Н.Е. Богуславская
Т.А. Зуева
Введение в филологию
Екатеринбург 2013
УДК 80 (075.8)
ББК Ш10я7
Б 74
Введение в филологию: учебно-методическое пособие / Н.Е. Богуславская, Т.А. Зуева / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2013. – 50 с.
Курс «Введение в филологию» предполагает систематическую самостоятельную работу студента с конспектами лекций и учебниками, направленную на освоение важнейших языковедческих понятий, составляющих метаязык лингвистики: язык и речь, система и структура языка, синхрония и диахрония; ознакомление с единицами языковой системы и основными типами системных отношений между ними; рассмотрение проблемы происхождения и развития языка и классификации языков, а также овладение навыками следующих видов лингвистического анализа: научной фонетической транскрипцией текста, фонетико-фонологическим анализом слова, анализом позиционных звуковых изменений фонем в тексте, грамматическим анализом словоформы.
Данные методические рекомендации помогут студентам овладеть категориальными теоретическими понятиями курса, поскольку они содержат вопросы, организующие самостоятельную работу студента с текстами лекций и учебников, планы фонетико-фонологического и грамматического анализов, а также рекомендации к выполнению контрольных работ с образцами лингвистического анализа.
©Богуславская Н.Е., 2013
©Зуева Т.А., 2013
![]() |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс " Введение в филологию. Основы науки о языке " является вводным, нацеленным на то, чтобы помочь студентам, приступающим к изучению языковедческих дисциплин, войти в круг лингвистических проблем, овладеть основами теоретических знаний по языкознанию и метаязыком данной науки.
Цели и задачи дисциплины
Цель: ввести студентов в круг основных проблем и понятий науки о языке, связанных с природой его возникновения, внутренним устройством, ролью языка в обществе, подготовить теоретическую базу для восприятия и понимания последующих лингвистических дисциплин, без знания которой невозможно осуществлять профессиональную коммуникацию на русском языке.
Задачи дисциплины
ü Познакомить студентов с языкознанием как наукой, его основными разделами.
ü Показать связь языка и общества, языка и мышления.
ü Дать понятие о языке как знаковой системе, структуре языка, его единицах, их функции в языковой системе, связях и отношениях между ними.
ü Раскрыть двойственную природу языка как объекта изучения, последовательно разграничивая два подхода к рассмотрению языковых явлений: языковой и речевой.
ü Познакомить с основными подходами к изучению языков, принципами их классификации.
ü Ввести студентов в круг проблем современного языкознания, сформировать у них научный и творческий подход к осмыслению фактов языка.
Место дисциплины в структуре ООП
Курс «Введение в филологию» относится к дисциплинам профессионального цикла.
Рабочая программа дисциплины строится в опоре на лингвистические знания, умения и навыки, которыми студенты первого курса владеют в рамках школьной программы по русскому языку: умение выделять и анализировать особенности функционирования в речи языковых единиц разных уровней языковой системы, владение методикой их анализа в пределах школьной программы. Опираясь на эти знания, умения и навыки, курс «Введение в филологию» значительно расширяет и углубляет их в теоретическом и практическом отношении, способствует научному осмыслению языковых явлений.
Будучи пропедевтическим, данный курс готовит первокурсников к сознательному изучению последующих языковедческих дисциплин:
1) фонетики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, лексикологии, занимающихся изучением языковой системы в синхронном аспекте;
2) исторической грамматики, направленной на изучение языковой системы в диахронном аспекте;
3) стилистики, диалектологии, социолингвистики, исследующих широкий комплекс проблем, отражающих социальную природу языка, его функции в обществе;
4) психолингвистики, этнолингвистики, культурологии, занимающихся изучением комплексных проблем, возникающих на стыке наук.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (на основе ФГОС ВПО):
1) общекультурных (ОК):
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, касающиеся взаимосвязи языка и мышления, способен определять внешние и внутренние законы развития языка (ОК-2).
Данная компетенция формируется в процессе изучения основных теоретических проблем современного языкознания, касающиеся вопросов: происхождения языка, взаимосвязи языка и мышления, закономерностей его развития и функционирования в обществе, связи языка и культуры;
2) профессиональных:
- способен применять полученные знания по теории языка в учебной и профессиональной деятельности.
Данная компетенция формируется в процессе освоения студентами основных теоретических понятий языкознания как науки: язык и речь, язык как универсальная знаковая система, структура языка, единицы языка (фонема, морфема, лексема, предложение), их функции в языковой системе, единицы языка и уровни языковой системы (ОПК-2);
- готов применять современные методики и приемы для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. Формирование данной компетенции предполагает овладение навыками лингвистического анализа языковых единиц в системном и функциональном аспектах по заданной методике (ПК-2).
Данная компетенция предполагает умение применять современные методы и приемы лингвистического анализа языковых единиц в системном и функциональном аспектах в своей профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные теоретические понятия лингвистики как науки, ее основные разделы: фонетика и фонология, лексикология и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, последовательно разграничивать единицы языка и речи, изучаемые в рамках этих разделов. Фонетики и фонологии: фонема, звук, дифференциальные признаки фонем, фонологическая оппозиция, система фонем, звуковой закон, физиолого-акустическая классификация звуков, типы позиционных звуковых изменений фонем в потоке речи, звуковой закон. Лексикологии: лексическое значение слова, денотат, сигнификат, коннотация, лексема, внутренняя форма слова, многозначность и омонимия, типы переносных значений слова. Грамматики: грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория, грамматические средства, лексема и словоформа (ОПК-2); (ПК-2);
- основные понятия, характеризующие социальную сущность языка, его функции в обществе (ОК-2); (ОПК-2); (ПК-2);
- основные теоретические проблемы языкознания, касающиеся вопросов: взаимосвязи языка и мышления, соотношения языка и речи, связи языка и культуры (ОК-2); (ОПК-2); (ПК-2);
- основные понятия, связанные с внутренним устройством языка, - система и структура языка, язык как универсальная знаковая система, единицы языка и уровни языковой системы, иерархические, парадигматические и синтагматические отношения между единицами языка (ОПК-2); (ПК-2);
- внешние и внутренние законы развития языка (ОК-2);(ОПК-2); (ПК-2);
- принципы генеалогической и типологической классификации языков (ОПК-2); (ПК-2);
Уметь:
- применять полученные теоретические знания в учебной и профессиональной деятельности: связно рассуждать на лингвистическую тему, демонстрируя владение основными теоретическими понятиями и терминами, иллюстрируя свой ответ самостоятельно подобранными примерами (ОПК-2); (ОПК-3); (ПК-2);
-самостоятельно добывать знания и совершенствовать способность к анализу и обобщению языкового материала в заданном аспекте (ОПК-2); (ПК-2);
Владеть:
- навыками и методикой лингвистического анализа: научной фонетической транскрипцией, фонетико-фонологичес-ким анализом звуков и фонем в слове и грамматическим анализом словоформы (ОПК-2); (ПК-2);
- навыками речевой профессиональной культуры (ОПК-3).