Глава 3. Культура СССР в 1920-е – 1930-е годы.




 

Культура СССР двадцатых – тридцатых годов, на мой взгляд, самый интересный эпизод истории нашей страны. В это время получили развитие, хоть и позже утратили его, такие перспективные направления, как конструктивизм и кубизм; активно развивался театр, были разработаны приемы кинематографа, которые используются до сих пор и изучаются как основы во всех высших учебных заведениях с актёрско-режиссёрской направленностью. Пишутся массово детские произведения, а также серьёзные книги, поднимающие важные проблемы из-за которых они запрещаются и становятся на десятилетия недоступными.

В послеоктябрьский период в России возобладало течение «пролетарской культуры». Многими его участниками тогда овладевало негативное отношение к культурному наследию и к деятелям культуры предшествующих эпох. В СССР установился авангард, его деятели отстаивали позицию «живого творчества масс». Поэты-футуристы считали, что «новое создаёт только пролетариат, и только у нас, у футуристов, общая с пролетариатом дорога».

Авангардисты с Советской властью имели очень близкие взгляды. Это выражалось в том, что и те и другие имели восторженное и страстное отношение к проекту идеального будущего и отвращение к прошлому жизни и искусства. Советское правительство, одержимое этой идеей, даже взяло на вооружение «Интернационал» в котором есть строчка, говорящая нам о том, что старый мир будет разрушен, а на его месте появится новый.

Художественная жизнь начала 1920-х была очень пёстрой и противоречивой. Очень быстро стали появляться художественно – литературные объединения, которые были очень эпатажными. Традиции «Бубнового валета» продолжали художественные союзы «Нож» и «Бытие». Неотъемлемой частью художественной жизни становится плакат, при советской власти он становится самостоятельным видом искусства. Самые известные плакатисты это Маяковский, Денисов, Орлов.

Однако сфера изобразительных искусств очень бурная и кипучая, там постоянно происходят перемены. Постоянно, то возникают, то исчезают художественные союзы. Театр на этом фоне более спокоен, хотя там тоже происходили перемены, но свои. Так, например, согласно законам и принципам революции жил театр В. Э. Мейерхольда. Он ставил оперу и пантомиму, стихотворную трагедию и агитационную пьесу, всегда воспринимая театр, как особый мир, темой которого является реальная жизнь. Поэтому на его сцене в различных спектаклях стали появляться настоящие пушки, аэропланы, животные, а зритель становился частью спектакля. Надо сказать, что последним не всегда нравились затеи такого рода. На фоне многих экспериментов, незаслуженно забытый режиссёр разработал теорию биомеханики, которая используется до сих пор. Начиная с 1923 года, театры возвращаются к классическому репертуару. На сцену возвращаются Чехов, Островский и другие великие русские драматурги. Однако это не означало, что театральный мир совершенно консервативен. В начале 1920-х годов появляются первые советские пьесы, в реалистических традициях. Крупным событием театральных сезонов середины двадцатых годов становится пьеса «Любовь Яровая» и «Разлом» К. А. Тренева. Важно отметить, что в это время стали активно открываться новые театральные площадки.

Музыка тоже не отставала от быстрого течения нового времени. Народная музыка становится важной составляющей молодой советской культуры, образовываются знаменитые до сих пор народный хор им. Пятницкого и ансамбль песни и пляски Красной Армии. Классическая музыка тоже находит применение в новом времени. Если раньше преобладали плавные мелодии, то теперь музыка стала резкой, шумной, ломаной. Это можно увидеть в ранних произведениях Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева.

Однако не всё было так хорошо, так в 1920 году приверженцы «Пролетарской культуры» нанесли огромный ущерб бывшей Академии художеств. Они разграбили музей, в котором были предметы искусства добрюлловского периода. Тогда без малейшего сожаления выбрасывались античные скульптуры и лучшие дипломные работы. Другой пример нанесения серьёзного ущерба, это разрушение памятников архитектуры, главным образом соборов.

Ещё одной особенностью этого времени, стало то, что стала разворачиваться активная антирелигиозная компания. Повсеместно закрывались церкви. Чтобы население не ходило на службы, был придуман календарь, где вместо привычных нам дней недели, были нумерованные и с плавающими выходными. Старинные иконы сдавались в музеи, оклады, драгоценные металлы и прочие украшения переплавлялись и становились золотым запасом, которым правительство Советского Союза расплачивалось, за хлеб, закупленный для голодающего населения страны.

Большевики, взяв власть в свои руки, столкнулись с массой проблем в культурной сфере, и как следствие в 1920-х годах они провозгласили «Культурную революцию. Её задачами были ликвидация неграмотности населения, создание новой системы народного образования, формирование новой интеллигенции, которая будет лояльна советскому правительству, превращение литературы, искусства и гуманитарных наук в инструмент идеологического воздействия на массы, и использование достижений науки для социалистического строительства.

Ликвидация неграмотности должна была произойти в максимально кратчайший срок. Изначально этим занималось только правительство, но с 1923 года в целях помощи государству была создана ОДН под председательством М. И. Калинина. Ликбез проводился с 1920-х вплоть до 1940-х годов. Результат за двадцать лет был впечатляющим. Если в начале 1920-х грамотными были только 25 – 30% всего населения страны, то к концу 1930-х чтению и письму были обучены 90% населения. За двадцать лет это было огромным достижением. Одновременно с проведением ликбеза была проведена реформа в сфере образования. Все школы стали отныне бесплатными и государственными. Также увеличивалось многократно число средних учебных заведений. К концу 1930-х количество школ было примерно 176,3 тыс.

Очень активное развитие получил кинематограф. Большевики, считая его основным элементом воздействия на массы, активно содействовали широкому распространению кино. В этот период начинал работать С. М. Эйзенштейн, который изобрёл некоторые техники, принципы и подходы в киноискусстве. Эти достижения используются до сих пор и признаны во всём мире.

В 1930-х стали происходить новые процессы в культуре. Разобравшись с индустриализацией и коллективизацией, государство решило взяться за культуру основательно. Требовалось подчинить все её сферы себе. Так были запрещены все художественные и литературные объединения и созданы единственные легальные Союз Художников и Союз Писателей. Единственно верным направлением в искусстве становится соцреализм, который должен был отразить этапы социалистического строительства и показать жизнь при коммунизме. В архитектуре происходили сходные процессы, но менее радикальные. Начался плавный переход от конструктивизма к монументальному классицизму советской эпохи, завершившийся уже после Великой Отечественной войны.

В научной сфере произошло увеличение работников в 10 раз. Материально-техническая база советской науки росла по мере открытия новых отраслевых институтов. Складывались научные школы С. В. Лебедева – в производстве синтетического каучука, Н. И. Вавилова – в области генетики, И. В. Мичурина – в биологии и селекции. Очень сильно развилась оборонная промышленность. Были созданы в конце 1930 танк Т-34, ракетная установка «Катюша», различные типы самолётов.

Однако в это время стали происходить расстрелы неугодных политикам и случайно попавших в маховик репрессий деятели культуры. Так, к сожалению, был убит талантливый режиссёр В. Э. Мейерхольд, по ложному обвинению в шпионаже. На момент приведения в исполнение приговора драматург болел и был в возрасте шестидесяти лет.

Таким образом, культура СССР в 1920-х – 1930-х – очень сложный и интересный процесс, во время которого образовались новые течения в литературе, архитектуре, изобразительном искусстве, а также найдены и изобретены методы и средства в театре, кинематографе и науке. Однако здесь присутствуют и отрицательные стороны, выразившиеся в том, что на исходе 1930-х годов культура стала подвластна только государству, а талантливых деятелей науки и культуры подвергали репрессиям.

 

 

Заключение.

 

Культурная жизнь и экономика СССР в 1920-е – 30-е годы наполнена массой интересных явлений, которые были присущие этой эпохе. Советскому Союзу за двадцать лет, а это очень маленький срок, удалось восстановить страну, построить промышленность и решить огромное количество проблем, оставленных в наследство Российской империей и Временным правительством, и связанных главным образом с бескультурьем и малограмотностью широкого слоя населения, представителями которого были рабочие и крестьяне.

Конечно, методы, которыми пользовалось правительство СССР для достижения поставленных задач, очень спорные. Кто-то считает это всё оправданным, кто-то убеждён, что всё было не правильно.

Чтобы придти к объективному мнению, необходимо перечитать великое множество специальной литературы, в которой будет отражена разная точка зрения историков и современников. И только сделав это, можно подвести итог, что эпоха двадцатых и тридцатых годов XX столетия принесла множество благ нашей стране, но через колоссальные жертвы, сочетающиеся с невиданным доселе энтузиазмом.

Список используемой литературы.

1. В. А. Бунакова, В. П. Евланников. Отечественная история. СПБ.: СПБГУВК. 2009

2. В. В. Фортунатов. Отечественная история для гуманитарных вузов. СПБ.: Питер. 2007

3. Джефри Хоскинг. История Советского Союза 1917-1991. М.: Вагриус. 1994

4. Н. Валентинов (Н. Вольский) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М.: Современник. 1991.

5. Н. Я. Петракови др. НЭП и хозрасчёт. М.: Экономика. 1991

6. Р. У. Дэвис и др. НЭП приобретения и потери. М.: Наука. 1994.

7. Ю. Я. Терещенко. История России XX – начала XXI вв. М.: Эксмо. 2004.

8. В. А. Козлов. История отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М.: Издательство политической литературы. 1991.

9. В. П. Дмитриенко. История России ХХ век. М.: Аст. 1997.

10. Н. А. Ивницкий. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М.: Интерпакс.: 1994.

11. В. С. Толстиков. Культура России во второй половине XIX – первой трети XX века. Ч.: ЧГАКИ. 2011.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: