Глобенко Виктории. 51-РЛ.




Цикл А. А. Блока «Кармен». Анализ стихотворения «В моей душе больной и молчаливой …»

 

В марте 1914 года Блок написал цикл «Кармен», состоящий из десяти стихотворений. Он посвящен певице Л.А. Дельмас, исполнявшей главную партию в одноименной опере Ж. Бизе. Источников написания цикла несколько: новелла Проспера Мериме, опера и, конечно, реальная биографическая ситуация.

В 1995 году в статье «Кармен» Эткинд рассмотрел сюжет, исходя из движения местоимений в цикле, и в результате пришел к выводу, что «сюжетное движение в «Кармен» сводится к формуле: «Я – ОНА – ЛЮБОВЬ». Местоимения действительно отражают движение лирической эмоции, но, вопреки мнению автора статьи, схема оказывается другой: сам автор на протяжении цикла, иногда утрированно повторяя, акцентирует внимание на последовательности движения местоимений: я – Вы – ты. Следовательно, «сюжетное движение» в произведении происходит иначе.

Исследователи цикла исходили из сложившейся традиции, стараясь определить, в какой мере эпический сюжет повлиял на цикл Блока, и как он отразился в произведении. Но взаимодействие в «Кармен» двух начал, эпического и лирического, которым соответствуют разные сюжетные линии, до настоящего момента не рассматривалось. Безусловно, источники отражены в произведении, на это указано в самом цикле, но, рассматривая «Кармен» в контексте предшествующей традиции, необходимо исходить из того, что новелла и опера, литературный и музыкальный источники, предполагают сюжет эпический, и что воспроизведение этого сюжета в пределах нескольких стихотворений лирического цикла невозможно. Другой род литературы и поэтическая форма требуют иной организации сюжета, но несмотря на небольшой объем лирический цикл призван раскрыть целую «программу», авторскую концепцию.

Задумав сделать «Изборник» из всей «лирической трилогии», Блок оставил из «Кармен» только первое стихотворение, обозначив его, как и в цикле курсивом:

Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет,– так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы.

Далее курсив в цикле будет использоваться для обозначения опорных моментов лирического сюжета (отдельных слов) и для выделения чужого слова, – цитат из клавира. Иную функцию выполняет курсив первого текста. Стихотворение, открывающее цикл, является своеобразной наметкой сюжета, который будет реализовываться в последующих текстах, обрастая эпическими знаками, чувствами и переживаниями. Стихотворение задает тот высокий и торжественный тон, который отличает блоковский цикл от текстов источников, создает его особенность в контексте предшествующей традиции.

Лирику отличает «перенаселенность стихового пространства». Чем меньше объем художественного произведения, тем большую смысловую нагрузку несут отдельные слова. Блок строит цикл, опираясь на конкретные слова. Слова складываются в определенную систему, которая выражает суть авторской концепции.

В эпическом сюжете, особенно новелле, образ Кармен более реалистичный, даже сниженный: «Глаза у нее были раскосые, но чудесно вырезанные. Губы немного полные, но красиво очерченные, а за ними виднелись зубы, белее очищенных миндалин. Ее волосы, быть может, немного грубые, были черные, с синим, как вороново крыло, отливом, длинные и блестящие…».

По отношению к этому же образу в первом стихотворении Блок употребляет не просто высокие слова, а архаичные – ланиты, явление. На протяжении цикла это словарное поле продолжает расширяться. Из новеллы Блок заимствует основные характеристики Кармен, знаки ее образа – взгляд, волосы, зубы, осанка, – и дает эквиваленты этих слов, контрастные по отношению к эпической традиции: явление, взор, очи, стан, лик, золото кудрей. Архаичная лексика нередко встречается в трилогии Блока, но особенно ею насыщен цикл «Кармен». В пределах одного произведения Блок создает словарь, в котором есть центральные и периферийные слова, то, что ранее было единичным, теперь складывается в систему, позволяющую с помощью нескольких слов создать новый образ цыганки, – «царицы блаженных времен».

Роль периферийных слов в цикле играет привычная блоковская лексика, с помощью которой складывается представление о времени, пространстве, состоянии лирического героя, развитии эмоции (лёд – снежная весна – таль). Она создает семантическое поле, контрастное эпическому сюжету: в начале цикла очерчивается действительность, далекая от солнечной Андалузии и необычная для испанской цыганки – Петербург, ранняя весна, мокрый снег.

на небе – празелень, и месяца осколок Омыт, в лазури спит, и ветер, чуть дыша,

Проходит, и весна, и лед последний колок,

И в сонный входит вихрь смятенная душа…

Первые стихотворения буквально пронизаны привычными блоковскими символами, «словами-остриями», устойчивыми знаками его поэтического мира: окно, лазурь, сон, вихрь, заря, март, весна, демон, голос, буря, сны, ветер, снег, таль, вербы, розы.

Параллельно с блоковской системой символов складывается еще одно знаковое поле, связанное с именем. Эпический сюжет дан в цикле, как каркас, объединяющий все стихотворения, который создает иллюзию смены событий, хотя никакого событийного ряда в цикле нет. Эпический каркас является основой, базой для развития лирического сюжета.

Культурный пласт, связанный с именем цыганки, представлен сценами из оперы, деталями декорации, цитатами из клавира, именами персонажей (Хозе, Эскамильо, Цунига, Лиллас-Пастья):

Бушует снежная весна.

Я отвожу глаза от книги…

О, страшный час, когда она,

Читая по руке Цуниги,

В глаза Хозе метнула взгляд!<…>

И я забыл все дни, все ночи,

И сердце захлестнула кровь,

Смывая память об отчизне… А голос пел: Ценою жизни ты мне заплатишь за любовь!

 

Кульминационный момент цикла восходит к реальной встрече, которая произошла в театре Музыкальной драмы марта 1914 года. В письме Л.А. Дельмас в тот вечер Блок писал: «Сегодня я узнал, что Вы больше не служите в М.Д. и что Вы в театре. Мне показывали Вас. Я смотрел на Вас, не видя и не слушал того, что делалось на сцене… Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал». Содержание стихотворения отсылает к первому тексту, в котором говорилось о явлении Карменситы. «Явление» – ключевое слово в цикле:

сердитый взор бесцветных глаз. их гордый вызов, их презренье.

Всех линий – таянье и пенье. так я Вас встретил в первый раз.

В стихотворении разворачиваются два плана – сцена и партер. Действие происходит одновременно, но на сцене – финал оперы (4 акт), а в партере – начало другого сюжета, – встреча с Кармен. Все, из чего вырастает цикл, –явление, встреча, взгляд, впечатление от образа, на которое наслаивается эпическая традиция. Явление главной героини – «точка отсчета», «момент лирической концентрации». Блок целенаправленно показывает схему эпического сюжета, он сам указывает на источники – книгу и оперу; предваряет «явление» героини иллюзией сюжета. А в центр произведения помещает реальное событие – встречу в театре, вокруг которой и разворачивается движение цикла. Дальнейшее развитие лирического сюжета происходит на ассоциациях, связанных с явлением героини.

Поэтический цикл «Кармен» организован музыкальными влияниями и контактами. Цикл Блока – это жизнь, наполненная музыкой, и опера в ауре поэзии. Употребление поэтом реминисценций, анаграмм, лейтмотивов и их сочетаний, создающих определённую музыкальную тональность поэтического цикла «Кармен», является доказательством музыкальных способностей поэта.

 

Стихотворение «В моей душе больной и молчаливой …»:

Рассмотрим музыкальные образы, обозначающие мажоро-минорный, миноро-мажорный характер “исполнения”. У Блока встречаются стихотворения, в которых оба лада, мажорный и минорный, сочетаются, употребляются попеременно. Например, в стихотворении «В моей душе больной и молчаливой …»:

В моей душе больной и молчаливой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: