До 17 века устный песенный фольклор был естественной музыкальной средой всех сословий русского общества. Церковный раскол, Петровские реформы, внедрение европеского образа жизни в сознании русской элиты привели к разделению некогда целостногй русской культуры. В жизни дворянского круга появились новые формы досуга (балы, ассамблеи). Появилились новые музыкально-театральные жанры: Балет, опера, инструментальная и оркестровая музыка.
Европейская музыка основывалаь на гомофонно гармоническом строе, отличавшемся от привычного диатонического строя народных песен.
(В 1735 году в России появляется итальянская оперная труппа, в 1738 г франузская балетная труппа, еще раньше 1721г. В России появился первый по составу оркестр, с духовыми и струнными инструментами, к этому заморскому чуду на знаменитых ассамблеях приучали русских аристократов.
Новое звучание, новые развлекательные формы искусства были восприняты и освоены представителями высшего общества. Модным стало заводить в богатом доме свой инструментальный оркестр, оперную или балетную труппу.В 1735г в С.Петербург приехала итальянская оперная труппа композитора Ф. Арайя, этим артистам было разрешено преподавать музыку в аристократических домах.(Так, через приобщение детей и юношества правящей элиты зарождалось музыкальное любительство, т.н. дилетанство). Получая прекрасное музыкальное образование, представители аристократических семей могли достигать высочайшего совершенства в пении, игре, но не имели права быть профессиональными артистами и музыкантами) Профессионалами в музыке и театре становились крепостные, дворовые люди. Богатый магнат, помещик не жалел средств для приглашенных из Европейских стран профессиональных музыкантов. Они и занимались обучением способных крестьянских детей и подростков пению, игре на различных инструментах. От природы ярко одаренные, бывшие крестьянские девушки и юноши легко постигали и совершенствовались в новых музыкальных и театральных науках. Некоторые, оставаясь крепостными, обучались в Европейских консерваториях, достигали значительных успехов в композиторском и исполнительском творчестве. Обучение музыке стало проникать и в городскую разночинную среду. В учебных заведениях того времени Московском университете, Шляхетском корпусе, духовных семинариях, СП Академии художеств, музыка преподавалась весьма серьезно, и учащиеся могли овладеть игрой на том или ином инструменте. Из этой среды вышли русские драматурги, поэты, авторы русских по содержанию произведений.Умение петьи играть стало обязательным для каждого образованного человека. «Музицирование», первоначально являясь, принадлежностью Императорского двора, аристократических гостиных, стало проникать и в городскую демократическую среду. Это явление способстовало развитию первых светских вокальных жанров. Т.н. «Народная песня» и стойкому интересу к национальной, народной русской песне.Ведь толщу крестьянской жизни эти новые вкусы, изменения не коснулись. Народ продолжал жить и творить в привычных понятных формах. А вот интерес к этим формам у людей образованных, думающих весьма возрос. Изучение фольклора способствовало росту национального самосознания и воспитанию патриотического духа русских людей возникновению первых образцов светских жанров оперы, инструментальной музыки (1772. «Анюта»- М.Попов, 1779г «Мельник, колдун, обманщик и сват» А.Аблессимов, М.Соколовский, «Несчастье от кареты» В. Пашкевич, Я Княжнин «Скупой» 1782г «Санкт Петербург ский гостиный двор» пьеса Матинского. Аристократы, крепостные, разночинцы, ученые, музыканты и поэты внесли свой важный вклад в сохранение и сбережение русской песни.
|
|
1 Русская песня по географическим и этническим ареалам распадается на великорусскую, малорусскую и белорусскую. Более всего изучена великорусская песня. О собенности русской песни обуславливаются тем, что мелодии ее, по своему строению, относятся к более ранним эпохам музыкального развития человечества, чем та, какую представляет современная европейская музыка, с ее октавной системой.
Народная песня неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева. Народ не знает, так называемых, «песен без слов»; он, прежде всего, придает значение словам, их запоминает, а по ним запечатлевается в его памяти и напев. В народе ее поют либо одиночно, либо хором, без инструментального сопровождения. Запевала ведет мелодию, которая по высоте занимает среднее место. Остальные певцы украшают ее подголосками. В начале, конце, в других отдельных частях голоса сливаются в унисон или звучат в октаву.