Автоматизация поставленного звука.




Рекомендации родителям по постановке свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков:

1.«Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

2.«Слоник»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.

3.«Лягушка – слоник»
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Слоник».

4.«Окошко»
На счёт «раз» - широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» -закрыть рот (окошко закрыто).

5.«Лопаточка»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, боко­вые края языка касаются углов рта. Удерживать на счёт до пяти.

6.«Накажем непослушный зык».Язык распластан на нижней губе. Шлепаем его губами и произносим пя-пя-пя, или нараспев тянем звук [и].

7. «Почистим зубки» Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

8.«Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спо­койном состоянии под счет до 5-10.

 

Дыхательная гимнастика: «Чей ветерок сильнее?» (вытянув губки трубочкой дуть с силой себе на ладошку), «Сдуй снежинку» (улыбнуться, немного высунуть язычок и положить его в широком виде на нижнюю губку и, сделав вдох, как бы произносим долгий звук ффф и «сдуваем» снежинку с ладошки), «Забей мяч в ворота» и др.

Приемы постановки звуков.

 

1) Постановка звука на основе подражания с использованием игровых моментов. Используются специальные упражнения на имитацию некоторых действий, например: воздушный шарик сдувается (с- с- с).

 

2) От сформированного с помощью артикуляционной гимнастики правильного беззвучного уклада звука [С]. Улыбнуться, оттянуть уголки рта так, чтобы были видны зубы, подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для [С] (кончик языка при этом упирается в нижние зубы). Контролируем артикуляцию в зеркале, так же контролируем тыльной стороной ладони холодную воздушную струю.

 

3) Звук [С] можно поставить от других, правильно произносимых звуков. Для звука [С], в первую очередь, это звуки «И» и «Ф». Научившись правильно произносить опорные звуки, ребёнку легче будет немного изменить их артикуляцию для получения звука [С].

- от звука [Ф]. Произнося [Ф], нижнюю губу прижимать к нижним резцам и чуть отодвинуть вниз;

- от звука [И]. Шепотом произносим звук [И], и, не меняя артикуляции, пускаем холодный ветерок на кончик языка. Или: "Давай вспомним упражнение «Забей мяч в ворота». Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [И] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик». При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. Можно поставить звук от слогов: просим ребенка произносить слоги та – та – та, тя – тя – тя, ти – ти – ти и пустить холодный ветерок.

Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

 

5) Также можно попробовать поставить звук [С] и от других звуков:

- от звука [Сь]. Произнося звук [Сь], постепенно вытягивать губы в трубочку, как при произнесении гласного [У] (только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук [C'] будет звучать более твердо.

- от звука [Ш]. Произнося [Ш], опустить кончик языка за нижние зубы;

- от звука [Т]. Подуть на язык, произнося [Т], чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на ладони ощущалась холодная воздушная струя.

 

Автоматизация поставленного звука.

 

Когда ребенок произнесет звук [С] (более или менее точный), скажите ему, что у него получилась «песенка» насоса, ветерка или водички.
После этого потренируйте с ребенком эту «песенку». Сначала можно придумать массу упражнений – игр для закрепления только одного звука. Например – мы «идем» по роялю (пальчиками) а наш насос любит петь песенку «С-С-С». Наступая на каждую последующую клавишу, мы произносим звук С. Или насос любит путешествовать по разноцветным дорожкам и также петь свои песенки, только дорожки должны быть еще и разной длины. В дальнейшем закрепляйте звук в слогах [са], [сы], [сэ], [со], [су] (игра с мячом) Затем в словах: сад, сало, сани, сахар, сок, сода, сокол, суд, сумка, судно, сыр, сыро и т.п. Сначала мы отрабатываем слова с первым ударным слогом, потом можно взять и такие как – сапог, самокат, сундук… Затем берем слова со звуком с в середине слова (сначала в прямых, затем и в обратных слогах – лиса, посадка, косынка…), слова со стечением звуков (слова, слава, станция…), слова, заканчивающиеся на звук [С] (пес, нос, поднос…).

Далее идет закрепление звука во фразах, чистоговорках: «Я пью сок, вот белый пес…, са-са-са – вот лиса, су-су-су – я вижу лису…, ста-ста-ста – у лисы нет хвоста…

Заканчивается работа закреплением звука в связной речи. Здесь мы учим стишки со звуком [С], типа: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. Учим отвечать на вопросы по картине – какие из нарисованных предметов начинаются на звук [С], заканчиваются…. Вместе тренируемся произносить скороговорки, типа: у маленького Сани сани едут сами, сани едут сами у маленького Сани.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: