Традиционная мужская одежда




Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Мужская одежда вайнахов. 5

1.1. Традиционная мужская одежда. 5

1.2. Папаха. 7

Вывод по 1 главе

Глава 2.Традиционная женская одежда вайнахов. 9

2.1. Женская одежда вайнахов. 9

2.2. Курхарс. 13

2.3. Детская одежда. 14

2.4. Украшения. 17

2.5. Прически и головные уборы.. 20

Вывод по 2 главе

Заключение. 24

Список литературы.. 26

 


Введение

 

Актуальность исследования. Северный Кавказ многообразен и многонационален. Он включает в себя свыше 20 стран и регионов и более 25 народов. Также особенность этого региона – разнообразие природных условий, что способствовало развитию различных видов хозяйства.

Территория Кавказа вновь и вновь была местом действий этнических столкновений и пешкой в игре великих держав. Борьба с Византией и Персией, Турцией (Османской империей), Российской империей (война продолжалась более 60 лет) – все оставило отпечаток на народах Северного Кавказа.

В течение многих веков, под влиянием труда, быта и природы, сложились общие черты традиционной одежды. Почему я стала писать про эту тему? Я считаю, что одежда отражает внутренний мир человека, который формировался и передавался от поколения поколению. Т.е. костюм отражает те понятия и ценности, которые нельзя выразить другими способами. С одной стороны он служит для обеспечения жизненных потребностей, а с другой – отражает ментальность общества.

Объект исследования. Одежда народов Северного Кавказа – которая отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений, но мне кажется, что каждый из народов имеет свои особенности.

Предмет исследования данной курсовой работы обусловлена тем, что костюм не только обязательный атрибут культуры, связанный с этническими и социальными категориями человеческого общества, но и полноценный исторический источник, несущий важную информацию о различных областях деятельности человека. Национальный фактор не теряет свою значимость и в современном обществе.

Цель моего исследования – изучить одежду Вайнахов.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

- изучить специальную литературу по данной теме;

- рассмотреть особенности национальной культуры народов Северного Кавказа;

- проиллюстрировать обрядность северокавказских народных праздников;

- изучить межэтнических коммуникаций народов Северного Кавказа;

Но несмотря на все многообразие, Северный Кавказ – это культурно-историческое единство. Оно связано с длительными связями, как культурными, так и экономическими.

 

 


Глава 1. Мужская одежда вайнахов

 

Традиционная мужская одежда

 

Археологические и этнографические сведения и ряд других источников свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в процессе развития мужского костюма других народов Кавказа в 16-18 вв. Несмотря на этническую пестроту, к этому периоду в мужской одежде почти всех кавказских народов сложились сходные черты, т.е. сформировались так называемая мужская одежда кавказского типа. Вместе с тем в чеченском мужском костюме четко выделяются локальные особенности в манере ношения, форме головных уборов и т.д. Роль мужчины в вайнахском обществе как воина-всадника, землепашца, скотовода обусловило то, что его одежда характеризовалась простотой конструкций, строгим силуэтом, сдержанным колоритом. Она надежно защищала при любых погодных условиях, была удобна при верховой езде по крутым горным тропам, подчеркивала мужественность, ловкость и романтичность горца. [2, с.62]

Основные элементы мужского костюма (нательная рубаха, бешмет, черкеска и т.д.) формировались в результате сложного этнокультурного развития народа. Они складывались в соответствии с целесообразностью и вкусами владельца. В общечеченский мужской костюм входила длинная туникообразного покроя рубаха с круглой горловиной, длинными зауженными к кисти рукавами. Рубаха подпоясывалась кожаным ремнем или матерчатым поясом. Пазушный разрез мог быть в центре или сбоку, который украшался горизонтальными застежками встык из матерчатых пуговиц и петелек. Такая традиция украшения рубах фиксируется в кавказском костюме с раннего средневековья. Эти элементы сохранились и в платье чеченца. В процессе эволюции мужская рубаха укорачивалась. По разным видам верхней распашной одежды горцев можно проследить различные этапы ее развития, а также локальные и социальные собственности.

Традиционной была Черкесска, как и для многих народов Северного Кавказа, которую надевали поверх рубахи и бешмета при выходе на улицу, посещении общественных мест, при приеме гостей. У многих народов Кавказа, в том числе вайнахов, считалось неудобным появляться в общественном месте без черкески. Ее туго перетягивали ремнем с металлическим (серебряным) набором. Появляться в черкеске в расстегнутом виде имели право только наиболее почитаемые глубокие старцы. Черкеску изготавливали из серого, черного, коричневого сукна домашнего производства. Богатые горцы носили черкески, сшитые из белого сукна, а также из привозного шелка. По покрою, она была сходна с бешметом, но имела более широкие полы, была сильно приталенная и не утеплялась, за счет клиньев по бокам сильно расширялась книзу, В боковых швах у подола имелись небольшие разрезы. Рукава были длинные и широкие, ворот открытым, с треугольным вырезом на груди и металлическими застежками до пояса. До середины 18 в. газыри носились в специальных сумках, перекинутых через плечо или пристегнутых к поясу. А с распространением огнестрельного оружия их стали нашивать на грудную часть в виде кармашков, в которых хранили порох и пули. Позднее газыри утратили свое утилитарное значение и стали выполнять роль декоративного элемента черкески.

В 19 в. у преобладающей части мужского населения в одежде продолжали развиваться тенденции, ведущие свое начало с глубокой древности, сохранялись местные особенности. Следование старинным образцам, некоторая их консервация, не только в мужском, но и в женском костюме, во многом были обусловлены той ролью, которую играл натуральный уклад в жизни чеченцев. [2, с.62]

 

 


Папаха

 

У чеченцев издревле существовал культ головного убора - как женского, так и мужского.

Шапка у чеченца - символ чести и достоинства - является частью костюма. «Если голова цела, на ней должна быть папаха»; «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой» - эти и подобные пословицы и поговорки подчеркивают важность и обязательность папахи для мужчины. За исключением башлыка, головные уборы не снимали и в помещении.

При поездке в город и на важные, ответственные мероприятия, как правило, надевали новую, праздничную папаху. Поскольку шапка всегда была одним из основных предметов мужской одежды, для молодых людей стремились приобрести красивые, праздничные папахи. Их очень берегли, хранили, заворачивая в чистую материю.

Сбить с кого-либо папаху считалось невиданным оскорблением. Человек мог снять папаху, оставить ее где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел права ее трогать, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Если чеченец снимал в споре или ссоре папаху и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все, до конца.

Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот, не могут снимать папаху даже в такой ситуации. Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести. [5, с.96]

Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом шляпу (мангал-кий). В начале XX в. стали носить фуражки позднее шляпы. Обувь была разнообразной – ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш), и калоши. [1, с.112]

 

Вывод по 1 главе

Одежда Вайнахов примечательна своим разнообразием и красотой. Она не особенно отличается от общего типа Кавказской одежды (черкеска, папаха и т.д.), но имеет и свои особенности, например, курхарс. Особое внимание они оказывали головным уборам и украшениям. Для вайнаха шапка- это символ чести и достоинства.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: