Рекомендации родителям по постановке свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков:
1.«Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.
2.«Слоник»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.
3.«Лягушка – слоник»
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Слоник».
4.«Окошко»
На счёт «раз» - широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» -закрыть рот (окошко закрыто).
5.«Лопаточка»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, боковые края языка касаются углов рта. Удерживать на счёт до пяти.
6.«Накажем непослушный зык».Язык распластан на нижней губе. Шлепаем его губами и произносим пя-пя-пя, или нараспев тянем звук [и].
7. «Почистим зубки» Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
8.«Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10.
Дыхательная гимнастика: «Чей ветерок сильнее?» (вытянув губки трубочкой дуть с силой себе на ладошку), «Сдуй снежинку» (улыбнуться, немного высунуть язычок и положить его в широком виде на нижнюю губку и, сделав вдох, как бы произносим долгий звук ффф и «сдуваем» снежинку с ладошки), «Забей мяч в ворота» и др.
Приемы постановки звуков.
1) Постановка звука на основе подражания с использованием игровых моментов. Используются специальные упражнения на имитацию некоторых действий, например: воздушный шарик сдувается (с- с- с).
|
2) От сформированного с помощью артикуляционной гимнастики правильного беззвучного уклада звука [С]. Улыбнуться, оттянуть уголки рта так, чтобы были видны зубы, подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для [С] (кончик языка при этом упирается в нижние зубы). Контролируем артикуляцию в зеркале, так же контролируем тыльной стороной ладони холодную воздушную струю.
3) Звук [С] можно поставить от других, правильно произносимых звуков. Для звука [С], в первую очередь, это звуки «И» и «Ф». Научившись правильно произносить опорные звуки, ребёнку легче будет немного изменить их артикуляцию для получения звука [С].
- от звука [Ф]. Произнося [Ф], нижнюю губу прижимать к нижним резцам и чуть отодвинуть вниз;
- от звука [И]. Шепотом произносим звук [И], и, не меняя артикуляции, пускаем холодный ветерок на кончик языка. Или: "Давай вспомним упражнение «Забей мяч в ворота». Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [И] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик». При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. Можно поставить звук от слогов: просим ребенка произносить слоги та – та – та, тя – тя – тя, ти – ти – ти и пустить холодный ветерок.
Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.
5) Также можно попробовать поставить звук [С] и от других звуков:
- от звука [Сь]. Произнося звук [Сь], постепенно вытягивать губы в трубочку, как при произнесении гласного [У] (только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук [C'] будет звучать более твердо.
|
- от звука [Ш]. Произнося [Ш], опустить кончик языка за нижние зубы;
- от звука [Т]. Подуть на язык, произнося [Т], чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на ладони ощущалась холодная воздушная струя.
Автоматизация поставленного звука.
Когда ребенок произнесет звук [С] (более или менее точный), скажите ему, что у него получилась «песенка» насоса, ветерка или водички.
После этого потренируйте с ребенком эту «песенку». Сначала можно придумать массу упражнений – игр для закрепления только одного звука. Например – мы «идем» по роялю (пальчиками) а наш насос любит петь песенку «С-С-С». Наступая на каждую последующую клавишу, мы произносим звук С. Или насос любит путешествовать по разноцветным дорожкам и также петь свои песенки, только дорожки должны быть еще и разной длины. В дальнейшем закрепляйте звук в слогах [са], [сы], [сэ], [со], [су] (игра с мячом) Затем в словах: сад, сало, сани, сахар, сок, сода, сокол, суд, сумка, судно, сыр, сыро и т.п. Сначала мы отрабатываем слова с первым ударным слогом, потом можно взять и такие как – сапог, самокат, сундук… Затем берем слова со звуком с в середине слова (сначала в прямых, затем и в обратных слогах – лиса, посадка, косынка…), слова со стечением звуков (слова, слава, станция…), слова, заканчивающиеся на звук [С] (пес, нос, поднос…).
Далее идет закрепление звука во фразах, чистоговорках: «Я пью сок, вот белый пес…, са-са-са – вот лиса, су-су-су – я вижу лису…, ста-ста-ста – у лисы нет хвоста…
Заканчивается работа закреплением звука в связной речи. Здесь мы учим стишки со звуком [С], типа: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. Учим отвечать на вопросы по картине – какие из нарисованных предметов начинаются на звук [С], заканчиваются…. Вместе тренируемся произносить скороговорки, типа: у маленького Сани сани едут сами, сани едут сами у маленького Сани.