Огромное количество образцов подлинной народной песни, появившихся благодаря собирателям, поставило перед учеными необходимость классификаци, и выяснения происхождения, истоков песенного многообразия. Исследователь Александр Николаевич Афанасьев, выдвинул теорию влияния речи- языка на формирование народного творчества. Ведь сл. «язык» по старославянски переводится как народ. А фольклор возникал уже на самом раннем, доисторическом периоде жизни человеческого сообщества. Этот период и получил название- языческий. Через слово- символ человеческой речи
люди постигали суть явления, предмета, фиксировали его в знаке, включая его в сознание. Символ- это знак кодированного смысла. Выраставший из санскрита славянский язык, унаследовал и его глубину и такое качество, как описательность, многозначность. С одной стороны точность- например- рот это зевало, ядало, язык- лепетайло. С другой стороны- наблюдательность и метафоричность- «сеногной» мелкий продолжительный дождик, ведущий к загниванию собранного сена. Живулечка- появившийся на свет младенец.
Слово- символ становится инструментом познания окружающего мира. И этот неоднородный мир несет в себе ясные взаимосвязанные противопоставление. Земля- небо. Длинный- короткий. Мокрый- сухой. Мужчина- женщина. Свой- чужой. Это, так называемые парные оппозиции. Или- научный термин бинарные оппозиции.
Этот инструмент познания формирует у древних славян понятия пространства и времени.(Вспомните как начинается большинство сказок: «В некотором, царстве, в некотором государстве»- пространство. Давным- давно- время)
Пространство- воспринимается по вертикали и горизонтали,которое осознается четырьмя направлениями, четыре стороны света (юг.- север, запад-восток. Через этот дуализмом можно было понять и объяснить многое.Понятие времени включает эти противопоставления, и во многом зависит от климата и характера производственной деятельности (хлебопашество). Климат славян четко делится на два периода зима- лето.(Р.н. пословица: «Не растет трава зимой, поливай не поливай») Но позднее приходит осознание существующего, важного переходного периода, в котором, словно бы, накапливаются качественные изменения, без которых невозможно перескочить в новое состояние. Наблюдения за природой привели к этому выводу. Между днем и ночью - (переходное время)сумерки, ночью и днем (переходное время) рассвет.. По аналогии между зимой и летом переход - весна, летом и зимой переход осень. Эти представления проицировались и на жизнь человека. От рождения до детства- младенчество. От детства до юношества отрочество. ( В свете современных открытий о строении и формировании от дельных участков человеческого мозга, поражает интуитивная мудрость древних славян, осознававших этапные закономерности развития детского возраста.) Р.н. пословица: «Всему свое время», Каждому овощу свое время).
|
Юношество формально заканчивается браком. Но, фактически, по настоящему взрослым, состоявшимся человеком, считался тот, кто стал отцом или матерью.
Обретение нового качества, переход к нему оформлялся и закреплялся определенными, последовательными действиями- обрядом. Выполнение обряда строго регламентровалось. Свадебный обряд, отличается от обрядов жатвы. и.т.д Действия в рамках того или иного обряда получили название- ритуал.
|
Только после свершения обряда, некие количественные изменения переходили в новое качество. В качестве примера можно вспомнить:- сотни наших призывников, которые уже не один день находятся на территории военной части, лишь после принятия присяги, становятся военнослужащими. Получение паспорта, свидетельствующего о совершеннолетии- ничто иное, как отголосок обряда инициации- перехода отрока в возрастную группу «вьюношей»- юношей.
Природный цикл времени движется по кругу. Границы суточного и годового перехода фиксировались понятием полдень, полночь в сутках, в годовом цикле- Днем зимнего солнцестояния (22 декабря) Летнего солнцестояния (22 июня). О Природный круг ассоциировался с циклом человеческой жизни: Весна- рождение,лето зрелость- семья, дети, осень старость, зима- смерть- завершение цикла и начало другого.
Чрезвычайная близость, сорастворенность славян с природой, рождали эмоциональную окраску, смены сезонов. Суровая зима. Грустная осень. Веселое лето. Капризная весна. Это очеловечивание окружающего мира, свойство видеть природу, как живое существо, до сих пор присутствует в нашем языке. Мы говорим:- макушка горы, у подножья утеса, лик солнца, дыхание ветра. Небо хмурится, ветер свистит, вьюга воет.(и.т.д). Такое явление раскрывается в термине антропоморфность.(Антропос- человек.)
Все силы небесного, и окружающего мира, подобно человеку имеют свои мотивы поведения, имеют родственные связи они антропоморфны. Эти свойства мышления древнего человечества,сопровождающиеся активным метафорическим языкотворчеством, рождают (по мнению А.Н. Афанасьева) богатую мифологию славян.«Под чарующим воздействием звуков, слова складывались религиозные и нравственные убеждения», которые со временем стали восприниматься, буквально, породив присущие славянам духовные, религиозные представления. «За словом всегда стоит его значение, под странным, пестрым одеянием сказки кроется история и религия народов и наций».(Дж Петри- ученый, фольклорист)
|
Эти представления называют мифологическими. Миф переводится как,- предание. В мифологических сюжетах закодированы представления о силах природы, климатических военных катастрофах, первоначальных представлениях о рождении вселенной и месте человека в ней.Эти представления глубоко внедрены в подсознание и называются Архетипом, он продолжает влиять но мотивы поступков, обычаи, семейные ценности. (Р.Н
пословица- Сам погибай, а товарища выручай!).
В древнейших Космогонических мифах предстает понимание проихождения вселенной и тех,высших существах, от которых она зависит.
Первоначальной сущностью (хаосом) определяют водную стихию. Пра-бог у славян это Сварог, повелевает уточке достать кусочек ила, так возникает земля. (Существуют и другие варианты этого мифа) Земля в поэтическом представлении славян воспринималась, как вечная супруга неба. Мать- сыра земля, оплодотворенная дождями, рождает урожай, ее помощницы богиня плодородия Макошь, богини Рожаницы. Сотворив земной мир Сварог пребывает в покое. В дальнейшем в действие вступают дети пра-бога сварожичи.(В Слове о Полку так называетс ебя дружина Игоря). Сын пра-бога- солнце Даждь Бог. Известно обожание славянами солнца,(его считали вечным неумирающим), получившим в языке названия, Гойтосир, Ярило, Хорс, (От слова Хорс наше шорошо) Все эти имена указывают на состояние солнца -Молодого- Гойтосир гневливого -Ярило, ласкового Хорс. Всевидящее, справедливое солнце способно судить и наказывать р.н. посл.«Вор на солнце не глянет_ Глаза вытекут»
Д ругим сыном, почитали бога грома и молнии Перуна (Агни- индра в санскрите). Все эти герои связаны различными родственными узами. В одних мифах солнце и месяц брат и сестра, в других супруги и дети у них чистые звездочки.
Уже в этот период формируется представление о благоприятных природных силах и враждебных.Добро несет Белбог,и его помощницы богини весны Жива, Лада) черными, враждебными силами повелевает Чернобог-(в христианское время дьявол). Главным олицетворением зла считалась богиня Морана-(от санкритского слова «мри» умираю, мороз, мразь, мрак, мара- призрак), отсюда мерещится, смрад, мор. и.т.д. Между этими силами идет вечная борьба.
Сотворенный Сварогом,-(Святовитом, Белбогом) мир делится на три яруса: срединный, подземный и верхний мир. (На картинке- знаменитый артефакт
Збручский идол. Столб увенчанный мужской головой глядящей на все 4 стороны.
На столбе различимы деления на три яруса)
Люди, животные, растения обитают в срединном мире, враждебные существа в подземном, верхний мир- «тот свет» принимает души ушедших предков. Небо воспринималось куполом- «небесный свод», по народному поверью весь космос это «терем- божий, где обитает его семья на небе солнце- в тереме солнце. и.т.д.звездочки - детушки и.т.д)
Порой небо сравнивают в мифах с хрустальной горой где растут молодильные яблоки, бьют ключи с живой водой. Слово горе с ударением на последний звук означает-движение ввысь, к идеальному.
Добраться туда невозможно, но некоторым то удается. (Сказки о горошине, путь к солнцу). Там обитель Святовита (временная модификация Сварога) в руках его волшебный рог изобилия, изливаемый на землю. Символом единства мира- становится дерево- мировое древо, скрепляющее все миры. Оно поддерживает ветвями небесный свод.
Корни держит землю.
Архаическое, мифологическое сознание по мнению ученых прошло несколько этапов своего развития. (В.А. Лекторский, Т.И. Ойзерман, Б.А. Рыбаков, М.М. Маковский и Н.А. Чмыхов)
Присущие тому уровню сознания верования складывались в различные культы. Культ-переводится, как поклонение признание силы власти, необходимости служения объекту, любви.