Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Приходовский М.А.
Математика
Курс практических занятий
Семестр 1
Учебное пособие
Для специальностей
Информатика и вычислительная техника»
Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
Радиоэлектронные системы и комплексы»
Томск
ТУСУР
Электронное учебное пособие составлено по материалам практических занятий в группах 589-1,2,3, 129, 1В9 осенью 2019 года.
Пособие может представлять методический интерес для преподавателей, работающих на аналогичных специальностях, как материал для планирования занятий.
Оглавление по темам
| Действия над матрицами............................................................... Определители................................................................................. Обратная матрица........................................................................... Ранг матрицы................................................................................... Элементы векторной алгебры.......……………………….……… Системы линейных уравнений…………....................................... Системы линейных однородных уравнений................................. Линейные операторы....................................................................... Прямая на плоскости....................................................................... Плоскость в пространстве.............................................................. Прямая в пространстве................................................................... Полярная система координат......................................................... Множества и функции.................................................................... Пределы.......................................................................................... 1-й замечательный предел.............................................................. 2-й замечательный предел.............................................................. Главная часть бесконечно-малой................................................... Непрерывность и точки разрыва.................................................... Дифференциальное исчисление...................................................... Частные производные и градиент.................................................. Уравнение касательной.................................................................. Экстремумы, наибольшее и наименьшее значение...................... Выпуклость графика и 2 производная........................................... Асимптоты........................................................................................ |
Таблица соответствия дат занятий и номеров задач.
| 1В9 | 589-3 | |
| 04.09.2019 1-15 | 06.09.2019 1-17 | 05.09.2019 1-17 |
| 06.09.2019 16-31 | 10.09.2019 18-31 | 10.09.2019 18-31 |
| 11.09.2019 32-40 | 13.09.2019 32-41 | 12.09.2019 32-40 |
| 12.09.2019 41-44 | 16.09.2019 42-48 | 16.09.2019 41-52 |
| 18.09.2019 45-57 | 20.09.2019 49-63 | 19.09.2019 53-63 |
| 20.09.2019 58-71 | ||
Действия над матрицами.
Задача 1. Найти сумму и разность матриц:
+ 
Решение. Складываем поэлементно:
=
.
Вычитаем:
=
.
Ответ. Сумма:
разность:
.
Задача 2. Найти сумму матриц:
+ 
Решение. Складываем поэлементно:
=
.
Ответ.
.
Задача 3. Даны матрицы
,
.
Найти
и
.
Решение. Запишем эти матрицы. Если первую разбить на строки, а вторую на столбцы, то видно, что есть всего 4 варианта скалярно умножить друг на друга вектор-строку их первой на вектор-столбец из второй.
|
|
|
|
|
|
|
|
Например, если умножаем строку номер 1 на столбец номер 2, то и число, которое при этом получается, ставим в 1 строку 2 столбец новой матрицы. Итак,
=
.
Теперь найдём
. В данном случае первую матрицу можно разрезать на 3 строки, а вторую на 3 столбца. Таким образом, получаем 9 чисел.
Покажем, например, как 1-я строка скалярно умножается на 1-й столбец, они обведены.
.

Ответ.
.
Задача 4. Найти произведения матриц:
,
,
.
Решение.
=
=
=
.
=
=
=
.
=
=
=
.
Ответ.
,
,
.
Примечания.
1) Видим, что в общем случае может не выполняться закон коммутативности при умножении матриц, то есть 
2) При умножении на матрицу, состоящую из всех единиц, исходная не получается, а вот если единицы по диагонали - получается. Матрица
называется единичной матрицей. При этом выполняется
.
Задача 5. Дана матрица
найти
.
Решение. Умножим матрицу саму на себя, то есть две её копии напишем рядом и умножим их.
=
=
=
. Ответ.
.
Как видно из этого примера, для матриц, в отличие от чисел, возможно, что получается нулевой объект в ответе, притом что в исходной матрице вообще ни одного нуля не было. Это из-за особенностей её строения: правый столбец в 2 раза меньше, чем левый, а нижняя строка в минус 2 раза больше, чем верхняя. И вообще, если взять пару матриц, где у первой будет пропорциональность строк (в k раз больше) а у второй - столбцов (в минус k раз меньше) получим такой же эффект.
Задача 6. Найти произведение матриц
.
Решение. Размеры согласованы: длина строки 1-й матрицы равна высоте столбца 2-й матрицы. Первую можно мысленно разрезать на 2 строки, вторую на 3 столбца. Итого будет 6 различных произведений строк на столбцы.
=
. Ответ.
.
Задача 7. Вычислить
и
.
Заметим, что получаются 1-й и 2-й столбец матрицы.
=
,
=
.
Квадратная матрица отображает вектор в вектор. Коротко о понятии линейного оператора и строении его матрицы и о том, что при умножении на i-й базисный вектор получается столбец номер i.
Задача 8А. Найти произведение:
.
Задача 8Б.
.
Решение. В 1-м случае размеры
и
, согласованы, умножение возможно. Во 2-м случае
и
, тоже согласованы (хоть столбцов и больше, но всё равно длина строки 1-й матрицы равна высоты столбца 2-й матрицы). Просто в ответе для 3Б получится ещё один лишний столбец справа.
=
=
=
.
Для 3Б 1-я и 2-я строка умножаются не только на 1-й и 2-й, но ещё и на 3-й столбец. Дополнительно получаем
=
=
.
Выделим красным цветом новый столбец:

Ответ. 8А:
, 8Б:
.
Задача 9. Даны матрицы
,
,
. Найти
.
Решение. Так как матрица С находится справа во всех слагаемых, то для удобства можно использовать приведение подобных
=
- тогда умножение надо будет проводить всего один раз, а не два.
Сначала запишем
.
=
=
.
Теперь умножим на матрицу С. Точно так же, как и в прошлом примере, мысленно обведём строку из 1-й матрицы на столбец из 2-й.
Есть 4 варианта это сделать:


=
=
=
.
Ответ.
.
Задача 10. Даны матрицы
. Найти
.
Решение.
=
=
.
=
=
.
Ответ.
.
Задача 11. Найти произведение матриц
.
Решение.
=
=
.
Ответ.
.
Задача 12. Даны матрицы:
Найти
.
Решение.
=
=
.
Теперь поставим их наоборот, но при этом произведением будет уже не матрица 2 порядка, а матрица 3 порядка: теперь у первой 3 строки, но более коротких, а у второй 3 столбца. Вариантов умножить строку на столбец будет 9.
=
=
.
Ответ.
,
.
Задача 13. Даны матрицы
. Найти
.
Решение.
=
=
.
=
=
.
Ответ.
,
.
Задача 14. Дана матрица
. Найти
.
Решение. Сначала умножим две, и найдём
.
=
=
.
Теперь домножим ещё на одну матрицу А, чтобы найти
.
=
=
.
Ответ.
.
Замечание. Несмотря на то, что в общем случае коммутативности по умножению матриц нет, но если матрица
совпадает с матрицей
, тогда
. Например, в этой задаче,
из-за ассоциативности, т.е. неважно, домножить третий раз слева или справа.
Домашняя. Найти
для этой же матрицы. Замечание. Здесь есть 2 метода решения: либо умножить
, полученную в прошлой задаче, ещё раз на
, либо взять
, полученную на первом этапе, и её умножить саму на себя. Ответ.
.
Задача 15. Найти произведение
, где
,
,
.
Решение. Вычислим
, сначала умножим первые две матрицы:
=
. Теперь умножим на третью матрицу.
=
. Ответ.
.
Замечание. Если вычислять
, то получается точно такой же результат, т.к. выполняется закон ассоциативности.
Замечание. При умножении квадратной матрицы на вектор-столбец получается снова вектор-столбец, то есть квадратная матрица фактически выступает в роли функции, отображающей векторы в пространстве (или на плоскости, если n = 2).
Определители.
Задача 16.
=
.
Для параллелограмма, построенного на базе системы векторов (2,1) и (1,2), площадь равна 3. Если область 2’ перенести в область 2, то видно, что получается половина прямоугольника площади 2 (выделено жёлтым). То есть площадь равна 1. Аналогично 3’ в 3. Там тоже площадь 1. Кроме того, в центре квадрат площади 1.

Задача 17. Найти определитель
.
Решение.
=
.
Ответ. 18.
Задача 18. Найти определитель 
Решение. Допишем копии первых двух столбцов, проведём 3 параллельных линии (главная диагональ и ещё две). Перемножим все эти тройки элементов и внесём в общую сумму с их исходным знаком. А вот для побочной диагонали и линий, ей параллельных, со сменой знака.

=
.
Ответ.
.
Задача 19. Найти определитель
.
Решение.

То, что перемножено по зелёным линиям, включим в сумму со знаком плюс, а по красным - со знаком минус.
=
.
Ответ. 5.
Задача 20. Найти определитель
.
Решение.

. Ответ. 11.
Задача 21. Найти определитель
.
Решение.

. Ответ.
.
Задача 22. Найти определитель
.
Решение.

=
. Ответ.
.
Задача 23. Вычислить определитель
.
Решение. Аналогичным методом,

=
.
Ответ. 28.
Задача 24. Вычислить определитель
.
Решение. Заметим, что 1-й и 3-й столбец содержат очень похожие группы элементов а именно 1 и 2. Вычтем из 1-го столбца 3-й, а затем разложим по 1-му столбцу.
=
=
=
.
Ответ. 24.
Задача 25. Вычислить определитель
.
Решение.
=
=
= 50.
Ответ. 50.
Задача 26. Найти параметр
, при котором определитель равен 0:
.
Решение. Вычислим определитель и решим получившееся уравнение:
,
,
,
.
Ответ.
.
Задача 27. Найти параметр
, при котором определитель равен 6:
.
Решение. Вычислим определитель и решим получившееся уравнение:

Ответ. 4,2.
Задача 28. Найти объём тетраэдра, вершины которого
A(1,1,1), B(2,1,3), C(2,2,4), D(1,2,4).
Решение. Объём тетраэдра ровно в 6 раз меньше объёма параллелепипеда с рёбрами AB, AC, AD.
Найдём эти векторы, и сначала вычислим объём параллелепипеда с помощью определителя, затем поделим на 6.
AB = (1,0,2), AC = (0,1,3), AD = (1,1,3).
=
,
.
Ответ. Объём тетраэдра равен
.
Задача 29. Вычислить определитель
с помощью разложения по первой строке.
Решение. Выберем дополняющий минор для каждого элемента 1-й строки, и домножим на 
=
=
= 8. Ответ. 8.
Задача 30. Вычислить определитель
методом Гаусса (приведением к треугольной форме).
Решение. Вычитаем из 2-й строки удвоенную 1-ю, и из 3-й 1-ю.
=
затем вычитаем из 3-й строки 2-ю.
получили
= 2. Ответ. 2.
Задача 31. Вычислить определитель
.
Решение. Прибавим 1-ю строку ко 2-й, 3-й и 4-й.
. Эта матрица треугольная, определитель равен произведению чисел по диагонали, то есть 24.
Ответ. 24.
Задача 32 (а,б). Вычислить определитель 4 порядка двумя способами: а) разложением по 1-й строке. б) с помощью преобразований матрицы.

Решение. Первый способ.
Разложение по 1-й строке:

Очевидно, что последние 2 минора 3-го порядка вычислять не надо, так как они умножаются на 0. Осталось вычислить два минора 3 порядка, то есть мы свели определитель 4 порядка к определителям 3 порядка.
=
.
Ответ. 0.
Второй способ. Из 2-го столбца вычтем 1-й

А теперь разложим по 1-й строке, причём реально для вычисления останется только один минор третьего порядка.
. Теперь ко 2-й строке прибавим 1-ю а из 3-й вычтем утроенную 1-ю. А затем уже к 3-й строке прибавляем 2-ю.
=
=
= 0.
Ответ. 0.
Задача 33. Вычислить определитель
.
Решение. Можем разложить по 1-й строке (там всего 2 элемента отличны от 0). Но можно сначала упростить матрицу, а именно, отнять от 4 столбца 1-й столбец. Тогда в 1-й строке будет всего один ненулевой элемент. Также выносим
из последнего столбца.
=
=
=
=
=
.
Ответ.
.
Задача 34. Вычислить определитель
.
Решение. Наиболее удобно, если мы захотим применить метод Гаусса для упрощения матрицы, поставить число 1 в левый верхний угол. Сделаем это, поменяв местами 1 и 3 столбцы.
= 
Меняя местами два столбца, должны домножить на
, что и сделано.
Но теперь заметим ещё и тот факт, что в 4 стоке только отрицательные числа. Можно вынести коэффициент
их этой строки, и знак перед всем выражением снова станет + Итак:

В последней строке всего 2 числа из 4-х отличны от 0. Вычтем из 1-го столбца второй, умноженный на 8, чтобы в последней строке оставить лишь одно число. А потом разложим по последней строке.
=
= 
а этот определитель уже вычислим обычным путём, например, допишем копии 1 и 2 столбцов.

По зелёным линиям умножаем тройки чисел и не меняем знак, а по красным - меняем знак (изучали ранее этот метод).
=
=
.
Ответ.
.
Обратная матрица.
Формула вычисления элементов обратной матрицы:
.
Алгоритм нахождения
.
1. Проверить невырожденность с помощью определителя.
2. Составить матрицу из дополняющих миноров Mij.
3. Изменить знаки в шахматном порядке, то есть домножить на (-1)i+j, где i,j - номера строки и столбца.
4. Транспонировать полученную матрицу.
5. Поделить на определитель исходной матрицы.
Задача 35. Найти обратную матрицу для
.
Решение. 1). Проверяем определитель
, так что обратная матрица существует.
2) Составляем матрицу из дополняющих миноров, то есть для каждой клетки вычёркиваем строку и столбец, остаётся подматрица порядка 1, то есть то число, которое напротив, как раз и является дополняющим минором. Получаем
.
3) В шахматном порядке меняем знак там, где i+j нечётное.
Тем самым, мы переходим от
к
. Получили
.
4) Транспонируем эту матрицу.
.
5) Определитель был равен 1. Делить на 1 не обязательно, можно автоматически считать, что уже и так разделили.
Ответ.
.
Проверка:
=
=
.
Минута теории. Докажем, что не существует различных матриц «обратной слева» и «обратной справа». Так как коммутативность в общем случае не выполняется, то вовсе не очевидно, что обратная матрица единственна, можно предположить, что левая обратная и правая обратная - различны. Докажем, что если
и
, то
.
Доказательство. Пусть
и
.
По закону ассоциативности, можно записать такое равенство:
. Но тогда получается
, то есть
.
Перейдём к задачам с матрицами 3 порядка.
Задача 36. Найти обратную матрицу
.
Решение. Сначала ищем определитель. Так как матрица треугольная, то достаточно перемножить числа по диагонали.
.
Строим матрицу, состоящую из дополняющих миноров.
Зачёркиваем ту строку и тот столбец, где находится элемент, и остаётся минор 2 порядка из 4 элементов.
На схеме показано, что именно надо зачеркнуть:

=
=
.
Теперь надо сменить знаки в шахматном порядке, т.е. переходим от миноров к алгебраическим дополнениям. Обведено красным, где надо менять знак. Ясно, что 0 остаётся 0, там знак менять нет смысла.

Получили:
=
.
Транспонируем эту матрицу, то есть бывшие строки запишем по столбцам.
=
. И осталось разделить на
.
Ответ.
.
Задача 37. Найти обратную матрицу
.
Решение. Найдём определитель

.
Найдём матрицу из дополняющих миноров к каждой из 9 клеток.
=
=
.
Меняем знаки в шахматном порядке, то есть там, где i+j нечётное.
=
.
Затем транспонируем эту матрицу.
=
. Осталось только разделить на
.
Ответ.
.
Задача 38. Найти обратную матрицу
.
Решение. Сначала находим определитель.

.
Найдём матрицу из дополняющих миноров.
=
=
.
Меняем знаки в шахматном порядке, там, где i+j нечётное.
=
.
Затем транспонируем эту матрицу.
=
. Затем делим на
.
Ответ.
=
.
Задача 39. Матричным методом решить систему уравнений:

Решение. Запишем систему в виде:
.
Обратите внимение, что основная матрица системы это та самая матрица, для которой мы нашли обратную в прошлой задаче.
Если у нас есть равенство
, то
, тогда
.
=
|
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных