системы стандартизации в РФ




Орган исполнительной власти в области стандартизации. Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Это могут быть органы государственной власти, фирмы, учреждения.

Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа – разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации.

Национальным органом по стандартизации в России являлся до недавнего времени Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Госстандарт России был специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. Председатель Госстандарта являлся главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений.

В ведении Госстандарта России находились государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, а также региональные центры стандартизации, метрологии и сертификации, предприятия, учреждения, учебные заведения и иные организации.

В процессе реорганизации Правительства РФ, начавшемся в апреле 2004 г., вместо Госстандарта в составе Министерства промышленности и энергетики РФ была создана Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии, которую затем преоб-разовали в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (июнь с.г.).

 

Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденное постановлением Правительством РФ от 17 июня 2004 г. № 294

 

Руководство и координацию работ в области строительства осуществлял Госстрой России, другие государственные органы управления имеют право участвовать в стандартизации сообразно их компетенции. Они могут создавать в своей оргструктуре необходимые службы и подразделения и назначать головные организации по стандартизации.

В оргструктуре бывшего Госстандарта России были предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Эти центры проводят работы по сертификации продукции (услуг), калибровке средств измерений, оказывают инженерно-техническую поддержку по стандартизации, метрологии, сертификации. На базе ЦСМ создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории. Наиболее крупные и известные в РФ – это ЦИС «РОСТЕСТ-Москва» и «ТЕСТ-С-Петербург».

Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении Госстандарта (Федерального агентства) и Госстроя РФ, которые являются основными заказчиками по государственным (национальным) основополагающим стандартам, стандартам общих технических условий и технических условий в части их обязательных требований, по исследованиям в области международных и региональных стандартов относительно принятия и применения их в качестве российских. Заказчиками могут быть также отраслевые ведомства, предприятия, научно-исследовательские организации и другие общества, в том числе и общества по защите прав потребителей.

С введением ФЗ «О техническом регулировании» появился новый вид нормативного документа – технический регламент, разработчиком которого может быть любое лицо (физическое или юридическое). О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном органе федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Закон «О техническом регулировании» предусматривает определенный порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов.

Госстандарт и Госстрой определяют стратегические направления по государственной стандартизации, анализируют все заказы, планы работы технических комитетов, предложения от субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают планы по государственной стандартизации, как правило, годовые. Приоритетными считаются задания по гармонизации отечественных нормативных документов с международными (региональными), национальными зарубежными стандартами, а также разработка требований безопасности к объектам стандартизации и защите прав потребителей. Финансирование планов государственной стандартизации осуществляется из государственного бюджета.

 

Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Порядок создания и деятельности ТК по стандартизации в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» утверждается национальным органом по стандартизации.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Заседания ТК являются открытыми.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации.

Основные функции ТК:

· определение концепции развития стандартизации в своей области;

· подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

· составление проектов новых стандартов (технических регламентов) и обновление действующих;

· оказание научно-технической помощи организациям, участвующим в разработке нормативных документов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

· привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с международными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях, участвуют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, способствуя принятию российских национальных стандартов в качестве международных, участвуют в организации проведения в России заседаний международных организаций по стандартизации и т.п.

ТК рассматриваются и как рабочие органы по стандартизации в рамках СНГ на основании «Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», принятого странами-членами СНГ.

Научно-технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации ТК. В их число включаются научно-исследовательские институты Госстандарта и Госстроя России. Правовой основой для создания ТК служит решение этих государственных органов. Заинтересованные предприятия, организации могут проявлять инициативу по участию их специалистов в работе ТК, направив предложение в один из указанных государственных органов власти. Эти органы власти привлекают к работе в ТК ведущих ученых и специалистов, представителей организаций-разработчиков продукции, производственных предприятий (фирм), предприятий-основных потребителей продукции, научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей. Общества потребителей имеют право участвовать в работе ТК по определению требований к качеству объекта стандартизации и выбору методов его оценки, в разработке новых и обновлении действующих стандартов. Участие всех заинтересованных сторон в работе ТК добровольное.

 

Научно-исследовательские организации. Выше говорилось о научно-исследователь-ских институтах Госстандарта и Госстроя. Что касается институтов Госстандарта, то следует упомянуть следующие из них:

· Головной институт в области информационного обеспечения – Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ РФ), который ведет федеральный фонд российских национальных и межгосударственных стандартов и технических условий, фонды международных, региональных и зарубежных стандартов, европейских директив и др. нормативных документов, имеет автоматизированные банки данных, Интернет-магазин;

· Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС), имеющий информационный центр стандартов, других нормативных и методических документов, относящихся к Системе сертификации ГОСТ Р. Здесь можно найти информацию о сертификации систем качества, документы по сертификации продукции и услуг, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификации средств индивидуальной защиты и др. Институт ведет три АИС: «Сертификация», «Аккредитация» и «Качество».

· Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИИЦСМВ), располагающий информацией по свойствам материалов и веществ, паспортами безопасности материалов, копиями аттестатов аккредитации испытательных центров, государственными реестрами и копиями сертификатов безопасности на продукцию, а также копиями авторских свидетельств на изобретения по материалам, веществам и методам их получения.

· Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС), обладающий основополагающими нормативными документами Государственной службы измерений, а также стандартами, правилами, методическими инструкциями и рекомендациями по метрологии.

· Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИСтандарт), специализирующийся на информации о стандартах, касающихся военной техники.

· Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ), в состав которого входит информационный центр, в котором сосредоточены рекомендации по стандартизации в области машино- и приборостроения, копии документов по аккредитации органов по сертификации, государственные реестры сертифицированной продукции и копии их сертификатов соответствия. Данный информационный центр располагает также стандартами Министерства обороны США.

· Издательство стандартов также имеет свой центр информации, в котором собираются все издания по стандартизации, сертификации и метрологии.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» нормативные документы по стандартизации (национальные стандарты, общероссийские классификаторы и т.д.), а также информация о них должны быть доступны заинтересованным лицам. Официальное опубликование этих документов осуществляется национальным органом по стандартизации в установленном порядке.

В РФ в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Разрабатывают нормативные документы (стандарты отраслей, предприятий и др. организаций, технические условия) и имеют соответствующие информационные ресурсы и другие субъекты хозяйственной деятельности, которые в своей оргструктуре создают специальные службы, координирующие работу по стандартизации. Этой работой в них, как правило, занимаются отделы (бюро) по стандартизации.

 

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в РФ на основании ФЗ «О техническом регулировании» и составляет часть государственной системы стандартизации. Со дня вступления в силу ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ (например, ФЗ «О карантине растений», «О ветеринарии», «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения» и пр.) и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Как видно, на современном этапе государственный контроль (надзор) приобретает социально-экономическую ориентацию. К основным задачам госнадзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных (национальных) стандартов и технических условий на продукцию, правил обязательной сертификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности; предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица федерального органа по стандартизации и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, - государственные инспекторы.

Главный государственный инспектор России – Председатель Госстандарта (теперь- глава Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии), а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации – руководители соответствующих ЦСМ, т.е. территориальных органов госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов осуществляют также и другие организации. В частности, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (по-старому) осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в т.ч. и импортируемой.

Существуют еще и Госкотлонадзор, Госатомнадзор, Гостехнадзор и др. надзорные органы со своим кругом полномочий, прав и обязанностей.

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: свободный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предприятии технических средств, отбор проб и образцов и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.

У государственных инспекторов всех уровней имеются определенные широкие права и соответствующие обязанности. Они работают по официально утвержденным правилам. Государственный инспектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.

За нарушения обязательных требований нормативных документов, относящихся как к продукции, так и к обеспечению единства измерений, а также правил обязательной сертификации, должностные лица подвергаются наказаниям в виде штрафов в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Госнадзор предусматривает не только штрафные санкции, но и меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области качества. Кроме того, реализуется программа «100 лучших товаров», призванная те только стимулировать российские предприятия, но и создавать им известность, привлекать внимание потребителей к отечественной продукции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: