Положение о проектной деятельности обучающихся образовательной организации, реализующей программы СПО
Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок взаимодействия участников проектной деятельности и их основные функции, а также порядок представления результатов проектной деятельности и критерии его оценки.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;
- примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 № 2/16-з);
- Уставом образовательной организации и иными локальными нормативными актами.
1.3. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной деятельности обучающихся.
1.4. Приоритетными направлениями проектной деятельности обучающихся являются:
- социальное;
- бизнес-проектирование;
- исследовательское;
- инженерное;
- информационное.
1.5. Учебными планами должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
1.6. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) определяют объем, тематику, формы и методы текущего контроля проектной деятельности.
1.7. Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением: индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством педагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Функциональное взаимодействие участников проектной деятельности
2.1. Руководитель образовательной программы:
- осуществляет поиск и выбор индивидуальных проектов для образовательной программы;
- определяет, соответствует ли представленный проект целям, задачам и требованиям образовательной программы;
- предлагает отобранные проекты обучающимся;
- распределяет обучающихся по индивидуальным проектам с помощью тьюторов (кураторов);
- участвует в работе экспертной комиссии, сформированной для оценки проектной работы обучающихся образовательной организации.
2.2. Тьютор (куратор):
- обсуждает с обучающимся проектные идеи;
- осуществляет консультирование и помощь в подготовке проекта к защите и реализации;
- выполняет посреднические функции между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости).
2.3. Обучающийся:
- осуществляет выбор проекта из предложенных руководителем образовательной программы;
- оформляет свой выбор проекта в форме заявления на имя руководителя образовательной программы;
- консультируется с тьютором (куратором) в ходе выполнения проекта;
- составляет отчет о результатах выполнения индивидуального проекта;
- представляет экспертной комиссии результаты проектной работы в ходе оценочного образовательного события или публичной защиты проекта.
Результаты выполнения проекта
3.1. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
3.2. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.
3.3. В результате проектной деятельности обучающийся должен получить представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
- об истории науки;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
- о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
3.4. В результате проектной деятельности обучающийся должен научиться:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы;
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.