(4 часа)
1. Мотивация – как содержание и как процесс.
2. Концепции лидерства: от лидерских качеств к обучению.
3. Инструментальные концепции управления.
4. Организационная культура: измерение и управление.
Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризуйте связи школы человеческих отношений и современных теорий мотивации.
2. В чем сходство и различие модели управления полицейским государством и современных концепций лидерства?
3. Какие факторы повлияли на возникновение различных теорий лидерства?
4. Что послужило причиной возникновения теорий организационной культуры?
5. Каковы связи школы человеческих отношений и теорий организационной культуры?
6. Каковы современные подходы к решению проблемы измерения и изменения организационной культуры?
7. В чем общность взглядов на «знание» и «мудрость» мыслителей Древнего Китая, Ю. Крижанича и современных специалистов по управлению знаниями?
8. В чем причины возникновений инструментальных концепций управления?
9. Что общего между концепциями T-shaped Management и управления знаниями?
10. Каковы ваши представления об организациях будущего и соответствующих парадигмах управления?
11. Охарактеризуйте цикличность в развитии всемирной управленческой мысли.
Основная литература:
1. Кравченко А.И. История менеджмента. Издание 8-е. – М.: Академический проект, 2009. – 560 с.
2. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 736 с.
Эссе
Написать эссе на тему: «Актуальные управленческие идеи и управленский опыт Г.Р. Державина».
Источники:
1. Замостьянов Арсений Гаврила Державин. – М: Молодая гвардия. – 2013. – 478 с.
2. Замостьянов А. Он подарил нам слово «Родина» (Г.Р. Державин) / А. Замостьянов // Свободная мысль. – 2012. – №11/12. – С. 123-128. https://svom.info/entry/297-podaril-nam-slovo-rodina/
|
3. Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина https://homlib.com/deravin-gr/zapiski-iz-izvestnyh-vsem-proisshestviev-deravin-g-r
4. Державин Г.Р. Сочинения. Составление, биографический очерк и комментарии И. И. Подольской Иллюстрации и оформление Е. Е. Мухановой и Л. И. Волчека. – М.: Правда, 1985 https://az.lib.ru/d/derzhawin_g_r/text_0060-1.shtml
5. Видео: Заседание Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова от 23 января 2015 года. Доклад А.А. Замастьянова о Гаврииле Романовиче Державине https://reosh.ru/video/zasedanie-russkogo-ekonomicheskogo-obshhestva-im-s-f-sharapova-ot-23-yanvarya-2015-goda-doklad-a-a-zamastyanova-o-gavriile-romanoviche-derzhavine
Требования к эссе:
Эссе – это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Они должны содержать:
– введение, содержащее постановку проблемы;
– основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);
– краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;
– список использованной литературы (указывается толькота литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).
Объем эссе должен составлять примерно 3-5 страниц (до 2 тыс. слов), печатного текста (шрифт Times, размер 12, один интервал). Включение в эссе материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.
|
Эссе оценивается по следующим критериям:
- самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы;
- соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения;
- способность сформулировать проблему;
- уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения;
- четкость и содержательность выводов;
- грамотность письменной речи.
Оценки:
от 0 до 10 баллов – тема не раскрыта, структура неверная, отсутствует собственная точка зрения.
от 10 до 20 баллов – тема раскрыта не полностью, имеются замечания по структуре, выводы нечёткие, имеется собственная точка зрения на проблему.
От 20 до 25 баллов – работа выполнена самостоятельно, аргументирована научными источниками, эссе логично, имеется собственная точка зрения на проблему, грамотная письменная речь.
Рубежная контрольная работа № 2.
Тесты открытого типа.
Оцените вклад следующих мыслителей в развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли.
1. Г.Р. Державин
2. А.Л. Ордин-Нащокин
3. М.М. Сперанский
4. Ю. Крижанич
5. СЮ. Витте
6. С.Ф. Шарапов
7. Н.А.Бердяев
8. В.А.Кокорев
9. Н.А. Бердяев
10. Ф. Тейлор
11. X. Эмерсон
12. А. Файоль
13. М. Фоллетт
|
14. Э. Мэйо
15. А.А. Богданов
16. А.К. Гастев
17. П.М. Керженцев
18. Г.Х. Попов
19. И.Т. Посошков
20. Н. Винер
21. П. Друкер
22. У. Деминг
23. Г. Минцберг
24. Ф. Герцберг
25. Ф. Котлер
26. А. Маслоу
27. И. Ансофф
28. И. Адизес
29. Ли Якокка
30. С. Кови
31. К.Мацусита
32. Г. Форд
33. Г. Хофстеде
34. Й. Шумпетер
35. Д. Макгрегор
Образец задания по персоналиям
Фамилия имя (отчество для отечественных ученых) ________________________________________ ________________________________________ Годы жизни _____________________________ _________________________________________ Основные труды__________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ _________________________________________ |
Основной вклад: ________________________________________________________________________
Охарактеризуйте следующие концепции управления (по 12 вариантам):
1. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора.
2. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона.
3. Административная школа А. Файоля.
4. Школа человеческих отношений.
5. Эмпирическая школа или Наука управления.
6. Школа социальных систем.
7. Новая школа науки управления.
8.Ситуационный подход в управлении.
9. Теории мотивации.
10. Концепции лидерства: от лидерских качеств к обучению.
11. Инструментальные концепции управления.
12. Концепции организационной культуры.
Вопросы к экзамену по курсу «История управленческой мысли»
1. Система наук об управлении.
2. Специфические проблемы истории управленческой мысли.
3. Истоки и источники управленческой мысли.
4. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта и Передней Азии.
5. Разработка проблем управления в Древнем Китае.
6. Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии.
7. Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим).
8. Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете.
9. Истоки и источники управленческой мысли в V-XVII вв.
10. Управленческая мысль в Византии.
11. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии (V-XVI вв.).
12. Истоки и источники ИУМ в XVII-XIX вв.
13. Идеи предпринимательства в Западной Европе (XVII-XIX вв.).
14. Классики политической экономии об управлении (XVII-XIX вв.).
15. Р. Оуэн и социальная ответственность бизнеса.
16. Источники и истоки зарождения ИУМ в России.
17. «Русская Правда» как источник управленческой мысли.
18. Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве.
19. Описание методов управления частным хозяйством в «Домострое».
20. Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в.
21. Управленские идеи Ю. Крижанича.
22. Управленческие идеи А.Л. Ордина-Нащокина.
23. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли.
24. Управленческие идеи И.Т. Посошкова.
25. Управленческая деятельность и управленческие идеи М.В. Ломоносова.
26. Управленческий опыт и управленческие идеи Екатерины II.
27. Актуальные управленческие идеи и управленческий опыт Г.Р. Державина.
28. Основные направления ИУМ в России XIX в.
29. Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли.
30. Управленческие идеи революционных демократов и народников.
31. Обсуждение вопросов управления производством на торгово-промышленных съездах.
32. Вклад государственных деятелей дореволюционной России в развитие идей управления.
33. Управленческие идеи С.Ф. Шарапова в работе «Бумажный рубль».
34. Роль С.Ю. Витте в развитии отечественной управленческой мысли.
35. Управленческие идеи Н.А. Бердяева в работе «Философия неравенства».
36. Управленческие идеи В.А. Кокорева в работе «Экономические провалы».
37. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора.
38. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона.
39. Административная школа А. Файоля.
40. Школа человеческих отношений.
41. Эмпирическая школа или Наука управления.
42. Школа социальных систем.
43. Новая школа науки управления.
44.Ситуационный подход в управлении.
45. Становление советской управленческой мысли в 20-е годы XX в.
46. Советская управленческая мысль в 30-50-е годы XX в.
47. Г.Х. Попов о развитии советской управленческой мысли в 1960-е годы.
48. Разработка проблем управления в СССР в 70-90-е годы.
49. Мотивация – как содержание и как процесс.
50. Концепции лидерства: от лидерских качеств к обучению.
51. Инструментальные концепции управления.
52. Организационная культура: измерение и управление.
53. Выдающиеся управленцы Древнего мира.
54. Выдающиеся зарубежные управленцы V–XIX вв.
55. Выдающиеся управленцы дореволюционной России.
56. Выдающиеся менеджеры XX-XXI в.