2 главе

Традиционный костюм народов Северного Кавказа не был придуман в одночасье, а явился результатом длительного эволюционного процесса, проходившего изначально в скифосармато-аланских обществах. Позже на него оказали влияние контакты жителей Северного Кавказа с населением Центрально-Азиатских степей, христианских Византии и Грузии. В то же время на его развитии незначительно отразилось принятие мусульманства народами Северного Кавказа.


Заключение

 

Одежда Вайнахов примечательна своим разнообразием и красотой. Она не особенно отличается от общего типа Кавказской одежды (черкеска, папаха и т.д.), но имеет и свои особенности, например, курхарс. Особое внимание они оказывали головным уборам и украшениям. Для вайнаха шапка- это символ чести и достоинства. В отличие от адыгских и тюркских народов, чеченцы и ингуши предпочитали пестрые и яркие ткани однотонным. Костюмы были удобными и практичными, так как жизнь в горах преподносила свои сложности, но это не делало ее скучной и однообразной. Так как Кавказ объединяет в себе различные климатические зоны, Вайнахи создавали одежды, как для высокой, так и для низкой температур.

До наших дней традиционный чеченский костюм как повседневная форма одежды, естественно, не дожил. Но в некоторых районах Чечни сельские жители, особенно пожилые, сумели сохранить моду на старинные кавказские платья

Традиционный костюм народов Северного Кавказа не был придуман в одночасье, а явился результатом длительного эволюционного процесса, проходившего изначально в скифосармато-аланских обществах. Позже на него оказали влияние контакты жителей Северного Кавказа с населением Центрально-Азиатских степей, христианских Византии и Грузии, а также контакты с Китаем и Италией. В то же время на его развитии незначительно отразилось принятие мусульманства народами Северного Кавказа.

Многие исследователи отмечают длительное сохранение традиционных мужских форм одежды: наибольшей устойчивостью отличаются обувь и ноговицы, бурка, меховая шапка, бешмет, штаны, рубаха и пояс. Значительные изменения претерпели верхняя одежда (черкеска) и парадный головной убор. Общая тенденция развития к сближению форм мужской одежды особенно ясно выявилась во второй половине XIX – начале XX в.

Северный Кавказ - территория с особыми этнонациональными обычаями и традициями, отличающимися от других частей России. Северокавказская цивилизация определяется полиэтничностъю, религиозным синкретизмом (синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама), сочетанием высокогорья, предгорий и равнин, закрепленных в своеобразных этических горских кодексах, психологических чертах, преобладанием негосударственных форм самоорганизации. Она испытывает сильное влияние исламской цивилизации (Иран, Османская империя).

Сегодня происходит модернизация национально-культурных обществ в республиках Северного Кавказа. Поэтому в ближайшие годы взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур многочисленных народов республик Северного Кавказа становится органичной средой для воспитания молодого поколения.

Итак, характер культурных контактов республик Северного Кавказа определяется, во-первых, тем, что Северный Кавказ занимает уникальное геокультурное положение, что во многом определяет культурно-цивилизационные процессы в этом регионе.

Одним из способов сохранения национальной самоидентичности Северокавказского региона обеспечивающих взаимообогащение многочисленных народов является организация и проведение массовых народных праздников, основанных на правильном толковании национальных культурных традиций, ритуалов и обрядов, на их изучении и осмыслении.

В современном обществе они необходимы как средство воспитания, как особый способ приобщения отдельного человека и его семьи к социальному целому, как чувственно-наглядный способ передачи новым поколениям норм поведения, идеалов и ценностей.

 


Список литературы

 

1. Студенецкая Е.Н. «Одежда народов Северного Кавказа» - М., 2015

2. Абдулвахабова Б.Б. «Культура Чечни. История и современные проблемы». - М., 2013

3. Абдулвахабова Б.Б. «Чеченская республика и чеченцы. История и современность». - М., 2014

4. Студенецкая Е. Н. "Одежда народов Северного Кавказа 18-20 в. в." - М., 2014

5. Плаксина - Флеринская Э.Б., Михайловская Л. А., Попов В. П. - " История костюма. Стили и направления" М., 2017.

6. Горина Г. С. - " Моделирование формы одежды" М., 2011.

7. Мерцалова М. Н. " Костюм разных времен и народов" - М., 1 2015.

8. Мерцалова М. Н. "История костюма" - М., 2012.

9. Киреева Е. В. "История костюма" - М., 016.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: