три сборника протяжных, лирических и




плясовых «115 русских народных песен для пения и ф.-п. Издает Даниил Никитич Кашин (1770 1841), крепостной, учившийся вокалу и знаменитого итальянского певца Сарти. Получив вольную, устраивал в Москве концерты, был капельмейстером театра, издавал журнал «Отечественная Муза». В 1840г организовал музыкальные классы где преподавал игру, пение, гармонию, что было большой редкостью. Дружил с поэтом В.Жуковским. Он автор 2-х опер, форетпианных пьес, хоров, романсов.

Оказавшись в Москве во время нашествия Наполеона, отказался играть для французских офицеров, сказав, что берет деньги за выступления, но не продается. Его обработки приводили в восторг современников, однако в гармонизации он следовал европейской ладовой системе.

В тридцатые годы 19в. в том же духе составлен сборник «Избранные народные русские песни», собранные и переложенные для пения и фортепиано Александром Степановичем Гурилевым (Москва).Сын талантливого крепостного музыканта брал уроки фортепиано у известного пианиста Джон Фильда. Играл на скрипке, альте.Получив вольную. был приписан к низкому мещанскому сословию. Оставил огромное количество вокальных сочинений, писал и фортепианную музыку.Одним из первых писал романсы на стихи М.Лермонтова, развивал в жанре романса ямщицкую тему. В мелодиях нередко изменяются окончания, добавляются или вставляются фиоритуры, несвойственные духу русских песен. Аккомпанемент — западноевропейский, с обычной последовательностью аккордов, с фигурациями, интерлюдиями и постлюдиями, не всегда подходящими к характеру мелодии.

«Музыкальный альбом«Русский певец», издан в 1833 годах- 1846 г. Автором стал Александр Егорович Варламов, обладатель прекрасного голоса, мечтавшего создать русскую школу пения. Он создал около 50 обработок русских и украинских народных песен, а его авторские романсы «Красный сарафан», «Вдоль по улице», «На заре, ты ее не буди» уходили в народ и воспринимались как фольклорные произведения. Композитор участвовал в собирании фольклора: в капитальном труде П. В.Киреевского. Он тонко чувствовал природу русской песни, писал их на народные слова, тексты Кольцова, Лермонтова, А Плещеева.

Вторая половина 19 столетия.

Множился, накапливался фольклорный материал, что привело

к возникновению исследовательских, музыковедческих работ.

Чувствуя отличия русской песни от господствующего европейского стиля и музыканты и фольклористы пытались подвергнуть ее анализу и систематизировать выводы.

Князь Владимир Одоевский в 1863 издал свой труд «Об исконной великорусской музыке».

Композитор Александр Серов пишет статьи «О великорусской песне и особенностях ее музыкального склада» (М., 1868); его же, «Музыка южнорусских песен »,«Основа», 1861); его же, «Русская народная песня, как предмет науки»

 

Глубиной постижения особенностей русской песни отличаются труды исследователя Петра Петровича Сокальского. «Русская народная музыка» (Харьков, 1888).

Эти и другие исследователи настаивают на самобытности,

древнем происхождении, тесной связи со славянским языком, который определил выразительные особенности русской песни.

Список собирателй песен, изданные ими сборники можно продолжить. Это и

сборники Юрия Мельгунова, Павла Якушкина. композиторов Милия Балакирева, Константина Вильбоа, Николая Римского-Корсакова, и многих других. В 1884 г. была организована песенная комиссия, выработавшая план действий для экспедиций. Первая экспедиция была послана в Архангельскую, Вологодскую и Олонецкую губернии, в составе музыканта Г. О. Дютша и Ф. М. Истомина. С ростом профессионального мастерства русских композиторов стал формироваться стиль гармонизации народных песен.

Носители фольклора.

В 60 е годы 19в. многие любители русского фольклора считали некоторые жанры- былин, скоморошин безвозвратно утерянными. Отправленный в ссылку в Олонецкую губернию студент Санкт Петербургского университета, Петр Рыбников неподалеку от столицы вдруг открывает для себя простых крестьян, которые продолжают петь и хранят в памяти множество старинных муз-поэтических текстов. Рыбников записал от них 165 северных былин, и по возврщению опубликовал их в 4-х томах. Вслед за ним отправился ученый славяновед, этнограф Александр Федорович Гильфердинг (1831-1872г) Им была обнаружена династия потомственных сказителей. Основатель династии Тимофей Степанович Рябинин. Гильфердинг привез его в Петербург, устроил его выступление- успех был грандиозный. Некоторые темы были записаны М.Мусоргским, А.Аренским, который написал впоследствии фортепиянную «Фантазию на темы Рябинининых». Фольклорист Александр Марков организовывал выступления народных певцов Аграфены Крюковой, Ирины Федосовой в различных городах России В свою очередь известные профессиональные композиторы обращаются к этим песенным шедеврам, обрабатывают и включают их в свои сочинения. Мусоргский, Лядов, Чайковский -все они с огромным уважением работают с народной песней.

С появлением фонографа (1877г), а впоследствии магнитофонной записи эта работа упростилась. Фольклористка Евгения Линева впервые использовала Фонограф.

Шло время, революция, коллективизация, разрушали крестьянский быт, подлинную народную песню сменили частушки, песня постепенно мельчала и забывалась. Благодаря сложившимся в советское время талантливым исследовательским школам фольклористики многое удалось сохранить. На примере классика советского периода Г.В.Свиридова можно убедиться, что самобытный,

этнический фольклор остается главным источником обновления содержания и языка современной музыки

Задание: Письменно в тетради ответить на вопросы теста.

Вопросы по первым темам.

1.Одним словом назвать устное народное творчество

2. Обозначить границы, периоды развития устного народного творчества.

3. Перечислить специфические особенности устного народного творчества.

4.С чьим именем связан первый рукописный фольклорный сборник «Древние российские стихотворения»?

5. Имя зарубежного музыканта, автора сборника» Собрание русских народных песен с их голосами»

8. Кем являются Василий Трутовской, Александр Гурилев, Александр Варламов,

назвать известные вам произведения Гурилева, Варламова.

9.Кто впервые использовал технические средства для записи песен, какие?

10. Кто они? Тимофей Рябинин, Аграфена Крюкова, Ирина Федосова?

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: