Воспитание—Развитие личности—Обучение—Образование





Воспитание направлено на формирование личности ребенка. Ведь личностью не рождаются, личностью становятся. От воспитания зависит развитие личности. Как ребенок будет развиваться, и в каких условиях. От этого зависит его обучение, в результате которого он будет дальше развиваться и получать знания и опыт от преподавателей. Конечной целью является получение образования.

 

Тема 3. Методология и методы педагогического исследования

Задание 1

Дайте характеристику основным методам педагогического исследования по следующей схеме:

Наблюдение - один из наиболее распространенных методов педагоги­ческого исследования; представляет собой целенаправленный и планомер­ный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фик­сации явлений систематичностью, опорой на определенную педагогическую концепцию. Позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике.

В результате наблюдения формулируются гипотезы, которые проверя­ются, уточняются в ходе последующих наблюдений, переходя в тео­рию, объясняющую педагогические явления. Наблюдения имеют определенную цель, проходят по заранее продуманному плану с детальным перечислением изучаемых вопросов.

Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач. Раз­личают:

полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные;

формализованные (проводятся по жесткой программе) и неформали­зованные;

включенные и участвующие (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах);

по частоте применения - постоянные, повторные и однократные на­блюдения;

по объему - сплошные и выборочные;

по способу получения - прямые (непосредственные), косвенные (опос­редованные);

в зависимости от объекта наблюдения - внешние, объективные, само­наблюдения.

Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого коли­чества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц, излишняя идентифи­кация наблюдателя со средой, недоступность наблюдению некоторых явлений и процессов; наблюдения не позволяют вмешиваться в изуча­емый процесс, изменять ситуацию, делать точные замеры. Поэтому ре­зультаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, получен­ными другими методами.

Изучение опыта

Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычле­нение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помо­щью этого издавна применяемого метода педагогического исследования анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешен­ные заключения о целесообразности их применения в новых историчес­ких условиях. Поэтому данный метод называют еще "историческим".

Он тесно смыкается с другим методом - изучением первоисточников, называемым также архивным.Тщательному научному анализу подверга­ются памятники древней письменности, законодательные акты, про­екты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съез­дов и конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

Часто под изучением опыта понимают изучение передового опыта твор­чески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

Научно-педагогические исследования предполагают анализ школьной документации, отражающей учебно-воспитательный процесс. Источни­ки информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распо­рядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стеног­раммы уроков и т. п.

Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, резуль­татов эстетического и технического творчества - о многом скажет опыт­ному исследователю. Большой интерес представляют и так называемые "продукты свободного времени", "хобби-занятия".

Опросные методы в педагогике

Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения дан­ных широкого тематического спектра. В педагогике используются три общеизвестные разно­видности опросных методов: беседа, анкетирование, интер­вьюирование.

Беседа - диалог исследователя с испы­туемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компе­тентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы "в лоб", вопросы со скрытым смыслом; вопросы, прове­ряющие искренность ответов и другие. Практикуются от­крытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.

Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по из­учаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испы­туемых. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызы­ваемых исследователем у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Не допускается в педагогической науке оба опросных ме­тода, смахивающих на допрос.

Анкетирование как письменный опрос более продукти­вен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов ан­кетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет ис­следователем при непосредственном его общении с испы­туемыми. Заочное анкетированиеорганизуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рас­сылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетиро­вание реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция опе­рирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет.

Открытая анкета со­держит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого.

Анкета закрытого типа постро­ена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы.

Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, изучение исследуемого педагоги­ческого явления в специально созданных и контролируемых условиях. Занимает все более важное место в педагогических исследованиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, экс­перимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспе­риментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитатель­ной деятельности.

Основное назначение эксперимента - проверка научных предположе­ний и такое изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое невозможно провести другими методами.

Различают естественный и лабораторный эксперименты.

Естественный эксперимент проводится в обычных условиях жизни и воспитания школьников. В этом случае экспериментатор вносит лишь некоторые необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий состоит в выяснении влияния вводимых изменений на испытуемых.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных усло­виях. Он позволяет точно регистрировать (при помощи приборов) характер воздействий на испытуемых и их ответные реакции. Естествен­ный и лабораторный эксперименты, как правило, используются во вза­имосвязи.

Метод эксперимента требует большой предварительной подготовки ис­следователя. Необходимо проводить такие эксперименты, которые не нанесут ущерба обучению и воспитанию учащихся. С целью подтверждения полученных в результате эксперимента данных они проверяются несколько раз в обычных условиях. Только после тща­тельной проверки и всесторонней оценки новые приемы или формы обу­чения и воспитания могут быть рекомендованы для внедрения в практику.

Тестирование

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объек­тивно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры педагогического процесса.

Существуют международные тесты для сравнения показателей достигнутого в образова­нии и развитии детей и взрослых. Тесты воспринимаются как экзамены на пригодность людей к той или иной сфере деятельности. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования, позволяющие использовать ЭВМ в интерактивном режиме диалога в си­стеме человек-машина. Различают тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты для определения профессио­нальной предрасположенности людей. Используются тесты и в педагогических исследованиях. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирова­ния, укажем прежде всего на использование тестов успевае­мости. Широко применяются тесты элементарных умений, та­ких, как чтение, письмо, простейшие арифметические опера­ции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

В психологической науке используются тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности (способностей), тесты проективные, тесты личностные и так далее.

От других методов об­следования тестирование отличается точностью, простотой, доступно­стью, возможностью автоматизации.

Терминологические методы

Терминологические методы исследований получают все большее распростра­нение в педагогике в последние годы. Их возникновение связано с отработкой лингвистики компьютерных систем.Появление тезаурусов, рубрикаторов, дескрипторных словарей как инструментов, размещения информации в памяти ЭВМ приводит к разра­боткам моделей обучения и исследований путем опериро­вания базовыми и периферийными понятиями. Сущность терминологических методов исследований в том, что ученые идут к анализу педагогических явлений не от практи­ки, а от того, что уже закреплено в языке теории педагогики, ее лексическом фонде. Неразвитый словарь описания той или иной области педагогики означает ее неизученность и свидетельствует о дефиците научных знаний.

Количественные методы в педагогике

Необходимо различать два основных направления в исполь­зовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьюте­ризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями ста­тистический метод. В его пределах широко применяются сле­дующие конкретные методики.

Регистрация — выявление определенного качества у явле­ний данного класса и подсчет количества по наличию или от­сутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).

Ранжирование — расположение собранных данных в опре­деленной последовательности (убывания или нарастания за­фиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал:

1) шкалы наименований (или номинальные);

2) шкалы порядка (или ранговые);

3) интервальные шка­лы;

4) шкалы отношений.

Все более мощным преобразующим средством педагогичес­ких исследований становитсямоделирование. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирова­ние — это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования — целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным обра­зом за счет анализа — расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные сис­темы и исследует их функционирование.

Моделирование в дидактике успешно применяется для ре­шения следующих важных задач:

оптимизации структуры учебного материала;

улучшения планирования учебного процесса;

управления познавательной деятельностью;

управления учебно-воспитательным процессом;

диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

В педагогических исследованиях в сочетании с другими методами широко используетсясоциометрия. Этот метод мы рассмотрим более подробно в следующем параграфе.

Таков состав наиболее распространенных методов пе­дагогического исследования. Сравнительно реже приме­няются заимствованные из других наук: методы контекст-анализа, рейтинга, провокаций, документального анализа, репертуарной решетки, методы парного сравнения, Дельфи, мемуаров и другие. Педагогика использует ряд инструментальных ме­тодов физиологии и медицины; тремограммы, ЭЭГ, КГР, изменяющиеся скорости реакции, другие объективные показателисостояния человека. Применяются комбинации методов.

Задание 2

Какие направления, проблемы научно-педагогического исследования, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными в настоящее время? Почему?

Актуальность исследования заключается в том, что воспитание и образование занимало первостепенное значение в цивилизации человека. Без педагогики, наверное, и не было этой цивилизации. Ведь с помощью педагогики передается опыт из поколении в поколение. В основе современных методологических подходов к изучению целостного процесса социализации, воспитания и развития личности лежит общефилософское направление научного познания, раскрывающее пути исследования функционирования всего общества, его групп и развития отдельной личности в конкретных историко-культурных условиях жизни общества. Их основное предназначение на данном этапе развития общества – преодоление существующего отрыва философии, социологии от других смежных наук, приближение педагогических исследований к конкретным социокультурным условиям социума. Приоритетными направлениями и проблемами педагогической на­уки, по определению Всесоюзного съезда работников народного об­разования, являются:

• разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;

• научный анализ состояния практики и надежное прогнозирова­ние социально-экономических и педагогических аспектов образова­ния; определение перспектив развития личности в целостном учеб­но-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельности); поиск пу­тей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятель­ности на основе единства обучения, воспитания, развития;

• развитие методологии и методов педагогических исследований;

• педагогические аспекты демократизации и гуманизации систе­мы образования; поиск эффективных путей идейно-нравственного воспитания, развития духовной культуры, гражданского становления личности;

• разработка базовою компонента общего среднего образования, его деятельностного содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств обучения;

• разработка концепций национальной школы как инструмента формирования национального самосознания, национальной культу­ры, всемерного совершенствования межнациональных отношений, подлинного интернационализма;

• исследование эффективных способов активизации и оптимиза­ции педагогического процесса, устранение перегрузки, укрепление здоровья учащихся;

• разработка условий повышения эффективности самообразова­ния и самовоспитания; исследование социальных и психолого-педа­гогических проблем молодежи;

• обоснование системы трудовой, политехнической и профессио­нальной подготовки учащихся на разных ступенях образования, уча­стия молодежи в общественно полезном производительном труде;

• исследование перспективных направлений подготовки и повы­шения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования; обобщение и распространение передо­вого и новаторского педагогического опыта и инновационных про­цессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педаго­гической практики в научных разработках

 

Задание 3

Сформулируйте тему педагогического исследования и создайте для нее методологический аппарат.

Тема исследования: Игровое пространство дошкольного учреждения как здоровьесберегающая среда (О. А. Тимченко)

Актуальность исследования. Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена тенденциями развития российского образования, связанными с созданием здоровьесберегающих и здоровьетворящих технологий; статистическими данными системы здравоохранения, фиксирующими состояние здоровья детей. Снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста, по данным Министерства здравоохранения, обусловлено не только генетическими параметрами, но и состоянием среды обучения, развития и воспитания ребенка.

В медицинских исследованиях отмечаются данные о влиянии образовательной среды на здоровье детей (М. В. Антропова, М. М. Безруких, С. М. Громбах, Д. И. Зелинская, Ю. П. Лисицын, М. Т. Матюшонок, В. А. Пискунов, А. Г. Хрипкова и др.).

Анализ педагогических исследований позволил выявить различные факторы, влияющие на состояние здоровья детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья, низкий уровень культуры здорового образа жизни детей (Н. А. Ананьева, В. Ф. Базарный, Е. В. Бондаревская, В. П. Озеров, В. П. Петленко, Г. М. Соловьев и др.).

Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты. По мнению И. И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки. ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, которое, на наш взгляд, зависит от компетентностей педагога проектировать здоровьесберегающую среду дошкольного учреждения адекватную детскому возрасту и состоянию здоровья ребенка.

Введение в педагогическую науку понятия «здоровье ребенка» становится общепризнанной ценностью и обеспечивает развитие педагогических исследований на поиск оптимальных условий воспитания у ребенка ценностного отношения к здоровью и проектированию условий его сохранения. Данные вопросы стали предметом изучения в работах В. И. Бондина, В. В. Колбанова, Н. К. Смирнова, А. Г. Сухарева, Л. Ф. Трохимчук, А. Г. Трушкина и др. Авторы исследований предлагают различные пути сбережения здоровья детей в образовательном учреждении – физическое воспитание (В. И. Бондин, А. Г. Трушкин, Ю. А. Янсон и др.), валеологизация образовательной среды и учебного процесса (Т. И. Бабенко, А. Г. Дрижика, Г. К. Зайцев, В. П. Казначеев, Г. А. Кураев, С. К. Сергеев, Н. К. Смирнов, Ю. В. Шленов и др.), двигательная активность (Л. В. Абдульманова, О. Г. Бериев, Б. Б. Егоров, Н. Т. Лебедева и др.), система мониторинга состояния здоровья (Н. А. Ананьева, Г. А. Ямпольская и др.), индивидуальный подход к ребенку (И. А. Аршавский, Т. Г. Ивошина и др.), гуманизация образовательного процесса (М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская и др.), проектирование здоровьесберегающей среды (М. М. Безруких, Д. Г. Далчия, Е. А. Каменская, Н. Н. Макаров, Р. М. Чумичева, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.).

Национальный проект «Образование» одним из направлений определяет создание безопасной и здоровьесберегающей среды жизни обучения, воспитания и развития ребенка. Быть здоровым становится престижным в обществе, поскольку позволяет человеку в полной степени реализовать свои возможности (физические, интеллектуальные, нравственные, духовные). На данном этапе развития общества актуализируется проблема дошкольного образования и его возможности в социальном, культурном, физическом, нравственном оздоровлении детей. Среди представленных в педагогических исследованиях условий сбережения здоровья ребенка дошкольного возраста особое внимание уделяется здоровьесберегающей среде (И. А. Аршавский, Э. Н. Антонелене, В. А. Петровский, В. Д. Семенов, Р. Б. Стеркина, Р. М. Чумичева и др.).

Однако в исследованиях недостаточно разработана проблема проектирования игрового пространства как среды сбережения здоровья ребенка. В дошкольном образовании игра является ведущим видом деятельности и создает особую среду, где ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Именно игровая среда является одним из важных условий, стимулирующих ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлению многообразных связей с окружающим миром. Игра определяется общепризнанным феноменом в развитии личности ребенка (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Ю. Ф. Змановский, А. В. Кенеман, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Т. И. Осокина, М. М. Силакова, Д. Б. Эльконин и др.). Наличие многообразных парадигм образования – личностно-ориентированной, культуросообразной, пространственной, системно-синергетической и др., - актуализирует вопрос о проектировании игровой среды как условия сбережения здоровья дошкольников, создающей оптимальные и соответствующие ребенку дошкольного возраста возможности для самореализации. Анализ существующих в системе дошкольного образования программ обучения, воспитания и развития ребенка показал, что далеко не все программы в полной мере раскрывают содержание, технологии и среду сбережения здоровья детей, недостаточно эффективно используются возможности организационно-структурных форм и условий сбережения здоровья детей, а научно-методическое обеспечение процесса развития ребенка не предусматривает основы проектирования образовательного процесса как здоровьесберегающей среды.

Анализ исследований по вышеуказанным проблемам, а также изучение реального состояния образовательной среды дошкольного учреждения, позволили выявить существенные противоречия между:

- необходимостью решения проблем сбережения здоровья ребенка как национальной ценности и недостаточной научно теоретической и практической разработанностью вопросов сбережения здоровья ребенка в игровой среде дошкольного учреждения;

- современным состоянием системы дошкольного образования и уровнем компетентности специалистов в вопросах проектирования игровой среды сбережения здоровья ребенка;

- здоровьесберегающими технологиями, обеспечивающими формы организации игровой деятельности, и ее потенциальными возможностями, как показателя субкультуры детства и органичным средством сбережения здоровья ребенка.

На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования: каковы педагогические условия дошкольного образовательного учреждения как игровой среды сбережения здоровья ребенка.

Цель исследования - разработка и апробация педагогических условий игрового пространства как здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – игровое пространство как здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования - образовательное пространство дошкольного учреждения как здоровьесберегающая среда.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой обозначены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать возможности подвижной игры как субкультуры детства, создающей игровое пространство как среду здоровьесбережения ребенка.

2. Выявить состояние практики дошкольных образовательных учреждений в использовании потенциала подвижной игры как среды здоровьесбережения ребенка.

3. Разработать и апробировать игровую модель здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования состоит в том, что игровая модель здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения обеспечивает эффективные условия развития субъектно-поведенческого опыта ребенка в самосбережении здоровья при условиях, если:

- проектирование модели ориентировано на принципы сохранения жизни и здоровья ребенка, нравственной доминанты подвижной игры и активной позиции ребенка в накоплении способов здоровьесбережения;

- здоровьесберегающая среда ориентирована на развитие компетенций ребенка, его эмоционально-оценочного отношения к здоровью, субъектно-поведенческого опыта детей в подвижных играх;

- подвижная игра определяется как субкультура детства, активное средство самосбережения здоровья ребенка и интегрирована в различные виды жизнедеятельности дошкольников;

- ребенок старшего дошкольного возраста осознает здоровье как высшую ценность жизни человека и проявит активную потребность в его сбережении;

- результаты диагностики уровня развития ребенка и состояния его здоровья являются основой для проектирования здоровьесберегающей среды;

- в содержание программ физического развития детей интегрированы правила, регулирующие двигательную активность и социальные отношения детей, предупреждающие травмаопасные ситуации и действия, угрожающие здоровью детей;

- методы здоровьесбережения ориентированы на накопление ребенком способов и опыта самосбережения здоровья в активной двигательной среде.

Методологическую основу исследования составили: гуманистический и аксиологический подходы, определившие человека высшей ценностью общества и системы образования; культурологический подход, в рамках которого здоровье определяется ценностью личности, а его сбережение – целью образования; теоретические концепции, позволяющие определить здоровье как интегративный феномен, сочетающий единство духовного, психического и телесного в структуре человека; концепция формирования личности в онтогенезе; теория преемственности между биологическим и социальным в развитии человека; концепция отечественной и зарубежной психологии и педагогики о сущности игры как субкультуре детства.

Теоретическую основу исследования составили гуманизация образования (Ш А. Амонашвили, М. Н. Берулава, В. А. Караковский, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Е. А. Ямбург и др.); личностно-ориентированный подход к образованию (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, Б. Т. Лихачев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.); концепции здоровьесбережения в образовании (И. А. Аршавский, И. И. Брехман, Л. И. Губарева, И. В. Кузнецова, Ю. П. Лисицын, Н. А. Медведева, В. Н. Муравьева, В. В. Петенко, Г. М. Соловьев и др.); теоретические положения о подвижной игре как приоритетном средстве развития личности дошкольника и укреплении его здоровья (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Кенеман, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Т. И. Осокина, Д. Б. Эльконин и др.); исследования по проблемам формирования здорового образа жизни детей в условиях дошкольного образовательного учреждения (Л. В. Абдульманова, Б. Б. Егоров, Ю. Ф. Змановский, Н. Н. Ефименко и др.)

Для достижения поставленных целей использовались следующие методы исследования: научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; праксиметрический метод(изучение документов); статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования; моделирование педагогического процесса; беседа, интервьюирование, анкетирование, педагогическое наблюдение.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись муниципальные дошкольные образовательные учреждения г.Ростова-на-Дону № № 117, 150, 279; Ростовской области в г.Батайске № 52, г.Азове № 7; Краснодарский край, г.Сочи гимназия № 44. Участниками эксперимента явились 270 детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- в контексте культуросообразной модели образования теоретически обоснованы возможности подвижной игры как субкультуры детства и активной среды здоровьесбережения ребенка;

- научно обоснована игровая модель здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения;

-разработаны принципы проектирования игровой модели здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения (приоритета игровых интересов ребенка в субкультуре детства, самосохранения и самосбережения личностью здоровья, педагогической поддержки индивидуальной траектории здоровьесбережения, интеграции ценностей здоровья и правил игры в содержание дошкольного образования и др.);

- определено понятие «игровая здоровьесберегающая среда», представляющая собой активно-двигательное, социально-игровое сообщество детей, объединенных игровыми правилами, действиями, стимулирующими двигательную активность детей, требующую от ребенка координации движений, самостоятельности в принятии решений и оптимальном выборе способов самосбережения здоровья;

- определены принципы отбора подвижных игр как активного средства развития субъектно-поведенческого опыта самосбережения здоровья дошкольников (ценностно-смысловой и нравственной направленности, повышенной двигательной активности, интеграции, здоровьесохранения).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная игровая модель здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения подтвердила свою эффективность; обозначенные пути интеграции подвижной игры в различные виды жизнедеятельности ребенка и педагогические методы развития у детей старшего дошкольного возраста субъектно-поведенческого опыта самосбережения здоровья в подвижных играх, которые могут быть широко внедрены в практику дошкольных учреждений; разработанная игровая технология здоровьесбережения ребенка и адекватная детской субкультуре здоровьесберегающая среда дошкольного учреждения, повышают эффективность процесса развития ребенка и определяют перспективы развития дошкольного образования. Созданная программа «Здоровый ребенок» может быть использована в практической работе дошкольных учреждений.

 


 

Тема 4. Развитие личности как педагогическая проблема

Задание 1

Установите иерархию следующих понятий: воспитание человека, развитие личности, формирование личности, социализация личности. Являются ли эти понятия синонимами? Тождественны ли они? Что общего и что различного в этих понятиях?

Воспитание человека – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых

Развитие личности – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Социализация личности– развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Являются ли эти понятия синонимами? Возможно. Так как эти понятия направлены на становление человека из индивида в личность. Тождественны ли они? В какой-то степени. Общего в этих понятиях то, что идет процесс формирования личности, развития и самореализации человека. Различного. Воспитание даешь ребенку, развитее – саморазвитие, социализация-общество, культура, которая окружает нас, в которой мы живем.

Задание 2

Раскройте суть влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов. Что здесь самое важное?

 

Факторы Суть влияния
Наследственность Фактор личности обуславливает разнообразие характеров, темпераментов, способностей, уникальных для каждого человека. Однако одна биологическая наследственность не способна полностью сформировать личность, так как культура или социальный опыт не могут передаться с генами.
Деятельность В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Основные виды деятельности детей и подростков - игра, учение, труд.
Географическая среда Географическая среда оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества, прежде всего на развитие материального производства.
Социальная среда Общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие.
Общение Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Воспитание Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Оно — главная сила, способная дать обществу полноценную личность.

Задание 3

О каких факторах, влияющих на развитие личности, говорят авторы приведенных отрывков? Со всеми ли высказываниями вы согласны? Какие из них вызывают возражения? Почему?

Я.А. Коменский

На мой взгляд, Я.А. Коменский говорит о четырех факторах влияющих на развитие личности – ум, воля, способность движения и речь. Соглашусь с автором, ведь ум дает нам возможность мыслить и принимать, не всегда, но правильные решения. Воля дает нам возможность делать то, что мы хотим, но не во всех ситуациях, иногда, мы в чем-то ограничиваемся. Способность движения помогает нам подниматься, например, по карьерной лестнице. Речь позволяет нам красиво говорить и грамотно писать.

Ш.А. Амонашвили

Мне кажется, девушка, привезенная в возрасте 16 лет, достичь больших успехов не смогла бы. Т.К. к 16 годам у нее сложилось свое восприятие мира в котором она жила. Сформировался характер. Многие вещи современного мира были бы для нее чужими и многие вещи привычные для нее не приемлемы в современном мире. Произошла бы ломка как характера, так и человека.

Н.П. Дубинин

Н.П. Дубинин утверждает, что человек как личность формируется в системе определенных общественных отношений. И ведь действительно, будь это садик или школа, институт или армия – это общественные отношения людей между собой.

А.С. Макаренко





Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!