Один из способов взглянуть на Дхамму – это вспомнить общую картину и увидеть, что представляет собой жизнь на самом деле. Если вы сделаете все правильно, возникнет чувство отторжения. Недавно я читал репортаж о восстании в Бирме в 2007 году: монахи выстроились у кирпичной стены, а солдаты схватили их за головы и разбили о стену, раскроив им черепа. Некоторые умерли, вероятно, после нескольких часов агонии. Такие события могут казаться далекими, но насилие может затронуть любого. Вы можете просто оказаться в неправильном месте в неправильное время. Когда я был молодым монахом в Таиланде, коммунистические армии находились как раз по ту сторону границы в Камбодже. Один из наших монастырей недалеко от границы был обстрелян. Меня собирался отправить туда Аджан Чаа, но потом передумал, опасаясь, что западный монах может быть похищен или убит красными кхмерами. В любом случае, коммунистические войска могли вторгнуться в Убон – все что угодно могло случиться. В тот момент смерть была для меня живой реальностью, это было важным напоминанием о неопределенности жизни.
Даже если подобные проблемы не существуют там, где вы живете, имейте в виду, что природа вашего тела такова, что болезнь может быть не за горами. У вас прямо сейчас может оказаться рак, который просто еще не обнаружили. Вы готовы к таким новостям? Если вы не больны сейчас, то рано или поздно заболеете, если продержитесь достаточно долго. Это реальность, которую вы должны созерцать.
Подобное размышление позволяет увидеть как ограничения, так и возможности жизни, то есть общую картину. Когда мы понимаем наши ограничения – старость, болезнь и смерть – становится ясно, что нужно делать. Чтобы увидеть свои ограничения, посмотрите на природу тела: оно очень хрупкое, с бесконечными проблемами, которых вы не можете избежать. Поэтому вместо того, чтобы отождествляться с этим телом, потакать ему и чрезмерно заботиться о нем, вы должны убедиться, что это тело – ваше последнее и что вы никогда больше не попадете в этот бардак. Есть такая возможность.
|
К сожалению, заблуждение лишает нас возможности использовать эту возможностью. Большинство молодых людей пойманы заблуждением и опьянением молодостью и здоровьем. Если вы здоровы, то думаете, что это нормальное состояние дел, если молоды, вы думаете, что молодость будет длиться вечно. Пока вы специально не размышляете об истинной природе тела, вы легко забываете, что ваши действия имеют последствия, и в конечном итоге делаете разные глупые вещи. В жизни сначала вы получаете удовольствия, и если не будете осторожны, то в конце концов дорого заплатите за них.
Более того, все прекрасное – будь то цветок, тело или монастырь – увянет и со временем станет грязным и отвратительным. Вы уже можете видеть трещины в некоторых зданиях монастыря Бодхиньяна – это начало процесса разрушения монастыря, распада и исчезновения. Все вещи таковы. Пары могут иметь длительные браки, но часто они просто остаются вместе из-за удобства, а радость давно ушла. Когда вы понимаете, что сначала получаете удовольствие и что заплатите за это позже, то чувствуете ниббиду ко всей этой чувственной сфере: к телу, к отношениям, к приходу и уходу, даже к построению монастырей. Все это скоро исчезнет. Даже великая земля в конце концов будет поглощена солнцем, и тогда не останется ничего: ни записей о людях, ни Великой Китайской стены, ни Тадж-Махала, ничего. Все исчезнет, включая учение Будды. Это просто закон природы.
|
Страдания и смерть близких членов семьи – еще одно мощное напоминание о природе жизни. В последний раз, когда я видел свою мать, она страдала от болезни Альцгеймера. Ее уже не было со мной – я мог видеть тело, но ее разум исчез. В подростковом возрасте я видел, как умер мой отец. Меня разбудила посреди ночи мама, сказав, что не может заставить его проснуться. Я встряхнул его, но это был уже труп. Это был мой родной отец, которого я любил. Уже тогда я знал, что это было то, чем и является смерть, и был в состоянии отпустить своего отца без каких-либо колебаний в уме. Мне очень повезло, что я оказался так близко к смерти. Вы понимаете, что ваши родители все равно не ваши, они просто люди, которые заботились о вас в начале вашей жизни. В ваших прошлых жизнях у вас было много родителей, просто эти последние, так почему вы должны особенно беспокоиться именно о них? Может быть, именно из-за этого понимания смерти я и не так привязан к телу и моя медитация обычно идет хорошо.
Моему отцу было всего сорок семь, когда он умер, а это значит, что я уже прожил на десять лет дольше, чем он. В этом смысле я уже живу взаймы. Когда вы так думаете, реальность смерти становится очень ясной, и вы получаете новый, более реалистичный взгляд на жизнь. Люди, не размышляющие подобным образом, каковых подавляющее большинство, склонны думать, что смерть далеко и что они будут иметь с ней дело, только когда она придет. Это именно те люди, которые не могут принять ее, когда она приходит.
|
Старость – это время, когда большинство людей оглядываются назад и думают о том, как они провели свою жизнь. Я не огорчаюсь, когда оглядываюсь назад, потому что провел более тридцати пяти лет в качестве монаха. Это тридцать пять лет ведения чистой жизни, тренировки своего ума и переживания покоя и счастья, которые приходят от служения другим. Из людей моего возраста, я не сомневаюсь, что лучше всех подготовлен к старости. Я оглядываюсь назад и думаю: «Да, я мудро использовал свое время». Но если бы, например, я вел жизнь обычного женатого бизнесмена, у меня не было бы того чувства покоя и безопасности, которые я получил от того, что делал что-то действительно стоящее. Как и в моем повторяющемся сне, однажды я мог бы проснуться и подумать: «Что же я наделал? Я так долго тратил свое время». Размышление о старости, болезни и смерти дают нам другой взгляд на жизнь, поэтому мы должны глубоко и часто думать об этом. Когда занимаетесь медитацией при ходьбе, попробуйте использовать мантру, например: «Я умру, это точно, я умру, это точно». Даже если вы опытный медитирующий, не стоит недооценивать силу созерцания смерти. Если вы не являетесь вошедшим в поток, то такое размышление и медитация могут изменить ваш взгляд на мир. Вместо того, чтобы быть втянутым в чувственный мир, вы развиваете ниббиду к нему, вместо того, чтобы чувствовать привязанность и жажду, вы естественно отвергаете их.
Научиться умирать
Последняя история в моей книге «Кто заказал этот грузовик навоза?» о червяке, который так привязан к куче навоза, в которой живет, что не хочет отказываться от него, даже когда ему обещано место на небесах. Иногда мне кажется, что моя основная деятельность как учителя – это вытаскивание людей из их собственных куч навоза. Я действительно очень стараюсь служить другим: пишу книги, даю беседы и интервью, но часто люди просто предпочитают оставаться в навозе. Вы вытаскиваете людей немного, а потом они решают заползти обратно.
В монашеской жизни есть великая красота и покой, но поскольку они не понимают страданий, большинство людей не осознают этого. Настоящее счастье можно найти в свободе монашеской жизни: иметь мало имущества и никаких отношений, быть необремененным и не связанным. Большинство людей думают об этом как о страдании. Но арьи (благородные) говорят, что вовлечение в мир – необходимость ходить на работу, беспокоиться об ипотеке – вот истинное страдание. Люди беспокоятся: «Любит ли она меня? Заботится ли она обо мне? Выйдет ли она за меня замуж?» – и они принимают это за счастье. Я был там и поступал так, и я знаю, что с этим приходит много, много страданий. Но люди считают, что нужно выяснить это самим, поэтому они суют руки в огонь и, конечно же, обжигаются. Тогда они понимают, что я был прав, что Будда был прав. Но уже слишком поздно, потому что теперь они запутались в этом мире.
Так что будьте мудры и направьте свою жизнь на правильный путь. Не просто следуйте тому, что делают другие люди, поймите для себя, что такое истинный путь к свободе и счастью, а затем ступайте по нему. Решение, которое вы принимаете, повлияет на вас не только сегодня, но и через десять, двадцать или тридцать лет. Спросите себя: готовы ли вы к старости, болезни и смерти? Эта подготовка не имеет ничего общего с материальными средствами, такими как поиск хорошего дома престарелых, а с тем, что связано с духовными средствами. Можете ли вы отпустить свое здоровье и понять, что это в любом случае не ваше здоровье, что это просто природа тела, быть больным и слабым? Вам нужно научиться умирать: умирать для мира, умирать для своего имущества, умирать для всех своих надежд на материальное благополучие. То есть, вам нужно научиться отпускать все. Если вы научитесь умирать будучи живым, вы на правильном пути.
В Anattalakkhaṇa Sutta Будда спрашивает монахов, являются ли пять кхандх – тело, чувства, восприятие, намерение и сознание – постоянными или непостоянными (СН 22.59). Монахи отвечают, что они непостоянны. Затем Будда спрашивает, является ли то, что непостоянно, счастьем или страданием. Они отвечают, что это страдание. Он спрашивает, уместно ли рассматривать что-то, что есть дуккха как меня, мое или свое «я». И монахи говорят, что нет. Когда вы осознаете, что кхандхи – это дуккха, вы понимаете, что одного набора кхандх уже слишком много, чтобы еще беспокоиться о заведении семьи. В этом есть большой стимул для ведения монашеской жизни.
Когда вы понимаете старость, болезнь и смерть, то осознаете, что у вас есть проблема, которую нужно решить. Беда в том, что большинство людей не предпринимают никаких действий, пока проблема не возникнет прямо перед ними. Только когда они состарятся, то попытаются что-то сделать со старостью, только когда они действительно заболеют, то будут беспокоиться о болезни, только когда будут на пороге смерти, они будут думать о смерти. Они как те дети, которые должны были учиться месяцами, а вместо этого делают все свои уроки в ночь перед экзаменом. То же самое и с великими экзаменами старости, болезни и смерти: делайте свою домашнюю работу сейчас, пока еще молоды, здоровы и полны жизни.