Особенность финансов региона




Региональные финансы

 


Содержание

 

1. Сущность и роль региональных финансов

2. Особенность финансов региона

3. Различие между понятиями «финансы региона» и «финансовый потенциал региона»

4. Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования

5. Методы борьбы с дефицитом регионального бюджета

Список используемой литературы

 


Сущность и роль региональных финансов

Сложность решения региональных финансовых проблем определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территории, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некой универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально – экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований. Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценке уровня развития регионов и территорий, анализа их социально – экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово – бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально – экономическим развитием регионов и территории, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

Финансы региона – эта прямой «слепок» с его экономики, его производственно экономической и ресурсной базы. Вместе с его финансами региона – неотъемлемая составляющая часть финансовой системы страны. Их содержание и социально – экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном – региональном или местном – уровне федеративной структуры государства с учетом сложившихся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.

Являясь, прежде всего инструментом проведения региональной социально – экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию региона, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона в их социальной функции должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должно иметь гарантированный материальный доход. В настоящее время заметна тенденция к усилению социальных функций региональных финансов. Это связано с тем, что в последние годы основное бремя финансирования затрат социального характера все более перемещается именно на систему региональных и местных финансов.

 

Особенность финансов региона

Основная особенность региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы – государственная, в том числе самого субъекта РФ; муниципальных образований, конституционно независимых от государства, а так же отдельных юридический и физический лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема – к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридический и физический лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональные или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирование регионального и муниципального заказа и пр.

Таким образом, поскольку, в конечном счете, все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественной для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидируемому участию этих подсистем в решении местных социально – экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами – улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: