Уход Льва Толстого, жизнь после его смерти 23 глава




Господи, Владыко живота моего … – великопостная молитва святого Ефрема Сирина.

Царю Небесный – название православной молитвы Святому Духу.

30 сентября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 205; ПСС. Т. 58. С. 139; ПСС. Т. 58. С. 110; Толстая А. Л. С. 460.

Аннушка – А. Воробьева.

Марк Аврелия читать … – Толстой высоко ценил мысли римского императора философа-стоика Марка Аврелия. Работу по подготовке текстов Марка Аврелия осуществлял В. Г. Чертков, они вышли в свет в 1888 г. в типографии Сытина под заглавием «Размышления императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя».

1 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 205; ПСС. Т. 58. С. 139.

корректуру «О деньгах». – Т. е. трактата «Так что же нам делать?».

У Antoin’a le Guérisseur … – См. коммент. к 29 сентября.

2 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 206; ПСС. Т. 58. С. 110–111; ПСС. Т. 58. С. 139; Маковицкий-2. С. 368; Толстая А. Л. С. 460.

чтение рассказа Мопассана … – Т. е. рассказа «Семья», присланного П. Д. Долгоруковым в числе других дешевых изданий для Яснополянской народной библиотеки Московского общества грамотности, открытой 31 января 1910 г. в избе крестьянина А. Елисеева в деревне Ясная Поляна. Прочитав рассказ «Семья», Толстой попросил Д. П. Маковицкого достать все имеющиеся в яснополянской библиотеке произведения Мопассана. «Это будет большое удовольствие. <…> Как меня все эти рассказы подмывают писать художественное!» (Гольденвейзер. С. 579). См. коммент. к 12 августа.

…и Андрюше… – Т. е. А. Л. Толстому.

после окончания университета … – С. Л. Толстой в 1881–1886 гг. учился в Московском университете на физико-математическом факультете отделения естественных наук.

3 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 206–207; Бирюков. С. 600.

образок, которым когда-то благословила своего Левочку на войну тетенька Татьяна Александровна … – Икона «Богоматерь трех радостей», XIX в., 85 мм Ч 65 мм. На ней наклеена запись С. А. Толстой: «Благословение тетеньки Тат. Алекс. Ёргольской графу Льву Николаевичу, когда он уезжал на войну. Она просила, чтоб икона эта во всю жизнь всегда сопровождала гр. Льва Николаевича Толстого. Когда он утратил веру в нее, он отдал мне» (Иконы в яснополянском доме писателя. Семейные реликвии рода Толстых. Тула, 1992. С. 10). С 30 мая 1851 г. и до конца января 1854 г. Толстой пробыл на Кавказе. Сначала он принимал участие в военных действиях в качестве волонтера, затем – юнкера. Толстой в чине подпоручика защищал осажденный Севастополь (ноябрь 1854 г. – ноябрь 1855 г.).

Приехала в ночь дочь Таня Сухотина. – В ночь со 2 на 3 октября.

4 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 207; Булгаков. С. 371; Толстая А. Л. С. 461.

…дали… Виши… – Минеральную воду.

5 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 207; ПСС. Т. 58. С. 140.

Приехал Сергеенко … – П. А. Сергеенко.

6 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 207–208; ПСС. Т. 89. С. 220–221.

Страхов с дочерью … – Ф. А. и Н. Ф. Страховы.

7 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 208–209; ПСС. Т. 58. С. 114–115.

о посещении Черткова … – Это свидание Л. Н. Толстого с В. Г. Чертковым в Ясной Поляне было последним, следующий раз они встретились в Астапове.

«Да будет воля твоя!» – Из молитвы «Отче наш» (Мф. 6: 10).

все религии в их истинном смысле, от браминов до Христа … – Толстому очень важно было указать на близость религиозных учений. В трактате «Так что же нам делать?» он писал: «Человечество жило-жило и никогда не жило без науки о том, в чем назначение и благо людей; правда, что наука о благе людей для поверхностного наблюдения кажется различной; у буддистов, браминов, евреев, христиан, конфуцианцев, таосистов; хотя стоит только вникнуть в эти учения, чтобы увидать одинаковую сущность, но все-таки где мы знаем людей, вышедших из дикого состояния, мы находим эту науку; и вдруг оказывается, что люди нашего времени решили, что эта-то самая наука, до сих пор бывшая руководительницей всех человеческих знаний, что она-то и мешает всему. Люди строят здание, и один строитель составил одну смету, другой – другую, третий – третью. Сметы несколько различны, но сметы верны, так что всякий видит, что если все будет исполнено по смете, то здание построится. Таковы строители Конфуций, Будда, Моисей, Христос» (ПСС. Т. 25. С. 366–367).

Саша списала. – А. Л. Толстая переписала из записной книжки в дневник размышление Толстого о панибратстве людей с Богом.

Читал Шопенгауэра. – См. коммент. к 12 августа.

8 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 209–210; ПСС. Т. 58. С. 140.

какой-то совсем неизвестный Николаев, приславший книгу и живущий в Ницце. – П. П. Николаев, проживавший с 1905 г. в Ницце из-за желания помочь сыну избежать воинской повинности, написал книгу «Понятие о Боге как совершенной основе жизни (Духовно-моническое мировоззрение)» (Женева, 1907–1915. Ч. 1.; Женева, 1910. Ч. 2). Толстому он прислал переработку первой части, а также отдельные листы второй части. По идеалистическому учению П. П. Николаева, единственной реальностью признавался только дух. Толстой ошибочно говорил, что П. П. Николаев ему неизвестен, их личное знакомство относится к 1899 г.

«Конец века» для издания … – Статья «Конец века», впервые опубликованная в декабре 1905 г.

9 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 210–211; ПСС. Т. 58. С. 116; ПСС. Т. 89. С. 222; ПСС. Т. 58. С. 140–141.

в народную библиотеку … – См. коммент. на 2 октября.

читал о социализме и тюрьмах в «Русском богатстве». – По-видимому, статью В. А. Мякотина «О современной тюрьме и ссылке» (Русское богатство. 1910. &#185; 9).

мою статейку о социализме чешским, кажется, студентам. – В сентябре и октябре 1910 г. Л. Н. Толстой работал над статьей «О социализме», поводом к которой послужило письмо (от 9 сентября) от редакции чешской газеты «Mlad&#233; Proudy». В нем сообщалось о преследованиях, которым подверглась чешская молодежь партии народных социалистов.

10 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 211; ПСС. Т. 58. С. 116, 141.

невестка Соня Толстая с внучкой Верочкой … – С. Н. и В. И. Толстые.

и И. Ф. Наживин. – Первый визит в Ясную Поляну Наживина, испытавшего на себе влияние философских воззрений Л. Н. Толстого, состоялся 1 сентября 1901 г. Интенсивное общение с Л. Н. Толстым пришлось на март-апрель 1906 г., когда Наживин вместе с семьей проживал недалеко от Ясной Поляны, на хуторе Овсяники. Встреча с Толстым осенью 1910 г. нашла освещение в воспоминаниях И. Ф. Наживина «Из жизни Л. Н. Толстого» (М., 1911). Впоследствии И. Ф. Наживин – эмигрант, автор романа о Л. Н. Толстом «Неопалимая купина. Душа Толстого» (Тяньцзин, 1936; М., 2003).

…книжечек «Для души». – Толстой имел в виду выпуски книги «Путь жизни» – «Душа», «Одна душа во всех», «Любовь».

Хорошо беседовали. – Л. Н. Толстой и И. Ф. Наживин беседовали о французском журнале «L’&#233;renouvelle» и о Генри Джордже. О последнем см. коммент. к 26 июня.

11 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 211–212; ПСС. Т. 58. С. 117.

еще с Ванечкой … – См. коммент. к 4 июля.

с Ильей, который и увлекался, и разорился, а детей семь человек! – В семье С. Н. Толстой (Философовой) и И. Л. Толстого родилось восемь детей: Анна, Николай (ум. 1893), Михаил, Андрей, Илья, Владимир, Вера, Кирилл. После семейного раздела И. Л. Толстой жил с семьей в сельце Гринёве (Гринёвка). В 1901 г. И. Л. Толстой купил имение Мансурово сельца Дубровки Калужской губернии, имение было убыточным. Илья Львович постоянно нуждался в деньгах, ведя скитальческую жизнь, часто менял места жизни и службы, должности.

академическое издание о Пушкине, о его библиотеке. – Имеется в виду статья Б. Л. Модзалевского «Библиотека Пушкина (библиографическое описание)» (Пушкин и его современники. Материалы и исследования. Вып. 9–10. СПб., 1909).

12 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 212–213; Маковицкий-2. С. 378–379; Толстая А. Л. С. 462; Маковицкий-2. С. 390.

знаю о его распоряжении. – С. А. Толстая нашла «Дневник для одного себя», из которого узнала о существовании тайного завещания.

Лев Ник. в дневнике своем писал … – См. запись Л. Н. Толстого в «Дневнике для одного себя» за 30 июля.

«Если она мне откажет – я застрелюсь». – С. А. Толстая имеет в виду запись от 12 сентября 1862 г.: «Я влюблен, как не верил, чтобы можно было любить. Я сумасшедший, я застрелюсь, ежели это так продолжится. Был у них вечер. Она прелестна во всех отношениях…» (ПСС. Т. 48. С. 44).

«Да приидет царствие Твое»… – Цитата из молитвы «Отче наш». См. коммент. к 7 октября.

от войны турецкой в 1876 году, когда ты хотел идти и говорил, что все порядочные люди пошли … – Сербия объявила войну Турции в июне 1876 г., а Россия – в апреле 1877 г. С начала сербской войны возникали славянские комитеты, вербовавшие добровольцев в России. Вронский, герой романа «Анна Каренина», стал участником этого добровольческого движения (ч. 8, гл. II–IV).

от учреждения винокуренного завода с Бибиковым. – В 1863 г. Л. Н. Толстой вместе с А. Н. Бибиковым построили небольшой винокуренный завод, который просуществовал около полутора лет.

Григорий Михайлович. – Лицо неустановленное.

13 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 213–216; ПСС. Т. 58. С. 141, 117–118.

увез к себе в Англию. – За участие в деле защиты духоборов В. Г. Черткову грозила ссылка в Сибирь, но благодаря заступничеству матери ему было разрешено выехать за границу. Семья Чертковых обосновалась в Англии с 1897 г., где прожила больше 10 лет. В течение всего срока пребывания Черткова в Англии Толстой высылал ему свои рукописи, черновики, дневники, копии писем. Весь архив хранился в специально построенном здании, отвечающем всем современным по тем временам требованиям безопасности. В Россию Чертковы вернулись в 1908 г.

будет утверждено этим самым правительством. – Завещание Л. Н. Толстого было утверждено Тульским окружным судом к исполнению 16 ноября 1910 г.

В какой-то сказке … – возможно, в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева», где в истории «Маленькая разбойница» рассказывается об отношении девочки-разбойницы к оленю.

14 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 216; Письма. С. 794–795; ПСС. Т. 58. С. 141.

приехал Горбунов … – И. И. Горбунов-Посадов.

читает «Карамазовых» Достоевского и говорит, что очень плохо … – Л. Н. Толстой читал роман «Братья Карамазовы» издания 1882 г. Внимание Толстого к роману «Братья Карамазовы» привлекли известия о громком успехе спектакля по этому произведению, премьера которого состоялась 12 октября в Московском Художественном театре. Читая первый том «Братьев Карамазовых», Толстой хотел понять, чем же обусловлен этот успех. Прочитанные страницы вызывали у Толстого диаметрально противоположные оценки (см.: ПСС. Т. 58. С. 117, 121, 547–548, 554). Приведем одну из них: «Я читал „Братьев Карамазовых“, вот что ставят в Художественном театре. Как это нехудожественно! Прямо нехудожественно. Действующие лица делают как раз не то, что должны делать. Так что становится даже пошлым: читаешь и наперед знаешь, что они будут делать как раз не то, что должны, чего ждешь. Удивительно нехудожественно! И все говорят одним и тем же языком… И это наименее драматично, наименее пригодно к сценической постановке. Есть отдельные места, хорошие. Как поучения этого старца, Зосимы… Очень глубокие. Но неестественно, что кто-то об этом рассказывает. Ну конечно, великий инквизитор… Я читал только первый том, второго не читал» (Булгаков. С. 379). Однако Толстой высказал несколько глубоких суждений о романной поэтике своего великого современника. «Достоевский, – говорил он, – никогда не умел писать именно потому, что у него всегда было слишком много мыслей, ему слишком много нужно было сказать своего… И все-таки Достоевский – это самое истинное художество. А нельзя, как мой друг Фет, который в шестнадцать лет писал: „Ручеек журчит, луна светит, и она меня любит“. Писал, писал и в шестьдесят лет пишет: „Она меня любит, ручеек журчит, и луна светит“…» (Цингер А. В. У Толстых // Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1960. Т. 1. С. 456). Толстой выявил, таким образом, сложную ситуацию в истории искусства: избыток мыслей губил художественность, однако именно уникальное многообразие новых мыслей и обусловливало дальнейшее развитие искусства. «Иная, даже небрежная, страница Достоевского, – как-то сказал Лев Николаевич, – стоит многих томов многих теперешних писателей» (Сергеенко П. А. Как живет и работает Л. Н. Толстой // Толстой в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 547). В 1900 г. в беседе с С. Орлицким Толстой повторил эту мысль: «Возьмите Достоевского. По своей технике он ниже всякой критики, но он не только нам, русским, но всей Европе открыл целый мир» (Орлицкий С. У графа Толстого // Интервью и беседы с Львом Толстым. М., 1986. С. 144).

Сытиным и разным богатым типографиям и аферистам … – Издатели названы по фамилии известного российского предпринимателя, книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина (1851–1934), принявшего участие в деятельности издательства «Посредник», основанного при содействии Л. Н. Толстого.

15 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 216; ПСС. Т. 58. С. 118, 141.

осмотреть библиотеку народную … – см. коммент. к 2 октября.

16 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 217–219; ПСС. Т. 58. С. 141.

будто у нее невралгия … – А. К. Черткова была действительно больна.

Петр. – Лицо неустановленное.

17 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 219–220; ПСС. Т. 89. С. 225–226; ПСС. Т. 58. С. 142.

В Евангелии для детейЛ. Н. пишет о гневе … – С. А. Толстая имеет в виду книжку «Учение Христа, изложенное для детей», над которой Л. Н. Толстой работал в 1907 и 1908 гг., и дословно, от себя включив только курсивное выделение, приводит цитату из ее 20-й части (см.: ПСС. Т. 37. С. 116).

Был… Перкер… – И. И. Перпер.

Пишет и Саша дневник. – С июня 1910 г. А. Л. Толстая вела дневник, который позднее стал основой для ее воспоминаний.

Подробности фактические … – Л. Н. Толстой собрался ехать вместе с Маковицким, чтобы навестить А. К. Черткову, а С. А. Толстая просила мужа не ездить к Чертковым. Потом Л. Н. Толстой раздумал ехать к ним и попросил Маковицкого сообщить ей об этом, а сам направился в Засеку. Однако тот не застал Софью Андреевну, которая уже отправилась в Телятинки с тем, чтобы лечь поперек дороги и не дать проехать мужу к Чертковым.

Читал Шри Шанкара. – Индийского религиозного философа, проповедника, реформатора индуизма, основателя классической адвайта-веданты – Шри Шанкарачарью (Шанкару).

18 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 220–221; ПСС. Т. 58. С. 142, 119; Маковицкий-2. С. 385–386.

Читал Достоевского и удивлялся на его неряшливость, искусственность, выдуманность … – См. коммент. к 14 октября.

читал Николаева «Понятие о Боге». – Т. е. книгу П. П. Николаева «Понятие о Боге как совершенной основе жизни (Духовно-монистическое мировоззрение)».

Бокль, Штраус, Ренан… – С трудами Г. Т. Бокля Л. Н. Толстой познакомился еще в 1862 г. Вопрос о значении Г. Т. Бокля для России 1860-х гг. и для Толстого времени создания эпопеи «Война и мир» рассмотрен Б. М. Эйхенбаумом (см.: Эйхенбаум Б. М. Работы о Льве Толстом. СПб., 2009. С. 518–522). Внимание Толстого привлекли и работы Д. Ф. Штрауса и Э.-Ж. Ренана. Толстой не только знал сочинения Ренана, но упоминал их в своих художественных и религиозно-философских произведениях, вступал с ним в полемику. О Штраусе и Ренане Л. Н. Толстой писал в книге «В чем моя вера?».

Сами не зная того, они очищают религию. – Это мысль Николаева в пересказе Л. Н. Толстого.

…рассказ Кудрина. – См. коммент. к 19 сентября.

Как мальчик укусил за палец… <…> Как Катерина Ивановна послала 200 рублей капитану, которого Митя (Карамазов) потащил за бороду. – Мальчик Илюша Снегирев укусил за средний палец Алешу Карамазова. Катерина Ивановна передала через Алешу Карамазова 200 рублей штабс-капитану Снегиреву, публично оскорбленному Дмитрием Карамазовым («Братья Карамазовы», ч. II, кн. 4, гл. III, VII).

19 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 221; ПСС. Т. 58. С. 142; Маковицкий-2. С. 387–389.

Саша говорила о продаже за миллион. – А. Л. Толстая сообщила отцу, что в Ясную Поляну приезжает Н. А. Альмединген для переговоров с С. А. Толстой о продаже его произведений издательству «Просвещение».

Я бы желал, чтобы перечислили секты, которые существуют. – У Толстого был давний интерес к российскому сектантству. Так, летом 1881 г. Л. Н. Толстой, находясь в самарском имении, писал С. А. Толстой от 24 июля того же года: «Интересны молоканы в высшей степени. Был я у них на молении, присутствовал при их толковании Евангелия и принимал участие, и они приезжали и просили меня толковать, как я понимаю; и я читал им отрывки из моего изложения, и серьезность, интерес и здравый, ясный смысл этих полуграмотных людей удивительны» (ПСС. Т. 83. С. 296). В своем романе «Воскресение» (1899) Л. Н. Толстой упомянул староверов и нововеров, поповцев и беспоповцев, субботников, хлыстов, австрияков, молокан, скопцов, дырников.

Толстовцы – последователи религиозного течения, сложившегося в России под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. Толстовские общины распространялись по всей России начиная с конца XIX в.

Иеговистка – член секты «свидетели Иеговы».

…в «Отче наш еси на небесех»… – Т. е. в молитве «Отче наш», первая строка которой по церковнославянскому тексту процитирована неточно (ср.: «Отче наш, иже еси` на небес&#229;&#769;х!..»).

о поучениях старца Зосимы… – Т. е. о главе «Из бесед и поучений старца Зосимы» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (ч. II, кн. 6, гл. III). Первый том романа «Братья Карамазовы» Л. Н. Толстой, покидая навсегда Ясную Поляну, оставил открытым на 359-й странице. «В главе „О аде и адском огне“ он сделал заметку „NB“ и отчеркнул несколько строк» (Комарова Т. В. Об уходе и смерти Л. Н. Толстого (по материалам яснополянских мемориальных фондов) // Яснополянский сборник 1992. Тула, 1992. С. 213). Главка «О аде и адском огне, рассуждение мистическое» входит в главу «Из бесед и поучений старца Зосимы» и завершает собой вторую часть романа. См. также коммент. к 14 октября.

…и о Великом Инквизиторе. – Т. е. о главе «Великий инквизитор» в романе «Братья Карамазовы» (ч. II, кн. 5, гл. V).

Жена Достоевского стенографировала, и он никогда ничего не переделывал. – Совместный труд Ф. М. Достоевского и стенографистки А. Г. Сниткиной (впоследствии Достоевской) начался 4 октября 1866 г. во время создания романа «Игрок». «По ночам писатель сочинял, набрасывал начерно очередные страницы романа, а днем диктовал свои ночные наработки, то и дело импровизируя по ходу диктовки. У себя дома вечером она расшифровывала стенограммы, а следующим утром Достоевский окончательно правил приготовленные ею листы. Последним этапом творческого процесса являлось то, что Анна Григорьевна переписывала своим правильным, почти каллиграфическим почерком исправленный текст набело. Впоследствии, в период создания романов „Идиот“, „Бесы“, „Подросток“, „Братья Карамазовы“, „Дневника писателя“, данная схема работы практически не менялась» (Тихомиров Б. Н., Ярышева И. С. Любить Достоевского // Достоевская А. Воспоминания. СПб.: Азбука, 2011. С. 15). Личное свидание С. А. Толстой с А. Г. Достоевской состоялось в Петербурге в 1885 г.

«Великий Инквизитор» – это так себе. Но поучения Зосимы, особенно его последние, записанные Алешей мысли, хороши. – В разные годы романные герои Достоевского вызывали у Льва Толстого далеко не однозначную реакцию. Толстой как-то возмутился: «Странно, что его так много читают, не понимаю – почему! Ведь тяжело и бесполезно, потому что все эти Идиоты, Подростки, Раскольниковы и все – не так было, всё проще, понятнее» (Горький А. М. Лев Толстой. Письмо // Толстой в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 446). Запись Булгакова (см. коммент. к 14 октября) свидетельствует о неоднозначном понимании главы «Великий инквизитор». В «Братьях Карамазовых» Толстой особенно выделял старца Зосиму и его поучения, записанные Алешей Карамазовым. По Толстому, основанием для высокой оценки многих высказываний Достоевского могло служить «хоть одно его изречение (вложенное в уста Зосимы. – Сост.) о том, что всякое дело добра, как волна, всколыхивает все море и отражается на том берегу» (ПСС. Т. 65. С. 281). Для издания в «Посреднике» была переработана глава из «Братьев Карамазовых» под заглавием «Старец Зосима» (ПСС. Т. 64. С. 4).

на него Белинский, кажется … – Следующее слово в подлиннике пропущено.

По-моему, времена романов прошли. – По глубокой мысли Толстого, «нехудожественность» Достоевского свидетельствовала о завершении и исчерпанности романной формы.

…Мопассан – огромный талант. <…> Я как раз перечитывал Мопассана… – В беседе с Молоствовой Толстой не случайно упомянул именно Мопассана. Французский писатель, как писал о нем Толстой ранее, в книге «Царство Божие внутри нас» (1893), выставляет «всю жестокость противоречия» между представлениями людей о жизни и самой действительностью. Мопассан не видит возможности для его разрешения. Тем самым, как считает Толстой, он признает, что «это противоречие должно быть и что в нем поэтический трагизм жизни». Человек в мире людей, по Мопассану, бесконечно одинок (вспомним Жанну, главную героиню романа «Жизнь», или Христиану – героиню романа «Монт-Ориоль»). Толстой был далек от такого – «мопассановского» – понимания жизни. Однако трагизм текущей семейной жизни 1910 г. возвращал Толстого, помимо прочего, и к раздумьям над философией жизни Мопассана. Сборник новелл Мопассана «Разносчик» Толстой перечитывал в ночь на 28 октября, перед уходом из Ясной Поляны. В тот же день попросил дочь Александру прислать ему не только второй том «Братьев Карамазовых», Монтеня, но и этот сборник. См. также коммент. к 12 августа и 2 октября.

о появившейся переписке Черткова с Эртелем … – В 1897 г. В. Г. Чертков был выслан из России. Его мать уговорила писателя А. И. Эртеля (с 1896 г. он уже ушел от занятий литературой), друга их семьи, занять место управляющего в имении. Эртель отправлял вырученные доходы с имения хозяевам, состоял в переписке с В. Г. Чертковым. Книга «Письма» А. И. Эртеля, в которую были включены письма Черткову, были опубликованы уже после смерти писателя – в 1909 г., под редакцией и с предисловием М. О. Гершензона. На публикацию «Писем» Эртеля как на культурное событие сразу откликнулись В. В. Розанов, П. Б. Струве, С. Л. Франк.

Ленотра вы не читали? – По-видимому, речь идет о книге французского автора Жоржа Ленотра «Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции». Ленотр – псевдоним французского историка, члена Французской академии Луи Леона Теодора Госслена. В 1910 г. вышло его собрание сочинений в 12 т. На рубеже XIX–XX вв. произведения Ленотра были известны и популярны в России.

20 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 221–222; ПСС. Т. 58. С. 549–550; Толстая А. Л. С. 464; ПСС. Т. 58. С. 142.

Новиков, который пишет статьи, – умный мужик … – М. П. Новиков писал рассказы и статьи о крестьянской жизни, неоднократно подвергался гонениям со стороны властей. Л. Н. Толстой ценил его статьи, статья «На войну» при его содействии была опубликована в 1905 г. в Англии. Беседу с Л. Н. Толстым Новиков записал, а позднее опубликовал в своих воспоминаниях «Мое последнее свидание с Толстым» (1920). В своей оценке С. А. Толстая совпала с мужем, в тот же день в своем дневнике он записал: «Серьезно умный мужик» (ПСС. Т. 58. С. 121).

двое наших молодых крестьян … – Слесарь, член рабочего кружка, Перевозников и только что вышедший из тюрьмы революционер М. Т. Полин («Титов сын», как написал о нем Л. Н. Толстой в дневнике в тот же день).

21 октября к отцу пришли трое крестьян … – Они пришли 20 октября, однако беседа с Новиковым продолжилась до поздней ночи.

Иван-кучер – И. В. Матвеев.

21 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 222–223; Бирюков. С. 623–624; ПСС. Т. 58. С. 142.

22 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 223; Маковицкий-2. С. 392; ПСС. Т. 58. С. 142; ПСС. Т. 89. С. 228.

От Черткова письмо ко мне, письмо Досеву и заявление. – В нем Чертков сообщал о своем письме Досеву, а также поддерживал Толстого в его решении направить в газеты для публикации заявление, подтверждающее, что права на издание сочинений писателя не подлежат продаже.

Мария Николаевна. – Вторая жена С. Л. Толстого.

23 октября

Источники: Дневники. Т. 2. С. 223–224; Маковицкий-2. С. 396; ПСС. Т. 58. С. 142, 121–122.

Ездил он… верхом в Засеку, где солдаты гоняли лисицу… – Ездил на Лихвинскую железную дорогу, в районе Засеки услышали шум: около пятидесяти солдат проводили облаву на лисиц.

О социализме начато, и о самоубийстве, и о безумии. – См. также коммент. к 5 июля и 9 октября.

Не знаю, над чем он работал сегодня утром. – Л. Н. Толстой вносил поправки в статью «О социализме».

разбирал копеечные книжечки … – В этот день А. Л. Толстая получила от И. И. Горбунова-Посадова 79 книжек издательства «Посредник» для Яснополянской народной библиотеки и для рассылки корреспондентам Л. Н. Толстого.

C. 297–298. … подразделял их на лучшие, средние и худшие … – 24 октября Л. Н. Толстой написал И. И. Горбунову-Посадову, что разобрал все книжки издательства «Посредник» на четыре сорта, к письму приложил список книжек по сортам. Все книги были распределены им на 1) очень хорошие; 2) хорошие; 3) недурные; 4) низший сорт. Красной отметкой помечались книги для хорошо грамотных, а синей – малограмотных. Утром, по воспоминаниям Д. П. Маковицкого, он сказал, что книжки четвертого разряда надо выбросить и заменить книжечками веселого содержания. В тот же день Л. Н. Толстой говорил Альмединген о необходимости отбора книг: «Десяток людей [нужны], чтобы взяться отобрать… Это работа на года… Трудно себе представить, когда смотришь на всю литературу, как в ней разобраться… Например, „Посредник“, в нем есть книжки хорошего направления, а есть отвратительные… <…> Главное, так это огромно, обнять как? Невозможно. Нет того отношения (издателей, читателей) к этому делу, как оно должно быть… Если бы это не было денежное дело… Руководятся денежным делом… Я думаю, что это должно кончиться (то есть издание ради наживы)» (Маковицкий-2. С. 394).

нецензурность последних произведений Льва Николаевича. – Многие поздние публицистические работы Л. Н. Толстого были запрещены в России цензурой.

«Пора понять» – статья Толстого, написанная осенью 1909 г. Впервые была опубликована в 1911 г., после смерти писателя. В этой статье резкой критике было подвергнуто Российское государство, узаконившее насилие.

«Исследование и перевод четырех Евангелий» – Т. е. «Соединение и перевод четырех Евангелий». Начало изучения Толстым Евангелия относится к 1879 г. В 1880–1881 гг. шла работа писателя по его изучению, переводу и комментированию. В 1884 г. и в последующие годы Толстой, не считая свой труд законченным, возвращался к работе, последние исправления в текст «Соединения и перевода четырех Евангелий» были внесены им в 1907–1908 гг. Впервые сочинение было опубликовано в Женеве, в типографии эмигранта М. К. Элпидина: в 1892 г. вышел I том, в 1893 г. – II том, а в следующем году – III том. В Лондоне английский перевод I тома толстовской книги появился в 1895 г. В Англии же в 1906 г. издательством «Свободное слово» В. Г. Черткова был выпущен I том сочинения Толстого под названием «Соединения, перевод и исследование четырех Евангелий», в котором были устранены грубые искажения и опечатки, допущенные в элпидинском издании. В России книга в трех томах, без последней, заключительной части, впервые была напечатана в 1906 г. в приложении к журналу «Всемирный вестник». Маковицкий знал о непростой истории издания этого сочинения Толстого. Более того, именно с этим произведением связана история его знакомства с Толстым. В декабре 1890 г. два словака – пражские студенты Д. Маковицкий и А. Шкарван – написали письмо Толстому с просьбой дать «рукопись большого Евангелия, чтобы его напечатать» (ПСС. Т. 87. С. 64). Толстой не возражал, о чем через Черткова и его помощника передал молодым людям, правда задуманное ими не было осуществлено.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: