В педагогической литературе можно встретить различные определения понятия «форма обучения». Ниже приведены наиболее распространенные из них.
Форма организации обучения – это
· внешняя сторона организации учебного процесса, отражающая характер взаимосвязи участников педагогического процесса (Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.);
· взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом (И.Я.Лернер);
· специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся (И.М.Чередов. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. – М., 1987)
· внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме (И.П.Поласый).
Классификация организационных форм обучения
По количеству обучаемых: индивидуальные, групповые, фронтальные.
По месту учебы: школьные (аудиторные), внешкольные (экскурсия, домашняя работа, кружки, олимпиады и т.п.).
По характеру взаимодействия учителя и учащихся: очные, заочные, очно-заочные, дистантные.
В исторически сложившихся системах обучения перечисленные организационные формы использовались в различном сочетании.
Рассмотрим подробнее основные системы обучения.
Белл-Ланкастерская система взаимного обучения предполагает обучение большого числа учеников. В этой системе более развитые (старшие) ученики под руководством учителя изучают новый материал, а затем обучают младших.
Батавская система предполагает избирательное обучение. Занятия делятся на две части: первая часть – учитель работает со всеми одновременно и одинаково; вторая часть – индивидуальные занятия с неуспевающими учениками и с теми, кто желает знать глубже. Таким образом в данной системе сочетаются фронтальная и групповая формы обучения.
|
Маннгеймская система так же как и Батавская осуществляет избирательное обучение. Все учащиеся распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Формировались классы сильных, средних и слабых учеников. Предполагалось, что учащиеся из более слабых классов, по мере подготовленности смогут переходить в более сильные. Однако, такое событие маловероятно, поскольку в слабых классах уровень преподавания ниже.
Система Дальтон-план имеет своей целью приспособление темпа обучения к возможностям и способностям каждого ученика. Вместо классов в школе создаются лаборатории и предметные мастерские, где ученики занимаются индивидуально, получив задание от учителя. Задания по каждому предмету выдаются на год и ежемесячно конкретизируются. Учащиеся в течение месяца выполняют задания и отчитываются по ним. Один час в день проводятся групповые занятия, все остальное время ученик работает индивидуально по собственному графику.
Классно-урочная система характеризуется следующими особенностями:
· объединение в классы учащихся одного возраста;
· работа всех учащихся класса по одному учебному плану одновременно;
· деление учебного процесса на отдельные, законченные в смысловом и временном отношении части (уроки);
|
· чередование уроков по расписанию, каждый урок посвящен изучению только одного учебного предмета.
Урок – основная форма организации обучения в современной школе.
Сущность и назначение урока в целостной системе обучения сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоения учениками знаний и умений, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений.
Функция урока состоит в достижении завершенной цели, которая является частью общих целей образования (обучения, воспитания, развития).
Требования, предъявляемые к современному уроку:
1. Использование новейших достижений науки, техники и передового педагогического опыта.
2. Построение урока на основе закономерностей и принципов обучения
3. Обеспечение оптимальных условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
4. Опора на достигнутый уровень развития учащихся, организация деятельности учеников в зоне их ближайшего развития.
5. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
6. Логичность и эмоциональность всех этапов урока.
7. Эффективное использование разнообразных педагогических средств и методов.
8. Формирование практически необходимых ЗУН, рациональных приемов мышления и деятельности.
9. Формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, а также необходимых для этого ЗУН.
10. Тщательная, научно обоснованная диагностика, прогнозирование и проектирование каждого урока.
!!! Необходимо различать формы организации обучения в целом и формы урока (лекция, семинар, игра, факультатив, зачет, консультация, экскурсия и т.д.)