Перечень тем лекционных занятий




Тема 1. Языкознание как наука (2 часа)

Объект и предмет языкознания. Языкознание частное и общее. Место языкознания среди других наук. Теоретическое и прикладное значение языкознания.

Тема 2. Язык как социальный феномен (2часа)

Язык как явление общественное. Функции языка в обществе. Взаимодействие индивидуального и социального в языковых явлениях. Язык и речь как два аспекта речевой деятельности школьника. Язык и мышление. Роль языка в процессе познания мира и мыслительной деятельности индивида.

 

Тема 3. Язык как система (2часа)

Понятие о языке как знаковой системе. Система и структура языка. Взаимодействие языка с паралингвистическими знаками и искусственными знаковыми системами. Основные типы языковых единиц, их иерархия в системе языка. Понятие об уровнях языковой системы и системных отношениях между единицами языка. Универсальные структурные характеристики языка. Структура языка и основные разделы языкознания. Синхрония и диахрония в языке. Языкознание описательное и историческое.

Тема 4. Фонетика и фонология (6 часов)

Значение звуковой стороны речи. Фонетическое членение речи. Понятие о звуке речи. Звук речи как явление физическое. Акустические свойства звуков речи. Звук речи как явление физиологическое. Артикуляция звуков речи. Понятие об артикуляционной базе языка. Физиолого-акустическая классификация звуков и ее значение. Понятие о фонем е как мельчайшей единице звуковой системы языка и ее дифференциальных признаках. Система фонем. Фонетическая позиция как условие, определяющее произношение фонемы. Сильная и слабая позиции фонем. Варианты фонем. Основные типы позиционных звуковых изменений фонем. Понятие о звуковом законе. Исторические изменения в фонетической системе языка. Фонетика описательная и историческая.

Тема 5. Лексикология (4 часа)

Слово как центральная единица языковой системы. Проблема выделения слова в речи. Слово как предмет лексикологии. Лексема как двусторонняя номинативная единица лексической системы языка. Лексема и слово. Слово как единство звуковой формы, морфемного строения и значения.

Лексическое значение слова и его составляющие. Денотативный, сигнификативный и структурный компоненты лексического значения слова. Понятие о коннотации. Многозначность слова и омонимия. Переносные значения слова и способы их образования. Понятие о внутренней форме слова и видах мотивированности. Слова, мотивированные с синхронной и диахронной точек зрения. Исторические изменения в лексической системе языка. Лексикология описательная и историческая.

 

Тема 6. Грамматика (4 часа)

Основные единицы грамматического строя языка. Грамматическое значение слова как абстрактное языковое значение, отличие грамматического значения и лексического, связь между ними. Грамматическая форма слова как единство грамматического значения и его материального показателя. Словоформа и лексема. Понятие о грамматической категории как системе грамматических форм регулярно противопоставленных в плане содержания (грамматического значения) и в плане выражения (материального показателя этого грамматического значения). Типы грамматических категорий. Грамматические категории и части речи. Грамматические средства языков. Понятие о синтетическом и аналитическом строе языков. Исторические изменения в грамматической системе языка. Грамматика описательная и историческая.

 

Тема 7. Происхождение и развитие языка (2 часа)

Проблема происхождения языка и трудности ее решения. Основные закономерности развития языка. Внешние и внутренние законы развития языка. Образование и развитие национальных языков. Язык и культура. Понятие о литературном языке как подсистеме национального языка.

 

Тема 8. Классификация языков (2 часа)

Многообразие языков мира и проблема их классификации. Генеалогическая классификация языков: 1) основы генеалогической классификации языков; 2) понятие о языковом родстве и языковой семье; 3) характеристика основных языковых семей; 4) деление языковой семьи на ветви (на примере индоевропейской языковой семьи); 5) деление языковой ветви на группы (на примере славянских языков); 6) лингвистическая карта мира и России; 7) значение генеалогической классификации языков.

Типологическая (морфологическая) классификация языков: 1) основы типологической классификации, понятие о языковом типе; 2) морфологическая классификация языков и ее значение.

Перечень тем практических занятий

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: