Великое переселение народов




В IV – VIII вв. пространство распадавшейся Западной Римской империи стало объектом варварских вторжений: с севера наступали германцы и славяне, которых в VIII в. сменила экспансия норманнов; с востока шли гунны, вслед за которыми в VI в. вторглись булгары и авары; с юга, с VIII в. началась не менее активная экспансия сарацинов. Эту эпоху порой называют «Великим переселением народов», которое в действительности являлось не только мирной миграцией, но и военной оккупацией. Отдельные исследователи относят начало эпохи «Великого переселения» к III в. н.э., когда на обширной территории от Дуная до Дона сформировался готский союз племен. Окончание этой эпохи иногда отодвигают в X в., когда был положен конец набегам норманнови венгров, последних «варваров» Европы.

Следует учитывать комплекс факторов, вызвавших экспансию варваров: прежде всего, неблагоприятные изменения естественно-географических и климатических условий – опустынивание в Центральной и Средней Азии, похолодание на Севере Европы; демографический взрыв и перенаселенность северных и восточных областей; экстенсивный характер экономики и природопользования; наконец, фактор политической деградации Рима, который на протяжении столетий создавал свое процветание за счет ограбления варварской периферии.

Потестарная организация

Варварские племена находились в I тыс. до н.э. – в первой половине I тыс. н.э. на стадии «военной демократии», по существу, догосударственной. Вся полнота власти была сосредоточена в собрании вооруженного народа. У германцев подобные собрания назывались тинг и альтинг. У англов и саксовв собраниях участвовали даже женщины, если они носили оружие и могли им защищать свою честь. Собрания избирали вождей – кингов,или конунгов, поднимая их, по обычаю, на щитах, и у тех же англов и саксоввождями могли быть избраны женщины, выделявшиеся неординарной воинственностью. Кроме вождей избирались еще старейшины и законоговорители – годи, обладавшие феноменальным объемом памяти и способностью к стихосложению; они рифмовали нормы обычая и в изустной форме, по памяти, воспроизводили. Вожди не обладали исключительными привилегиями и полномочиями; они выделялись военными способностями, участвовали в битвах в первых рядах; вожди не обладали принудительной властью, не имели подчиненной бюрократии, сил принуждения (полиции, тюрем, постоянной армии); они не имели устойчивых доходов, не могли устанавливать и собирать налоги. Существовал обычай добровольных приношений вождю (фирма, гафоль), которые однако не составляли собственности вождя; добровольные приношения являлись своеобразным страховым фондом, который распределялся среди соплеменников во времена кризиса. Вождь считался ответственным за бедствия и неудачи и мог быть принесен в жертву. С начала нашей эры стала формироваться дружина, основанная на псевдородстве: вождь признавался «отцом», а дружинники – его «сыновьями»; «отец» обязан был оказывать попечение о дружинниках, а те, в свою очередь, обязывались служить ему; между собой дружинники считались «братьями по оружию». Только с V в. н.э. у германцевсоздаются первые королевства с династической властью, впрочем, требующей народного одобрения.

Культ войны

У варваров война и военные занятия составляли основу жизни. Языческий пантеон был исключительно милитаристским. Военным богам посвящались обильные жертвы, и животные, и человеческие. Германцы превозносили воинов-героев (эйнхериев), в честь которых слагались песни и саги. Эйнхерий был самой почитаемой фигурой в обществе; только воин, погибший геройской смертью в битве, удостаивался права жить в Вальгалле, раю древних германцев. И наоборот, считались несчастными те, кто умирал от старости или от болезней.

У норманновособым почетом пользовались берсеркеры – воины, в которых вселялся неистовый дух Одина, и они обретали особую силу и неуязвимость. Берсеркеры не нуждались в доспехах, они вступали в битву обнаженными по пояс. Их невозможно было поразить железом – мечом или копьем. Берсеркер в одиночку мог биться с сотней врагов. С берсеркеромГастингсом англо-саксы смогли справиться, только навалившись на него и сбив с ног; после Гастингсбыл связан и сброшен в глубокую яму, в которую затем спустили ядовитых змей.

У норманнов существовал обычай священной весны, когда юношам впервые вручалось оружие, и они благословлялись на завоевание новых земель. Именно их называли «викингами», т.е. отправившимися в военный морской поход. Назад они, как правило, не возвращались.

У лангобардов существовали особые отряды «волкоголовых», которых боялись сами лангобарды; они жили в специальных мужских домах, не имели семей, но охотно пользовались пленными женщинами; «волкоголовые» в мирное время бражничали, а в военное время утоляли свою чудовищную жажду битвы кровью. Лангобардыкормили и поили их и выпускали только в самые отчаянные моменты, когда не могли одержать верх над врагом. «Волкоголовые» бросались на противника безоружными; они способны были бегом настигнуть всадника; догнав, стаскивали его с седла, повергали наземь, выхватывали из-за голенища сапога кинжал и отрезали жертве голову, затем пили свежую кровь, садились на грудь жертвы, подымали голову кверху и выли по-волчьи, от чего противника охватывал еще больший страх. Эти отряды волкоголовых всегда приносили победу лангобардам. В дальнейшем германцы цивилизовались, утрачивали воинственность, и вместе с ней исчезал феномен воина-зверя, воина-оборотня.

Обычное право

Варвары вплоть до VI в. не знали писаного права. Общественная жизнь регулировалась неписаным обычаем, поддерживавшимся в моральном сознании племени. Хранителями обычая выступали старейшины и годи. Обычное право не знало судебной бюрократии, полиции, пенитенциарных учреждений, адвокатуры и прокуратуры. Сторону обвинения представлял сам истец, а сторону защиты – ответчик; истец должен был сам обеспечить присутствие ответчика в суде. Суд был состязательным, гласным, публичным. Принуждение осуществляла сама родовая община. Скажем, объявленный вне закона должен был быть убит тем соплеменником, кто первым встретит осужденного; каждый мог завладеть любой частью имущества осужденного. Высшей мерой наказания считалось изгнание из племени. Существовала кровная месть: долгом чести считалось мстить за убитого сородича, и наоборот, полным бесчестием считался отказ от мести; между родами и племенами, враждующими по мотивам кровной мести, велся негласный учет жертв, и надлежало поддерживать паритет среди убитых того или иного статуса с каждой стороны. Известны случаи, когда жены отказывали мужьям в супружеских обязанностях из-за лежащего на них бесчестья, т.к. их род имел на своем счету на одного убитого меньше, чем враждующий род. Практиковались ордалии– божеский суд, и талион – принцип равного возмездия за ущерб. В случаях невозможности выявить победившую в судебном состязании сторону могли прибегнуть к поединку между истцом и ответчиком; правым считался тот, кто побеждал. Если обвиняемый не мог доказать своей невиновности, то его после клятв подвергали испытанию – опусканию руки в кипяток: если рука сохраняла свои функции, то считалось, что испытуемый дал верную клятву, и обвинение с него снималось, в противном же случае он объявлялся виновным.

Обычное право различало честное и подлое убийства. Убийство открытое, публичное, лицом к лицу, не считалось преступлением. Убийство безоружного, в спину, из-за угла, спящего, находящегося в опьянении рассматривалось как тяжкое преступление.

Обычному праву известна градация правовой защиты, однако основанием для таковой были не социальное положение, не знатность или богатство, но эгалитарная родоплеменная мораль: больший уровень правовой защиты имел слабый – ребенок, беременная женщина, безоружная женщина.

Кровная месть и самосуд, самые негативные проявления обычного права варваров, исчезли только с образованием королевств и кодификацией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: