Ее напев чарующий, певучий




Зажег огни в бледнеющей крови.

И счастлив и несчастен бесконечно

Тот смертный, чью она волнует кровь,

Он вечно страждет, радуется вечно, Как человек, как гений, как любовь!..

Главный поэтический образ стихотворения – песня. Повышенная негативная экспрессия достигается сочетанием художественных средств: лексикой с отрицательной частицей “не” (не блещет музыкой, в ней нет напева, звук ее нестройный) и противопоставлениями (/ И счастлив и несчастен бесконечно, / <…> / Он вечно страждет, радуется вечно /, / В ней нет напева, / <…> / Ее напев чарующий, певучий, / Она не блещет музыкой красивой, / <…> / Звук ее нестройный / <…> / Ее напев чарующий, / Она туманна, сумрачна, бледна / <…> / Ее напев / <…> / Зажег огни в бледнеющей крови /). Звуковой образ песни соответствует лирическому состоянию героя – тревоге, сомненению. Как раз “музыкальные” антитезы подчёркивают состояние растерянности лирического героя: песня без мелодии и одновременно – мелодичная; песня, не выделяющаяся красотой, лишённая выразительности, и песня пленяющая; песня неблагозвучная и песня напевная; песня, навевающая грусть и вызывающая подъём чувств. Так образ песни, построенный на антитезах, выражает образный строй “музыкального” стихотворения в целом. В одну “семантическую” линию с лексемой “песня” встраивается “музыкальная” лексика, дополняющая “музыкальную” мысль (музыка, напев, звук, созвучия, певучий), выступающая на первый план стихотворения. “Музыкальная акустика”, распространяющаяся на всё стихотворение, “управляющая” им, воспринимается как единое гармоническое целое. Так, эмоциональный тон стихотворения складывается из ряда контрастных музыкальных ассоциаций: voile – ‘глухо, приглушённо’, con afflizione – ‘уныло, печально’, affannato –‘тревожно’, cantando – ‘певуче, распевая’, enflamme – ‘пламенно, возбуждённо’, con duolo – ‘печально, скорбно’, giocoso – ‘радостно’.

Для А. Блока характерны повторы однокоренных слов: песнянапевнапевпевучий. Кроме того, у Блока отмечаются эмфатические эпитеты: Ее напев чарующий, певучий.

На три блоковских вопроса получено три ответа, связанных с традицией. Как известно, в лирике Блока есть такая тенденция: ответы на заданные вопросы кроются в последующих текстах. Три последующих заключительных текста – 8, 9, 10 стихотворения – новые ответы.

Розы – страшен мне цвет этих роз, Спишь, змеею склубясь прихотливой,

Это – рыжая ночь твоих кос?

Спишь в дурмане и видишь во сне Даль морскую и берег счастливый, И мечту, недоступную мне.

Это – музыка тайных измен?

За бурей жизни, за тревогой,

За грустью всех измен, – Пусть эта мысль предстанет строгой, Простой и белой, как дорога, Как дальний путь, Кармен! Это – сердце в плену у Кармен? нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…

Блоковские ответы говорят о невозможности продолжения сюжета. Три заключительных текста – три ответа, три гимна, посвященные Кармен, в которых неизменно повторяется ее имя, и с каждым разом все сильнее увеличивается эмоциональное напряжение, разрешаясь в заключительной строке цикла, последнем словеимени – Кармен. Название хабанеры является авторской цитатой, блоковским голосом, добавленным в контекст предшествующей традиции, утверждающим основную мысль эпического сюжета: О, да, любовь вольна, как птица, и одновременно блоковский голос поворачивает вспять известную традицию. Как бы второй частью цитаты, завершающей ее, звучит последняя строка цикла: «Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен ». Основная идея эпического сюжета «разрешается экзистенциальной темой произведения, бросившей на него обратный свет».

Блок строит произведение на столкновении старого и нового, взаимопроникновении двух сюжетов – эпического и лирического, которые то приближаются, то отдаляются друг от друга. В цикле Блока нет полемики: предшествующая традиция в художественном мире поэта перестраивается по установленным им законам и приобретает новое звучание. Блок использует традицию, чужой сюжет для того, чтобы открыть в «романе в стихах» очередную новую главу.

Используемая литература

1. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т.

2. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле / В.А. Сапогов // Сюжетосложение в русской литературе. – Даугавпилс, 1980.

3. Эткинд Е.Г. «Кармен». Лирическая поэма как антироман / Е.Г. Эткинд // Там, внутри. О русской поэзии XX века. – СПб., 1995.

4. Гинзбург Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении / Л.Я. Гинзбург // О старом и новом. – Л., 198. – С. 9.

5. Шульдишова, А. А. “Блок и музыка” в трудах С. Б. Бураго [Текст] / А. А. Шульдишова // МОВА І КУЛЬТУРА: науковий журнал. – К.: Видавничій Дім Дмитра Бураго, 2014. – Вип. 17. – Т. VIІ (175). – С. 13–17.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: