Н.Е. Богуславская. Введение в филологию




Н.Е. Богуславская

Т.А. Зуева

Введение в филологию

 

Екатеринбург 2013


УДК 80 (075.8)

ББК Ш10я7

Б 74

 

Введение в филологию: учебно-методическое пособие / Н.Е. Богуславская, Т.А. Зуева / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2013. – 50 с.

 

Курс «Введение в филологию» предполагает систематическую самостоятельную работу студента с конспектами лекций и учебниками, направленную на освоение важнейших языковедческих понятий, составляющих метаязык лингвистики: язык и речь, система и структура языка, синхрония и диахрония; ознакомление с единицами языковой системы и основными типами системных отношений между ними; рассмотрение проблемы происхождения и развития языка и классификации языков, а также овладение навыками следующих видов лингвистического анализа: научной фонетической транскрипцией текста, фонетико-фонологическим анализом слова, анализом позиционных звуковых изменений фонем в тексте, грамматическим анализом словоформы.

Данные методические рекомендации помогут студентам овладеть категориальными теоретическими понятиями курса, поскольку они содержат вопросы, организующие самостоятельную работу студента с текстами лекций и учебников, планы фонетико-фонологического и грамматического анализов, а также рекомендации к выполнению контрольных работ с образцами лингвистического анализа.

 

©Богуславская Н.Е., 2013

©Зуева Т.А., 2013

 
 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 


Курс " Введение в филологию. Основы науки о языке " является вводным, нацеленным на то, чтобы помочь студентам, приступающим к изучению языковедческих дисциплин, войти в круг лингвистических проблем, овладеть основами теоретических знаний по языкознанию и метаязыком данной науки.

 

Цели и задачи дисциплины

 

Цель: ввести студентов в круг основных проблем и понятий науки о языке, связанных с природой его возникновения, внутренним устройством, ролью языка в обществе, подготовить теоретическую базу для восприятия и понимания последующих лингвистических дисциплин, без знания которой невозможно осуществлять профессиональную коммуникацию на русском языке.

Задачи дисциплины

ü Познакомить студентов с языкознанием как наукой, его основными разделами.

ü Показать связь языка и общества, языка и мышления.

ü Дать понятие о языке как знаковой системе, структуре языка, его единицах, их функции в языковой системе, связях и отношениях между ними.

ü Раскрыть двойственную природу языка как объекта изучения, последовательно разграничивая два подхода к рассмотрению языковых явлений: языковой и речевой.

ü Познакомить с основными подходами к изучению языков, принципами их классификации.

ü Ввести студентов в круг проблем современного языкознания, сформировать у них научный и творческий подход к осмыслению фактов языка.

Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Введение в филологию» относится к дисциплинам профессионального цикла.

Рабочая программа дисциплины строится в опоре на лингвистические знания, умения и навыки, которыми студенты первого курса владеют в рамках школьной программы по русскому языку: умение выделять и анализировать особенности функционирования в речи языковых единиц разных уровней языковой системы, владение методикой их анализа в пределах школьной программы. Опираясь на эти знания, умения и навыки, курс «Введение в филологию» значительно расширяет и углубляет их в теоретическом и практическом отношении, способствует научному осмыслению языковых явлений.

Будучи пропедевтическим, данный курс готовит первокурсников к сознательному изучению последующих языковедческих дисциплин:

1) фонетики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, лексикологии, занимающихся изучением языковой системы в синхронном аспекте;

2) исторической грамматики, направленной на изучение языковой системы в диахронном аспекте;

3) стилистики, диалектологии, социолингвистики, исследующих широкий комплекс проблем, отражающих социальную природу языка, его функции в обществе;

4) психолингвистики, этнолингвистики, культурологии, занимающихся изучением комплексных проблем, возникающих на стыке наук.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (на основе ФГОС ВПО):

1) общекультурных (ОК):

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, касающиеся взаимосвязи языка и мышления, способен определять внешние и внутренние законы развития языка (ОК-2).

Данная компетенция формируется в процессе изучения основных теоретических проблем современного языкознания, касающиеся вопросов: происхождения языка, взаимосвязи языка и мышления, закономерностей его развития и функционирования в обществе, связи языка и культуры;

2) профессиональных:

- способен применять полученные знания по теории языка в учебной и профессиональной деятельности.

Данная компетенция формируется в процессе освоения студентами основных теоретических понятий языкознания как науки: язык и речь, язык как универсальная знаковая система, структура языка, единицы языка (фонема, морфема, лексема, предложение), их функции в языковой системе, единицы языка и уровни языковой системы (ОПК-2);

- готов применять современные методики и приемы для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. Формирование данной компетенции предполагает овладение навыками лингвистического анализа языковых единиц в системном и функциональном аспектах по заданной методике (ПК-2).

Данная компетенция предполагает умение применять современные методы и приемы лингвистического анализа языковых единиц в системном и функциональном аспектах в своей профессиональной деятельности.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные теоретические понятия лингвистики как науки, ее основные разделы: фонетика и фонология, лексикология и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, последовательно разграничивать единицы языка и речи, изучаемые в рамках этих разделов. Фонетики и фонологии: фонема, звук, дифференциальные признаки фонем, фонологическая оппозиция, система фонем, звуковой закон, физиолого-акустическая классификация звуков, типы позиционных звуковых изменений фонем в потоке речи, звуковой закон. Лексикологии: лексическое значение слова, денотат, сигнификат, коннотация, лексема, внутренняя форма слова, многозначность и омонимия, типы переносных значений слова. Грамматики: грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория, грамматические средства, лексема и словоформа (ОПК-2); (ПК-2);

- основные понятия, характеризующие социальную сущность языка, его функции в обществе (ОК-2); (ОПК-2); (ПК-2);

- основные теоретические проблемы языкознания, касающиеся вопросов: взаимосвязи языка и мышления, соотношения языка и речи, связи языка и культуры (ОК-2); (ОПК-2); (ПК-2);

- основные понятия, связанные с внутренним устройством языка, - система и структура языка, язык как универсальная знаковая система, единицы языка и уровни языковой системы, иерархические, парадигматические и синтагматические отношения между единицами языка (ОПК-2); (ПК-2);

- внешние и внутренние законы развития языка (ОК-2);(ОПК-2); (ПК-2);

- принципы генеалогической и типологической классификации языков (ОПК-2); (ПК-2);

 

Уметь:

- применять полученные теоретические знания в учебной и профессиональной деятельности: связно рассуждать на лингвистическую тему, демонстрируя владение основными теоретическими понятиями и терминами, иллюстрируя свой ответ самостоятельно подобранными примерами (ОПК-2); (ОПК-3); (ПК-2);

-самостоятельно добывать знания и совершенствовать способность к анализу и обобщению языкового материала в заданном аспекте (ОПК-2); (ПК-2);

Владеть:

- навыками и методикой лингвистического анализа: научной фонетической транскрипцией, фонетико-фонологичес-ким анализом звуков и фонем в слове и грамматическим анализом словоформы (ОПК-2); (ПК-2);

- навыками речевой профессиональной культуры (ОПК-3).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: