В целом можно сказать, что по форме правления Япония представляет собой уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности.
Согласно конституции, император «от имени народа»:
· созывает парламент, может объявить о роспуске нижней палаты;
· промульгирует поправки к конституции, законы, договоры, правительственные указы;
· назначает премьер - министра по рекомендации парламента;
· Награждает орденами, принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других, главным образом полномочиями носит лишь формальный характер, поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена.
Таким образом, император не обладает полномочиями, связанными с
осуществлением государственной власти, и может предпринимать действия, относящиеся к делам государства, лишь по совету и одобрению кабинета министров, который несет за них ответственность.
Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое в Японии называется кабинетом министров. Его деятельность осуществляется на основе конституции, Закона о кабинете министров (1947г.) и Закона об организации государственного управления (1948г).
В состав кабинета, который возглавляет премьер - министр, входят
заместители премьера, министры и государственные министры, генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро.
Кабинет образуется следующим образом. Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер - министры. Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер министра, который, в свою очередь, назначает других министров кабинета.
Большинство министров должны быть депутатами парламента. В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер - министра.
Согласно конституции, кабинет министров, наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности:
· проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;
· руководство внешней политикой;
· заключение договоров;
· организация гражданской службы и руководство ею;
· составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента;
· издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов;
· принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний, восстановлении в правах.
Кабинет министров обладают также рядом других важных полномочий:
· дает императору советы в отношении всех его действий, касающихся государственных дел, и несет ответственность за эти действия;
· назначает судей Верховного суда (кроме Главного судьи), а также всех судей судов низших инстанций;
· принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом;
· кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах;
· докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов.
Кроме того, он наделен правом законодательной инициативы
именно кабинет министров разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов.
Премьер - министру предоставлены широкие права, что делает его самым высоким в государственном аппарате страны. Выступая в парламенте от имени кабинета, он вносит на его рассмотрение проекты бюджета, законопроекты и иные документы, требующие утверждения законодательным органом страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер - министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра.
У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному парламентскому вице - министру. Парламентские вице - министры назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров. Они теряют свои посты автоматически после уходя в отставку кабинета или соответствующих министров. Парламентские вице - министры помогают министрам в их парламентской деятельности, в разработке планов, в решении административных дел, а также исполняют обязанности министров в их отсутствие. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице - министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства.
При кабинете министров имеется секретариат, который регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. Повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем, возглавляющим секретариат.
Совещательным органом при премьер - министре является совет национальной обороны.
Также под руководством кабинета министров находится ряд центральных административных учреждений: канцелярия премьер - министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии премьер - министра, которая равнозначна министерству, входят решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношения ко всем министерствам или к значительной части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию какого - либо министерства.
Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений, например, государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему управлением полиции, управление обороны, управление экономического планирования, выполняют фактически функции министерств.
Все министерства Японии построены в общем по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а последние - на отделы и секции.
Особое место в системе японской администрации занимает финансовый ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому - либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны.Этот орган возглавляется советом ревизоров.