III. Привитие методических навыков в проведении занятий




ПРОГРАММА


I. Общая подготовка.
Туризм и экскурсии - важнейшее средство коммунистического воспитания учащейся молодежи.
Основные направления идеологической, политико-воспитательной работы на современном этапе. Единство политического, трудового, нравственного воспитания и обучения.
Воспитание молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях партии и народа, в духе высоких морально-политических качеств, преданности коммунистическим идеалам, советского патриотизма и пролетарского интернационализма, любви к социалистическому Отечеству, трудолюбия и общественной активности, бережного отношения к народному достоянию и природе. Военно-патриотическое воспитание. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, смелости, выносливости.
Воспитательные возможности экскурсий и походов по выполнению заданий как центрального штаба, так и республиканских и местных штабов туристской краеведческой экспедиции пионеров и школьников "Моя Родина - СССР".
Идейно-воспитательная работа с молодежью должна быть живой, конкретной, интересной и убедительной.

История развития и современная организация школьного и взрослого туризма в СССР. Туризм в дореволюционной России - привилегия имущих классов и представителей обеспеченных слоев населения.
История становления и развития туризма в СССР. Зарождение и формирование организационной структуры туризма (Общество пролетарского туризма -1929 г., Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий - 1930 г.).
Роль профсоюзов в развитии туристско-экскурсионного движения. Туристско-экскурсионное управление при ВЦСПС - 1936 г.
Забота Коммунистической партии, Советского правительства и профсоюзов в развитии активного отдыха трудящихся и членов их семей. Основа массового туризма - дальнейшее повышение благосостояния советских людей, улучшение условий труда и быта, прогресс образования и культуры. Центральный, республиканские, краевые и областные советы по туризму и экскурсиям. Федерации туризма.
История н современная организация детского туризма. Центральная детская экскурсионно-туристская станция, станции юных туристов, Дворцы и Дома пионеров и школьников, туристско-краеведческие экспедиции, соревнования школьников по туризму, туристские походы и др.

Система организации туристской работы в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. Роль отделов народного образования, Центральной детской экскурсионно-туристской станции, станций юных туристов. Дворцов и Домов пионеров и школьников, пионерских и комсомольских организаций в развитии туризма.
Основные направления обучения туризму в школах и внешкольных учреждениях: юные туристы, юные туристы-проводники, юные археологи, юные геологи, историки-краеведы, географы-краеведы, литературные краеведы, туристы-пешеходы, туристы-лыжники, туристы-горники, туристы-водники, туристы-спелеологи, велотуристы, младшие инструкторы туризма.
Нормативы на значки "Юный турист", "Смелые и ловкие", "Спортивная смена", "Сила и мужество" и "Турист СССР". Разрядные требования по туризму. Порядок оформления, награждения значками, присвоения разрядов и званий.

Организация и планирование туристско-краеведческой работы. Принципиальная схема организации и формы туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. Планирование туристско-краеведческой работы.
Кружок - основная форма подготовки школьников по туризму. Единство учебной и воспитательной работы в кружке. Планирование учебного процесса. Методические рекомендации по составлению расписания занятий. Особенности обучения в учебно-зачетном походе.
Практическое занятие. Составление плана туристско-краеведческой работы школы и расписания занятий кружка на четверть.

Туристские слеты и соревнования.
Задачи туристских слетов и соревнований. Организационный комитет и штаб слега, их состав и обязанности. Положение о слете. Выбор места слета, согласование с местными властями и лесничеством, оборудование. Организация общего костра и меры безопасности. Охрана природы. Трудовой десант. Виды туристских соревнований. Положение о соревнованиях. Подготовка трасс и дистанций соревнований. Судейская коллегия, ее состав, права и обязанности. Порядок проведения соревнований. Подведение итогов. Определение победителей. Объявление результатов и награждение.
Практические занятия. Разработка положения о соревнованиях. Подготовка трассы соревнований. Участие в судействе.

Обзор руководящих документов, литературы и учебно-методических пособий по туризму. Руководящие документы по организации туристской работы Министерства просвещения СССР, Министерств просвещения союзных республик, Центральной детской экскурсионно-туристской станции и др.
Основная литература (общая и по видам туризма): туристская, краеведческая, педагогическая, методическая. Учебные и наглядные пособия, используемые при обучении туризму.

II. Учебная и воспитательная работа
Основные принципы советской педагогики и их использование при обучении школьников туризму.
Единство обучения и воспитания. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы привить навыки и умения, необходимые для проведения похода. Системность и логическая последовательность обучения. Постепенный переход от простого к более сложному материалу. Проведение практических занятий на местности после лекции, бесед или групповых занятий в помещении Сознательное и активное отношение обучаемых. Доступность обучения по глубине и объему. Наглядность обучения. Учебная материально-техническая база. Прочное овладение знаниями, навыками и умениями. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Права и обязанности младшего инструктора. Младший инструктор имеет право проводить занятия с туристами, готовить их на значок "Юный турист", быть помощником руководителя в походах, участвовать в подготовке и проведении массовых туристско-краеведческих мероприятий, носить значок "Младший инструктор".
Младший инструктор обязан: добросовестно относиться к своим обязанностям обучающего и воспитателя, быть принципиальным, дисциплинированным и нравственно чистым человеком, хорошо знать теорию и практику туризма, обладать необходимыми организаторскими способностями, морально-волевыми качествами, педагогическими навыками и тактом.

Формы и методы учебной работы в школьном туризме. Теоретические занятия - устное изложение учебного материала: рассказ, объяснение, лекция, беседа.
Зависимость успеха устного изложения от его тесной связи с практикой, подбора и правильного использования фактов, установления атмосферы взаимопонимания с аудиторией, активности обучаемых, умелого построения и эмоциональности изложения материала.
Практические занятия в помещении. Обучение конкретным и практическим темам, когда рассказ и объяснение руководителя сопровождаются демонстрацией и отработкой приемов и навыков без обязательности действий на местности.
Теоретические и практические занятия в помещении должны сопровождаться показом натуральных или изобразительных средств наглядности (схемы, плакаты, макеты, диафильмы, кинофильмы и др.).
Практические занятия на местности. Отработка методики оценки обстановки и принятия решения на преодоление препятствия, выработка тактического плана действий; отработка технических приемов, способов преодоления препятствий и мер по обеспечению безопасности. Порядок отработки технических приемов: краткое объяснение, личный показ, повторный показ одним из обучаемых, отработка приема (тренировка), разбор и домашние задания.
Самостоятельная работа (выполнение домашних заданий); работа с печатными источниками, выполнение письменных и графических заданий, самостоятельное изучение и отработка технических приемов.
Практическая работа - самостоятельное проведение занятий.

Воспитательная работа младшего инструктора. Воспитание туриста - составная часть коммунистического воспитания, процесс формирования личности. "Все... должны воспитываться в духе беспредельной верности своему народу, делу коммунизма... и защиты социалистической Родины" (материалы XXII съезда КПСС).
Основные принципы воспитания: воспитание в процессе школьного и туристского обучения, в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, сочетание требовательности с уважением личного достоинства, опора на положительные качества личности и коллектива, согласованность применения воспитательных воздействий.
Практическое занятие. Разбор конфликтной ситуации и выбор способов выхода из нее.

Подготовка младшего инструктора к занятиям. Последовательность личной подготовки к занятиям: уяснение темы занятия, изучение литературы и учебных пособии, определение учебных вопросов, их объема (содержания) и необходимого времени для отработки каждого из них, определение учебных целей, определение последовательности хода занятий и приемов для отработки каждого учебного вопроса, подбор учебных пособий, составление плана-конспекта занятия.
При проведении занятий в полевых условиях выбрать местность, на которой можно качественно отработать все учебные вопросы, а также наметить меры предосторожности и безопасности во время проведения занятий.
Практические занятия. Составление планов-конспектов занятий, их рецензирование и разбор, проведение занятий в помещении и на местности и разбор их качества.

III. Привитие методических навыков в проведении занятий


Теоретические занятия
Виды туризма и их особенности.
Специфика вида туризма, преимущества и отличительные черты. Комбинированные походы. Состояние и перспективы развития данного вида туризма.
Влияние рельефа (характера и режима реки, состояния снежного покрова), погодных условий, температуры, продолжительности дня, солнечной радиации, высоты, расположения населенных пунктов и топливных возможностей местности на планирование и проведение похода. Опасности маршрута. Краткие сведения о случаях травматизма и несчастных случаях. Систематичность общей физической и видовой технической подготовки. Материальное обеспечение похода.

Подготовка, проведение и подведение итогов похода. Правильная организация и всесторонняя подготовка - залог успеха и безаварийности похода.
Правила организации и проведения самодеятельных туристских походов на территории СССР. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Обязанности руководителя и участников похода. Подбор группы и распределение обязанностей.
Определение цели и района похода. Сбор сведений о районе, связь с местными краеведами, школами, станциями юных туристов и т. д. Выбор или получение краеведческого задания. Подбор картографического материала.
Разработка маршрута и календарного плана похода. Составление сметы. Оформление походных и заявочных документов. Утверждение маршрута в маршрутно-квалификационной комиссии. Получение разрешения на выход в поход.
Подведение итогов похода: составление отчета, подготовка выставки, проведение итогового вечера, участие в конкурсах.

Снаряжение для похода 1 и II категории сложности. Общественное и личное снаряжение туристов. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, хорошие теплоизоляционные свойства, ветронепроницаемость, защита от влаги, наличие запасной одежды и обуви.
Специальное видовое имущество и снаряжение, снаряжение и имущество для страховки и самостраховки.

Питание в походе. Значение правильной организации питания, его режим. Примерный набор продуктов, их калорийность. Возможности пополнения пищевых продуктов в пути, рыбная ловля, сбор ягод и грибов. Роль белков, жиров, углеводов и витаминов.
Примерная дневная норма расхода продуктов питания. Зависимость меню от протяженности и сложности дневного перехода и других условий. "Карманное питание". Применение сахара, глюкозы, шоколада, витаминов на особо трудных участках пути. Водно-солевой режим. "НЗ" продуктов.
Составление меню, определение необходимого количества продуктов с учетом их веса и калорийности. Подготовка и упаковка продуктов. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Знание ядовитых растений, грибов и ягод.

Тактика похода. Понятие "тактика похода". План похода. Виды маршрутов, их относительные преимущества и недостатки. Зависимость веса рюкзака от вида маршрута. Протяженность маршрута. Продолжительность похода, количество дневок и резервных дней. Распределение по маршруту технически сложных участков. График похода. Запасной маршрут. Планирование эмоциональных нагрузок.
Планирование дневного перехода. График движения, распорядок дня, выбор места бивака.
План преодоления препятствия. Всесторонняя и тщательная оценка обстановки и характера препятствия должны подвести к принципиальному решению - преодолевать или обойти препятствие. Приняв решение на преодоление препятствия, выработать конкретный план: выбрать безопасный путь движения; определить способы страховки и самостраховки, определить порядок движения, средства сигнализации и связи, наметить действия в возможных экстремальных ситуациях.

Естественные и искусственные препятствия, техника их преодоления и меры по обеспечению безопасности. Естественные и искусственные препятствия в зависимости от вида туризма, их характеристика. Техника преодоления препятствий. Обязанности руководителя и участников по обеспечению безопасности при преодолении препятствий.
Основные причины возникновения опасных ситуаций и меры по их предупреждению.
Организация и проведение поисково-спасательных работ силами группы. Типы веревок и их характеристики. Меры по сохранению веревки и проверка ее качества. Основные узлы. Грудная обвязка, пояс Абалакова, карабины и др.

Характерные заболевания и травмы в походе, их профилактика и лечение. Соблюдение правил личной гигиены. Значение своевременного оказания доврачебной помощи.
Заболевания, их симптомы и предупреждение; травмы и их предупреждение. Лечение, доступное в походных условиях. Первая помощь при ожоге, кровотечении, повреждении кожного покрова, ушибе, вывихе, растяжении, переломе, солнечном и тепловом ударах, обморожении и переохлаждении, отравлении и ядовитом укусе. Наложение повязок и шин. Остановка кровотечения. Искусственное дыхание. Транспортировка пострадавшего. Состав медицинской аптечки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: