ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ НА ДЕЕТЙ И ИХ ВИДЫ




ФфВВЕДЕНИЕ

 

 

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства закреплена в Конституции РФ, что соответствует требованиям международно-правовых актов по правам человека.

Конвенция о правах ребенка гласит: все государства, исходя из национальных условий и в пределах своих возможностей, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь.

Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи. Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ.

Законодательством РФ предусмотрена система государственной поддержки граждан, имеющих детей, которой установлены следующие виды пособий: единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка. За последние несколько лет наблюдется рост размера пособий, выплачиваемых семьям, имеющим детей, однако, размеры таких пособий невелики и не способны в полной мере обеспечить семью с ребенком всем необходимым для достойного существования.

Объектом исследования является институт социальных пособий на детей, семей в субъектах Российской Федерации.

Предметом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе установления ежемесячных пособий на детей.

Целью исследования является комплексное исследование вопросов теории и практики по установлению ежемесячных пособий на детей в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать понятие социальных пособий на детей и их виды.

2. Изучить порядок и целевое назначение ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей в Российской Федерации;

3. Выявить особенности назначения и выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей в Российской Федерации.

4. Изучить виды социальной поддержки многодетных семей в субъектах Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили труды наиболее известных авторов в области социального обеспечения, таких как А.Б. Золотарева, А. Н. Тарасенковой, И.В. Кардановой и других авторов.

В процессе исследования нами использовались такие методы как анализ, наблюдение, сравнение.

Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, положения федеральных законов Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти Челябинской области.

Структура работы определена исходя из поставленных цели и задач исследования. Работа состоит из введения, одной главы, объединившей в себе три параграфа, заключения, списка использованных источников.

Во введении определена актуальность темы исследования, объект, предмет цели и задачи исследования, а также методы исследования.

В первой главе дано понятие социальных пособий на детей и их виды; проанализирован порядок и целевое назначение ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей в Российской Федерации; рассмотрены виды социальной поддержки многодетных семей в субъектах Российской Федерации.

В заключении подводятся общие итоги исследования и приводятся основные выводы работы.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫУСТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ НА ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ НА ДЕЕТЙ И ИХ ВИДЫ

 

 

Законодательством РФ предусмотрена система пособий для лиц, имеющих детей. К таким пособиям относятся следующие виды пособий: единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Право получать единовременное пособие при рождении ребенка предоставлено одному из родителей либо лицу, его заменяющему. При усыновлении младенца это пособие не выплачивается, в этом случае предусматривается выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. В случае рождения 2 и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Пособие может быть назначено в том случае, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка; при рождении мертвого ребенка пособие не назначается.

Размер единовременного пособия наглядно в 2015 году составляет 14 497,80 руб. Размер данного вида пособий ежегодно индексируется и то, насколько увеличился размер единовременного пособия при рождении ребенка за период с 2008 по 2015 год, наглядно представлено в таблице 1.

 

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью имеет один из опекунов, попечителей, усыновителей или приемных родителей, но при наличии определенных законодателем юридических фактов (например, если родители ребенка неизвестны или умерли; лишены родительских прав, являются недееспособными или отбывают наказание в местах лишения свободы). Размер этого вида пособия также ежегодно индексируется.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, выплачивается пособие в размере 110 775 руб. на каждого такого ребенка. Для получения этого вида пособия необходимо обратиться за его назначением не позднее 6 месяцев со дня усыновления (таким днем будет считаться либо день вступления в законную силу решения суда об усыновлении, либо день, когда органом опеки и попечительства принято официальное решение об установлении, либо день, когда был заключен договор о передаче ребенка в приемную семью).

Ежемесячное пособие для семей, имеющих детей– этот вид пособий выплачивается только до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Данный отпуск также может быть предоставлен отцу, бабушке, дедушке или любому другому члену семьи при условии, что его мать вышла на работу [Захарова Н.А., Сергеева Т.Ю., Шашкова О.В. Пособия на детей: порядок оформления, учёта и выплаты (практическое руководство). – «Издательский центр IPR MEDIA». -2014.- С. 15].

Условно группы лиц, имеющих право на получение пособия по уходу за ребенком можно разделить на две группы: работающие (лица, подлежащие социальному страхованию) и неработающие. Лица, подлежащие социальному страхованию, получают пособие по месту работы (рисунок 1). Пособие по уходу за ребенком неработающим гражданам выплачивают органы социальной защиты населения по месту жительства. К работающим гражданам, которые имеют право на получение пособия, относятся все лица, фактически ухаживающие за ребенком: мать, отец, другие родственники, опекуны. Работающие граждане могут брать отпуск по частям. Например, полгода за ребенком ухаживает один родитель, остальную часть отпуска - другой член семьи.

На основании ст. 13 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, либо уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, а также обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, вузах, образовательных организациях дополнительного профобразования и научных организациях.

 

                   
   
 
     
 
   

 

 


Рис.1 Группы лиц, имеющих право на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

 

Другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, также имеют право получить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в случаях, если мать или отец: умерли или объявлены умершими; лишены родительских прав, ограничены в родительских правах; признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка; находятся в местах лишения свободы при отбывании наказания или в качестве подозреваемых; уклоняются от воспитания детей или отказались взять своего ребенка из медицинских организаций, воспитательных или других аналогичных учреждений.

Если в семье есть несколько детей, требующих одновременного ухода за ними (например, при рождении близнецов), то возможно осуществление ухода за детьми и, соответственно, получение пособия разными членами семьи, подлежащими обязательному социальному страхованию.

Для лиц, которые являются безработными и для которых предусмотрено право на получение пособия по безработице есть выбор одного из пособий: ежемесячное пособие по уходу за ребенком или пособие по безработице.

В случае следующей беременности (в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком), когда наступает отпуск по беременности и родам, женщина имеет право выбора одного из 2 выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособий. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из них.

Размер ежемесячного пособия установлен ст. 15 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Размеры Ежемесячного пособия по уходу за ребенком приведены в приложении 2.

Основанием для выплаты данного пособия является приказ работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Право на получение пособия возникает сразу после окончания отпуска матери по беременности и родам. Пособие по уходу за ребенком выплачивается ежемесячно, начиная с первого дня, следующего за закончившим отпуском по беременности и родам и до исполнения ребенку полутора лет. Данное правило распространяется на лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнство, имеющим детей, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам.

После 1 января 2011 г., пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у других работодателей. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка за указанный выше период на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на:

- периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

- период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС не начислялись.

Размер пособия не может быть ниже 1 500 рублей, а для второго и последующих детей не ниже 3 000 рублей, максимальный размер пособия не должен превышать 6 000 рублей. Размер пособия, подлежат ежегодной индексации.

С 1 января 2015 г. минимальный размер составляет 2 718,34 руб. (для второго и последующих детей - 5 436,67 руб.), максимальный - 10 873,36 руб. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, само пособие, его минимальный и максимальный размеры определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста 1,5 лет размер пособия суммируется. Сумма, исчисленная исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100% размера заработка, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью этого ребенка. В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Для отдельных категорий граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, установлен двойной размер пособия, пособие выплачивается им до достижения ребенком 3-летнего возраста. Это граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом, а также постоянно проживавшие (работавшие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Для отдельных категорий граждан предусмотрены региональные ежемесячные пособия на ребенка. Так, для жителей Челябинской области размер ежемесячного пособия составляет 220 руб., для матерей-одиночек 440 руб. ежемесячно при установленной величине прожиточного минимума на душу населения 7944 руб. Размер аналогичного пособия для жителей Свердловской области составляет 452руб, для матерей-одиночек 904 руб. в месяц при величине прожиточного минимума 8025 руб. в месяц. Приведем в пример еще один регион. Например, в Иркутской области аналогичное пособие составляет 264 руб. в месяц, для одиноких матерей – 528 рубля, при установленной величине прожиточного минимума 8629 рублей. Как видно, размер регионального ежемесячного пособия на детей в Челябинской области в среднем равен аналогичным пособиям в других регионах.

Таким образом, законодательством РФ предусмотрена система пособий для лиц, имеющих детей, что обеспечивает реализацию конституционного принципа государственной защиты материнства и детства, а также принцип социального обеспечения социально незащищенных слоев населения.

 

 


 

Период Единовременное пособие при рождении ребенка (либо при передаче ребенка в семью), руб.
с 1 января 2015 г. 14497,80  
с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. 13741,99  
с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г 13087,61  
с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. 12405,32  
с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. 11703,13  
с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. 10988,85  
с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. 9989,86  
с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2008 г. 8 840,58  
с 1 января 2008 г. по 30 июня 2008 г. 8 680  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

№ п/п Размер пособия Условие для назначения и выплаты пособия
  1 500 руб. Уход за первым ребенком
  3 000 руб. Уход за вторым (последующими детьми) может быть назначено матери пи увольнении в период беременности, либо лицу, не подлежащие обязательному социальному страхованию
  40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начисляется лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию и осуществляющим уход за ребенком
  40% среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу, в котором начался отпуск по уходу за ребенком матерям, проходящим военную службу по контракту

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: