Бюджет Российской Федерации на современном этапе




Федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010—2011 годов был принят в условиях мирового финансового кризиса. Стоит отметить и то, что в бюджете особое внимание уделено антикризисным мерам.

В результате же снижения цен на нефть под влиянием мирового финансового кризиса доходы бюджета снизились более чем на 1 трлн. руб. И эти средства будут взяты из Резервного фонда. По состоянию на 1 января 2009 г., совокупный объем Резервного фонда составил 4 027,64 млрд. руб.

Федеральный бюджет РФ в 2009 году мог быть исполнен с большим дефицитом, чем запланирован, даже с учетом поправок в бюджет текущего года. По предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составил 3,3 трлн. рублей, или 7,5% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год. Между тем, законопроектом о внесении изменений в бюджет 2009 года дефицит запланирован в размере 2 трлн. 978 млрд. рублей, или 7,4% ВВП. Таким образом, дефицит бюджета может превысить на 1,8% величину, предусмотренную законопроектом.

Другое ключевое направление - финансирование основных отраслей и инновационного развития экономики. Будет продолжена реализация антикризисных мер: сформирован резерв, средства которого можно будет оперативно направлять на дополнительную поддержку российской экономики, особо значимых объектов [9,с.236]

Итак, вследствие ухудшения макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкого сокращения доходов бюджетной системы мы наблюдаем дефицит бюджета.

Бюджетная политика является важным направлением финансовой политики государства, где играет значительную роль как источник экономического роста и социального развития. Целевые программы являются средством повышения эффективности бюджетной политики как источника экономического роста и социальной стабильности, поэтому необходимо дальнейшее расширение их направленности.

Необходимо отметить, что в условиях финансового кризиса был принят федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010—2011 годов. Также стоит отметить и то, что в бюджете особое внимание уделено антикризисным мерам, а именно: поддержанию финансового сектора, в частности банковского, возвращению утраченных позиций на фондовом рынке и развитию энергетической отрасли.

В связи с повышением цен на нефть ситуация с внешним спросом несколько улучшилась. Но ограничения экономического роста со стороны совокупного спроса остаются весьма жесткими. На крайне низком уровне остается инвестиционная активность, узок потребительский спрос на отечественные товары. Вот почему, пусть и с запозданием, государство должно выступить как мощный источник конечного спроса, разрабатывая и финансируя крупные проекты, направленные на развитие инфраструктуры и технологическое обновление производства. При этом решались бы как текущие проблемы стимулирования экономической активности, так и долгосрочные проблемы модернизации российской экономики.

При таком подходе потребуется, конечно, внести серьезные изменения в финансово-бюджетную политику государства [8, c. 125].

В ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

До кризиса расходы бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.

Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году [7, c.213].

После завершения переходного периода необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы ненефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.

Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

Следует отметить, что при больших объемах дефицита бюджета могут возникнуть определенные затруднения в результате конкуренции государства и частного сектора на рынках капитала. Из-за ограничения доступа к кредиту корпорации наращивают выпуск облигаций. В июне текущего года было зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных облигаций объемом в 221 млрд. рублей. Портфель корпоративных облигаций растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность корпоративных бумаг существенно выше доходности ОФЗ.

Правительству следует подготовиться к возможному падению цен на нефть и газ и снижению соответствующих нефтегазовых бюджетных доходов путем расширения ненефтяной налоговой базы и увеличения соответствующих ненефтяных доходов.

Для этого потребуется анализ ненефтяной налоговой базы, начиная с основных налоговых инструментов, таких как НДС, акцизы и налог на прибыль с тем, чтобы выявить те реальные потери, связанные с различными налоговыми льготами и спецификой бюджетной системы, которая ведет к сужению налоговой базы. В результате такого анализа должны быть выработаны специальные рекомендации по отмене ненефтяных налоговых льгот, при этом должен быть сделан расчет влияния такой меры на объемы бюджетных доходов.

Правительству следует выявить конкретные функциональные категории неэффективных расходов, которые можно было бы сократить в среднесрочном периоде с тем, чтобы создать возможность повышения расходов по первоочередным направлениям- социальные расходы и инфраструктурные инвестиции.

Поддержание бюджетной устойчивости должно оставаться приоритетом политики правительства.

Правительству следует стремиться к тому, чтобы вернуть ненефтяной первичный дефицит на уровень, обеспечивающий бюджетную устойчивость -около 4,7% ВВП, и сохранять его на этом уровне в дальнейшем. Такая политика будет в целом соответствовать фискальному правилу, установленному после 2010 г., но которое не соблюдается в период 2008-2009 гг. при более высоком запланированном ненефтяном дефиците. Одним из подходов, автоматически обеспечивающем бюджетную устойчивость, является возможное внедрение бюджетного правила «постоянного дохода», в соответствии с которым устанавливаются ограничения на ненефтяной первичный дефицит бюджета на уровне, который возможно финансировать из средств «постоянного дохода» от нефтяных активов. В настоящее время ненефтяной первичный дефицит российского бюджета составляет около 5 % ВВП, что ненамного превышает уровень дефицита в рамках правила «постоянного дохода». Таким образом, потребуются относительно небольшие корректировки, чтобы вернуть дефицит на постоянно устойчивый уровень. Однако в отсутствие систематического применения этого принципа, а также в отсутствие корректирующих мер, в какой-то момент будущем следует ожидать увеличения ненефтяного первичного дефицита, в результате чего страна будет вынуждена начать расходовать свое нефтяное богатств она текущее потребление, оставляя все меньше сбережений для будущих поколений. Россия могла бы обеспечить долгосрочную устойчивость государственных финансов, как и на протяжении последних 9 лет, путем проведения последовательной консервативной бюджетной политики, реализуемой в рамках дискреционной бюджетной политики в процессе пересмотра годового и среднесрочного бюджета. Однако применение предлагаемого бюджетного правила способно исключить неопределенность в рамках бюджетного цикла и сделать бюджетную политику менее уязвимой к политическому давлению на увеличение расходов.

 


Заключение

 

Бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования фонда денежных средств.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов.

Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать.

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

Социальные расходы не урезаны, а по многим позициям выросли. Для этого пришлось пойти на достаточно большой дефицит бюджета. Он составит 2,9 триллиона рублей. Несмотря на мировой финансовый кризис, российское государство располагает достаточными ресурсами, чтобы существенно, в несколько раз, увеличить совокупные расходы на здравоохранение, образование, ЖКХ, культуру.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. — М.— 12.12.1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М. – 2011.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М. – 2010.

4. Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

5. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 987 (ред. от 17.10.2009) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

6. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах»

7. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в РФ. – М.: Перспектива, 2007. - 245 с.

8. Бочаров В.В. Финансы. – М.: Финансы, 2008. – 192 с.

9. Васильева М.В. Финансовый анализ. – М.: Проспект, 2012. – 440 с.

10. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2009. – 54 с.

11. Грачева Е. Ю. Финансовое право. – М.: Юриспруденция, 2011. – 198 с.

12. Кудрин А. «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию» / «Вопросы экономики» - №1, 2009. – 9 с.

13. Дементьев Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система РФ. – М.: КноРус, 2008. – 243 с.

14. Майорова Е.И. Финансовое право. – М: ИНФРА – М, 2011. – 257 с.

15. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций. – М: Юнити-Дана – М, 2011. – 345 с.

16. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система РФ. – М.: КноРус – М, 2011. – 220 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: