I. ИСТОЧНИКИ ЛЕГЕНДЫ О ТРИСТАНЕ




ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫРОМАНА О ТРИСТАНЕ И ИЗОЛЬДЕ

 

ЗАДАНИЯ

1. Прочитать роман о Тристане и Изольде.

2. Подготовить индивидуальные сообщения:

· Эпос и роман.

· Истоки рыцарского романа.

· Французский рыцарский роман.

 

ПЛАН

I. ИСТОЧНИКИ ЛЕГЕНДЫО ТРИСТАНЕ.

II. СТРУКТУРА ЛЕГЕНДЫО ТРИСТАНЕ (с точки зрения личной судьбы Тристана, как выражение жанровой романной концепции)

1. Детство героя.

2. Куртуазное воспитание героя.

3. Эпизод с норвежскими купцами, мотив моря, плавания героя.

4. Лес Моруа (образ леса).

III. ОБРАЗЫПЕРСОНАЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ К РОМАННОМУ ГЕРОЮ ТРИСТАНУ (король Марк, Изольда).

IV. КОНЦЕПЦИЯ КУРТУАЗНОЙ ЛЮБВИ В РОМАНЕ И ФУНКЦИЯ МОТИВА ЛЮБОВНОГО НАПИТКА.

V. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛЮБВИ В ВАРИАНТАХ РОМАНА О ТРИСТАНЕ.

1. Валлийский этап эволюции.

2. Французские и немецкие памятники (Беруль, Тома, Мария Французская, Готфрид Страсбургский, «предположительный вариант» романа Кретьена де Труа).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

1. Легенда о Тристане и Изольде. – М., 1976.

2. Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. – М., 1955.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики). – М., 1975.

2. История всемирной литературы: в 9-ти тт. Т. 2. – М., 1984. – С. 548–569.

3. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. – М., 1983. – С.39–90.

4. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М., 1976.

5. Алексеев М.П. и др. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987. – С. 96–97.

 

I. ИСТОЧНИКИ ЛЕГЕНДЫО ТРИСТАНЕ

Изучение источников легенды в литературоведении шло двумя путями: во-первых, выяснялось, каков исторический фон легенды, изучались отразившиеся в легенде общественные отношения, отзвуки реальных событий или исторические персонажи, в трансформированном виде вошедшие в легенду, ее география, т.е. где и когда легенда зародилась; во-вторых, сопоставлялись мотивы легенды, ее сюжетная канва с рядом параллельных произведений, у которых с нашей легендой могут быть генетические связи, что позволило приблизительно реконструировать первоначальный вариант легенды, т.е. ее прототип.

В настоящее время большинство исследователей пришло к выводу, что какие-то очень отдаленные корни легенды о Тристане уходят в Шотландию, частично заселенную пиктами; на это указывает изучение валлийских текстов, сохранивших в обрывочной форме фрагменты нашей легенды, точнее же говоря – свидетельство о ее существовании. Речь идет, прежде всего, о так называемых валлийских «Триадах», созданных в Х1-ХII века. В суммарной форме они передавали бытовавшие в валлийской среде старые легенды и мифы о местных королях и героях. Среди обширнейшей «артуровской» номенклатуры мы встречаем в «Триадах» упоминания и персонажей нашей легенды. Герой ее называется то Друстаном, то Тристаном.

Анализ текстов указывает на VI век как на то время, когда жили прототипы героев нашей легенды. Это столетие было очень важным в истории Северной Британии. Здесь заметно усилилось ирландское влияние, принесшее с собой зачатки латинской образованности.

Христианизация здесь была исключительно мирной; новая религия довольно органично вошла в сознание местного населения, потеснив старые верования, но не уничтожив их. Главными церковными центрами Шотландии стали не епископства (т.е. города), а монастыри. Помимо монастырей христианство приняло там еще одну специфическую форму – отшельничество (одинокая медитация, созерцательная жизнь, близость к природе) – это объясняет своеобразный характер кельтского искусства и литературы с их внимательным отношением к окружающему миру живых существ, растений и человеку. В легенде о Тристане этот интерес сохранился.

Сохранила наша легенда и еще одну древнюю примету – следы матриархата: король Марк выбирает себе в наследники именно Тристана, племянника по женской линии; мотив «сопротивляющегося любовника» – Тристан «сопротивляется» по меньшей мере дважды: без любовного напитка он не разделил бы ложа Изольды, а женившись на второй Изольде, он не прикасается к ней.

Исследователь З. Эйснер видит три основных источника предполагаемой древнейшей легенды о Тристане – «Друстансаги», вернее, он говорит об условиях, способствовавших появлению этого произведения. Во-первых, это монастыри, в которых поддерживалась устойчивая литературная традиция; во-вторых, это наличие исторических прототипов; в-третьих, знакомство с рядом древнегреческих мифов, снабдивших сагу основными сюжетными ходами. Например, З.Эйснер включил в схему источников предполагаемой «Друстансаги» ирландскую сагу «Как Ронан убил своего сына». Ее сюжет очень напоминает миф об Ипполите, известном студентам из курса античной литературы: старый король Лейнстера женится на молодой девушке; королева проникается любовью к своему пасынку, но, отвергнутая им, оговаривает его перед отцом, в гневе убивающим сына.

Содержание «Друстансаги», согласно З.Эйснеру, довольно пространное (с ним можно ознакомиться по пересказу А.Д.Михайлова в «Легенде о Тристане и Изольде». – М., 1976. – С. 668-670).

Известный кельтолог Дж. Карней предлагает несколько иной вариант «примитивного Тристана». Здесь многие красочные подробности, приводимые Эйснером, отсутствуют. Содержание этого «Прототристана» таково.

У старого короля Марка молодая и красивая жена Изольда. Она влюбляется в приближенного Марка, юношу Тристана, но тот сопротивляется этой любви. Тогда Изольда прибегает к заклинаниям или волшебному напитку и принуждает молодого человека бежать с ней в лес. Там они ведут суровую и трудную жизнь, но Тристан не прикасается к своей возлюбленной; по ночам он кладет между ними обнаженный меч. Однажды, блуждая по лесу и переправляясь через ручей, Изольда говорит о «смелой воде», обрызгавшей ее ноги выше колен. Эти слова заставляют Тристана предаться любви. Марк продолжает разыскивать любовников. Отшельник Огрин убеждает короля в их невиновности и уговаривает его простить их. Изольда возвращается ко двору. Тристан же изгнан, но молодые люди продолжают постоянно встречаться и обманывать короля. После целой серии хитростей и ухищрений они все-таки пойманы, и юноша отправлен в изгнание за море. Перед расставанием Изольда обещает Тристану прийти на помощь по первому его зову. За морем герой участвует во многих битвах; в одной из них он опасно ранен и отправляется в плавание ко двору Марка, чтобы Изольда его вылечила. По-видимому, до этого Тристан предупреждает возлюбленную письмом, о котором как-то проведал старый король, Марк ждет на берегу и сообщает Изольде, что приближается корабль под черными парусами. Та в горе бросается со скалы, а прибывший Тристан умирает, как от своих ран, так и из-за смерти любимой. Их хоронят рядом, и выросшие на их могилах розовый куст и виноградная лоза сплетают свои ветви.

Два варианта островного «прототипа» легенды о Тристане (Эйснера и Карнея) согласны в главном: во-первых, безусловная инициатива Изольды в ее отношениях с Тристаном, воздержание юноши, упреки «смелой водой»; во-вторых, это отсутствие «второй» Изольды; в-третьих, последовательность смерти любовников:

Изольда умирает здесь первой, обманутая Марком, и плывет на корабле не Изольда, а Тристан.

Такая гипотетическая конструкция легенды о Тристане и Изольде стала основой для ее литературных воплощений.

 

2. СТРУКТУРА ЛЕГЕНДЫО ТРИСТАНЕ (с точки зрения судьбы Тристана, как выражение жанровой романной концепции)

На вопрос, о чем или о ком легенда, кто в ней главный герой, ответ, казалось бы, может быть только один: юноша из Леонуа Тристан и ирландская принцесса Изольда. Но большинство поэтов ХII века, не сговариваясь, называли свои книги одинаково: «Роман о Тристане».

Это выдвижение в основные протагониста лишь одного героя не умаляет ни обаяния образа Изольды, ни его значительности. Нет здесь и отражения якобы рабского положения женщины, типичного, по мнению некоторых исследователей, для Средневековья.

Это не невнимание к Изольде, это – признак жанра, это – его концепция. Поэтому правильным будет смотреть на структуру сюжета не с точки зрения отношений героя и героини, а с точки зрения Тристана, его личной судьбы. В структуре можно выделить три части:

- восходящую – от рождения героя до рокового плавания и испитая любовного напитка (или до женитьбы короля Марка);

- нисходящую – от изгнания Тристана и его женитьбы на «второй» Изольде до смерти любовников;

- между ними располагается третья – это стадия непосредственных любовных отношений с Изольдой, так сказать, стадия «леса Моруа».

Рождение, детство героя – очень важный структурный момент. В ряде памятников оно изображено довольно подробно. Чем отличается это детство, чему оно научило Тристана, какой отпечаток наложило на его жизнь?

Герой легенды – плод страстной, всепоглощающей любви его родителей, короля Леонуа Ривалена и принцессы Бланшефлер. Родители Тристана - люди незаурядные. Но любовь их, страстная и глубокая, с самого начала приносит обоим мучительные страдания. Причина – в складе характера обоих; у счастливой любви не может быть истории. Предметом поэзии может быть только несчастливая любовь. Печальная история родителей Тристана создает тональность всего дальнейшего повествования. Тристан, дабы оправдать наивную средневековую этимологию своего имени, «печальный» зачат в тоске и горе. Ривален погибает в схватке с врагом, Бланшефлер умирает от горя и родовых мук. Счастливая любовь завершается трагически.

Появление Тристана на свет было печальным. С первых дней жизни его подстерегают опасности: ребенку либо угрожает воинственный герцог Морган, захвативший земли Ривалена, либо попросту злые силы; воспитатель Тристана сенешаль Роальд Твердое Слово скрывает, что это дитя короля. Он воспитывает мальчика как своего собственного сына. Жизнь Тристана полна опасностей, и это оказывается изначально заданным.

Следующий эпизодкуртуазное воспитание Тристана. Если сравнить Тристана с другими героями куртуазной литературы, то нельзя не заметить, что сын Ривалена превосходит их всех по многосторонности и учености. Он и рыцарь, и охотник, поэт и музыкант, актер и навигатор, фармацевт и архитектор, художник и шахматист, а также полиглот... Он обладает великолепными душевными качествами. Тристана отличает и неудовлетворенность, вернее, постоянное стремление к новому, неизведанному, опасному; ему как бы тесно в рамках обычной повседневности, обычных человеческих норм. В этом смысле он близок героям многих рыцарских романов эпохи, но в отличие от них он не ищет ни личной выгоды, ни упрочения своего положения. Все замечательные качества Тристана обнаруживаются нами уже в начале повествования. По его ходу они оттачиваются и уточняются. Но новые не появляются, Тристан – не развивающийся. а раскрывающийся герой. Важно отметить его исключительность, которая является основой конфликта легенды: Тристан как бы принадлежит иному миру, у него иные жизненные принципы, иная мораль, иное представление о добре и зле.

Следующий важный эпизод – норвежские купцы. Здесь рассказывается: юноша зашел на норвежский корабль, увлекся игрой в шахматы, не заметил отплытия, оказался, таким образом, в плену. Купцы пользуются его разносторонними познаниями и намереваются, при случае, выгодно продать. Но тут появляется новое действующее лицо, которое будет выходить на сцену в самые ответственные моменты сюжета. Это – море. Море вмешивается в судьбу героя, перекраивая ее по своему усмотрению.

Во-первых, море относит корабль норвежских купцов к берегам Корнуэльса.

Во-вторых, Тристан, смертельно раненный Морхольтом, пускается по воле волн, в легкой ладье, без весел, без паруса, приплывает в Ирландию.

В-третьих, море способствует приплытию снова приводит Тристана к ирландским берегам во время его поисков девушки с золотыми волосами.

В-четвертых, Тристан и Изольда пьют любовный напиток, находясь в море.

В-пятых, Изольда спешит на корабле к умирающему возлюбленному.

Море обозначает не только существенные моменты сюжета. Оно определяет переломные моменты в судьбе героя.

Срединная часть сюжета целиком посвящена любви протагонистов. Здесь царит иная стихия, безбрежная, изменчивая и неуловимая, как море, но менее тревожная и угрожающая. Это лес. Как справедливо заметил А.Я. Гуревич, в ту далекую эпоху «лесной ландшафт присутствует в народном сознании, в фольклоре, в воображении поэтов».

Лес в судьбе Тристана играет особую роль. Он всегда герою дружественен. Здесь он охотится, прячется от врагов, подстерегает баронов-предателей, здесь проводит три трудных и суровых, но прекрасных, года с возлюбленной.

Лес, при всей его аморфности и бескрайности, символизирует некую надежную стабильность. Поэтому-то Тристан столь часто и охотно скрывается под сенью леса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: