После победы Великой Октябрьской Революции




В 1919 году — Н. В. Томский был призван в Красную армию, воевал, был ранен в бою с белополяками в местечке Улла, недалеко от Полоцка, Томский был ранен в правую руку и после выздоровления Томского назначают писарем при пересыльном пункте Старорусского горвоенкомата.

Был актёром комедийного жанра под псевдонимом «Томский». Этот псевдоним он взял из повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». В дальнейшем так и оставил этот псевдоним как фамилию. увлечение драматическим искусством разделял с увлечением рисованием. Особенно много зарисовок делал во время репетиций, наблюдая за товарищами. Однажды эти рисунки увидел художник В.С. Сварог. Рисунки Томского заинтересовали художника и предложил ему заняться лепкой.

В.С. Сварог сыграл большую роль в определении призвания Томского. Похвала известного художника, произведения которого казались ему тогда недосягаемым образом, вдохновила Томского, Сначала он попробовал из глины вылепить свой портрет и получилось удачно. Затем сделал ещё несколько портретов красноармейцев, в них также хорошо было передано сходство с оригиналом. С этого времени судьба будущего скульптора была решена.

В 1922 году — после демобилизации, Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, по условиям приёма поступающий должен был предоставить выполненную им работу и Томский вылепил свой портрет. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев.

Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина.

В 1927 году — Оканчивает техникум.

В 1927 году — Томский работает формовщиком в мастерских наглядных пособий при военном штабе Ленинградского округа.

С 1928 года — работает в качестве скульптора в Художественно-репродукционных мастерских при массовом отделе агитации и пропаганды Ленинградского Совета депутатов трудящихся.

В 1928 году — Томский создаёт портрет В.И. Ленина в натуральную величину.

В 1929 году — Томский создаёт портрет А.М. Горького в натуральную величину.

В 1932 году — впервые получает заказ на выполнения монументального бюста Карла Маркса, и был установлен парке имени Карла Маркса в Ленинграде.

В 1934 году — Томский создал четыре фриза для здания нового вокзала станции Белоостров близ Ленинграда. Многофигурные барельефы на темы «Железнодорожный транспорт», «Техническая учеба», «Индустрия» и «Сельское хозяйство» были выполнены с большим мастерством и свидетельствовали о профессиональном росте скульптора.

В 1933 году — Могилёвский горсовет обратился к скульптору Козлову с предложение создать для города памятник В.И. Ленину, в то время он был тяжело болен и Козлов порекомендовал привлечь для его выполнения также Томского, архитектором был Д.П. Бурышкин.

В 1934 году — Томский создает статую «Танкист». Спокойная уверенная фигура молодого воина, изображенного в шлеме и походном комбинезоне, с простым, открытым лицом и смелым взглядом, олицетворяет собой образ человека — защитника Родины. Эта работа была высоко оценена на первой выставке ленинградских художников в 1935 году.

Работая над обобщенным образом советского человека в монументальной и станковой скульптуре, Томский в то же время особое внимание уделяет портретной пластике, таящей в себе огромные творческие возможности в раскрытии внутренней характеристики человека. Решение такой задачи скульптор видит в работе над созданием скульптурного портрета С. М. Кирова.

Томский начал свою работу над портретом С. М. Кирова в конце 1933 года. Скульптор рассчитывал выполнить его с натуры. Однажды Томский показал Кирову портрет, вылепленный из пластилина. Работа понравилась, и Сергей Миронович дал согласие позировать. Однако это не осуществилось. Первого декабря 1934 года злодейская рука оборвала жизнь замечательного человека.

Художник работал над памятником С. М. Кирову (в 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде — победила работа скульптора Н. В. Томского и архитектора Н. А. Троцкого).

Открыт памятник 06 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. — Бронза, гранит. Эта работа была удостоена Сталинской премии СССР — первая для Н. В. Томского государственная награда).

В 1937 — скульптор создал статую «А. Бусыгин» (гипс).

С 24 мая 1937 года по 23 ноября 1937 года — принимал участие в МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ «ИСКУССТВО И ТЕХНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ» (Париж, Франция).

Томский продолжает и далее работать над образом С. М. Кирова. В 1939 году устанавливаются по его проекту памятники в Астрахани, Воронеже и в Москве перед Ленинградским павильоном на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (последний повторяет в уменьшенном виде статую С. М. Кирова ленинградского монумента). Одновременно он работал над проектом памятника С. М. Кирову для Баку, а в 1940 году участвовал в конкурсе на создание проекта памятника С. М. Кирову для Москвы.

Образ С. М. Кирова вдохновляет скульптора, Томский неоднократно и в последующие годы в своем творчестве обращается к воспроизведению его в скульптурном портрете и монументальной пластике.

30 апреля 1939 года. — принимал участие в ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКЕ «МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ» (Нью-Йорк, США).

18 марта 1939 года — принимал участие в ВСЕСОЮЗНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ «ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛИЗМА» (Москва, Фрунзенская набережная). Среди многих скульптурных произведений, выделялась статуя, созданная Томским, изображающая Александра Бусыгина — депутата Верховного Совета СССР, рабочего-кузнеца, одного из новаторов стахановского движения.

«Александр Бусыгин» Томского — это не только безупречно выполненный портрет, передающий индивидуальные черты волевого и мужественного новатора производства. Томский изобразил Бусыгина на производстве, в рабочем костюме, в тот момент, когда он, оторвавшись от работы, обращается к товарищам. Естественный жест протянутой руки, волевая фигура, сосредоточенный взгляд просто и убедительно переданы скульптором.

В 1939 году — Томский проектирует памятники В. И. Ленину для Еревана и Воронежа.

Памятник В. И. Ленину в Воронеже был установлен по проекту Томского в 1940 году. В этой работе успешно отражены творческие искания художника предшествующих лет. Скульптор отказался от многофигурных композиций. Он целиком сосредоточивает внимание на фигуре В. И. Ленина, стремясь к наиболее глубокому раскрытию в художественном образе внутреннего содержания и характеристики человека.

В изображении Ленина скульптор добивается простоты пластического решения, свободного от внешне драматических движений, исключительно четкой и лаконичной выразительности силуэта. Все тонко рассчитано и подчинено одной цели — передать образ Ленина.

В этом произведении, проникнутом высоким революционным пафосом, скульптор воплотил яркий и запоминающийся образ В. И. Ленина. Воронежский памятник принадлежит к лучшим монументам В. И. Ленина.

Совместная работа скульптора с архитектором Н. А. Троцким над памятником С. М. Кирову укрепила их творческое содружество.

В 1939 году — Томский исполнил огромный барельеф «Оборона, труд, отдых» — фриз на административном здании, возведенном по проекту Троцкого на Московском проспекте в Ленинграде.

Этот фриз включает пятьдесят шесть фигур, выполненных в железобетоне, высота каждой из них — более четырех метров. В центре фриза помещена окаймленная рамой надпись: «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян», над нею помещен картуш с гербом РСФСР, обрамленный флагами. К этому композиционному и идейному центру с двух сторон фриза обращены фигуры рабочих, колхозников, инженеров, воинов, юношей и девушек, школьников-пионеров. Эти фигуры расчленены на группы изображениями танка, самолета, трактора. Благодаря четкому рисунку, пластической выразительности фигур, монолитности отдельных групп достигнута художественная завершенность темы фриза, выражающей апофеоз, торжество социализма в Советском Союзе.

Несмотря на сорокавосьмиметровую высоту, на которой установлен фриз, он прекрасно смотрится с большого расстояния благодаря хорошо найденным пропорциям.

В 1939 году — от художников Ленинграда Н.В. Томский избирается делегатом на XVIII съезд партии.

В творчестве Томского предвоенных лет преобладает монументальная пластика. Скульптор много и успешно работает над многими проектами памятников, в том числе В. В. Куйбышеву (1940) и М. В. Фрунзе (1941) для Ленинграда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: