Местодисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Б1.В.ОД.6 «История управленческой мысли» – относится к вариативной части ФГОС ВПО по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. Профиль: «Государственное и муниципальное управление». Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Полученные компетенции будут реализованы при изучении курсов «Основы менеджмента», «Основы государственного и муниципального управления».
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, из них:
Объем дисциплины | Всего часов |
Очная форма обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: | |
лекций | |
практических | |
лабораторных | – |
контроль самостоятельной работы (КСР) | |
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС) | |
Учебных часов на контроль: | – |
Экзамен | 1 семестр |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Очная форма
№ п/п | Наименование раздела /темы дисциплины | Общая трудоёмкость всего (в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | ||||
Контактная работа с преподавателем | СРС | ||||||
Лек | Сем/Пр | Лаб | КСР | ||||
Раздел I.Эволюция управленческой мысли | |||||||
1.1. | Проблемы историко-управленческих исследований | ||||||
1.2. | Истоки управленческой мысли (4-е тыс. до н.э. – V в.). | ||||||
1.3. | Управленческая мысль в эпоху феодализма, генезиса и становления капитализма (V-ХIХ вв.) | ||||||
1.4. | Зарождение и становление управленческой мысли в России (IX-XIX вв.). | ||||||
1.5. | Управленческая мысль в России XIX в. | ||||||
Рубежный контроль | |||||||
Раздел II. Современные отечественные и зарубежные концепции управления | |||||||
2.1. | Западные школы управления XX в. | ||||||
2.2. | Разработка научных основ управления в СССР | ||||||
2.3. | Современные концепции управления | ||||||
2.4. | Чтение и рецензирование научной литературы | ||||||
Рубежный контроль | |||||||
Подготовка к экзамену | |||||||
Итого 6 Зет | – |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Лекционный курс
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание |
Раздел I. Эволюция управленческой мысли | ||
1.1. | Проблемы историко-управленческих исследований | Система наук об управлении. Проблемы исследования истории наук. Специфические проблемы истории управленческой мысли. Основные течения управленческой мысли с 4-го тыс. до н.э. по XX в. |
1.2. | Истоки управленческой мысли (4-е тыс. до н.э. – V в.). | Истоки и источники управленческой мысли. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта и Передней Азии. Разработка проблем управления в Древнем Китае. Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии. Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим). Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете. |
1.3. | Управленческая мысль в эпоху феодализма, генезиса и становления капитализма (V-ХIХ вв.) | Истоки и источники управленческой мысли в V-XVII вв. Управленческая мысль в Византии. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии (V-XVI вв.) 4. Истоки и источники ИУМ в XVII-XIX вв. Идеи предпринимательства в Западной Европе. Классики политической экономии об управлении (XVII-XIX вв.). Р. Оуэн и социальная ответственность бизнеса. Ч. Бэббидж о специализации и разделении физического и умственного труда. Э. Юр о замещении труда капиталом. «Учение об управлении» Л. фон Штейна. |
1.4. | Зарождение и становление управленческой мысли в России (IX-XIX вв.). | Источники и истоки зарождения ИУМ в России. «Русская Правда». Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве. О методах управления частным хозяйством в «Домострое». Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в. Ю. Крижанич. А.Л. Ордин-Нащокин. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли. И.Т. Посошков. М.В. Ломоносов Екатерина II, другие русские императоры и российское предпринимательство. |
1.5. | Управленческая мысль в России XIX в | Основные направления ИУМ в России XIX в. Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли. Управленческие идеи революционных демократов и народников. Обсуждение вопросов управления производством на торгово-промышленных съездах. Учебные курсы по управлению в университетах России. Вклад государственных деятелей России в развитие идей управления |
2. | Раздел II. Современные отечественные и зарубежные концепции управления | |
2.1. | Западные школы управления XX в. | Школа научного менеджмента Ф. Тейлора. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона. Административная школа А. Файоля. Школа человеческих отношений. Эмпирическая школа или Наука управления. Школа социальных систем. Новая школа науки управления. Ситуационный подход в управлении. |
2.2. | Разработка научных основ управления в СССР | Становление советской управленческой мысли в 20-е годы XX в. Советская управленческая мысль в 30-50-е годы XX в. Г.Х. Попов о развитии советской управленческой мысли в 1960-е годы. Разработка проблем управления в 70-90-е годы. |
2.3. | Современные концепции управления | Мотивация как содержание и как процесс. Концепции лидерства: от лидерских качеств к обучению. Инструментальные концепции управления. Организационная культура: измерение и управление. |
Курс практических (семинарский) занятий
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание |
Раздел I. Эволюция управленческой мысли | ||
1.1. | Проблемы историко-управленческих исследований | Система наук об управлении. Проблемы исследования истории наук. Специфические проблемы истории управленческой мысли. Основные течения управленческой мысли с 4-го тыс. до н.э. по XX в. |
1.2. | Истоки управленческой мысли (4-е тыс. до н.э. – V в.). | Истоки и источники управленческой мысли. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта и Передней Азии. Разработка проблем управления в Древнем Китае. Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии. Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим). Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете. |
1.3. | Управленческая мысль в эпоху феодализма, генезиса и становления капитализма (V-ХIХ вв.) | Истоки и источники управленческой мысли в V-XVII вв. Управленческая мысль в Византии. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии (V-XVI вв.) 4. Истоки и источники ИУМ в XVII-XIX вв. Идеи предпринимательства в Западной Европе. Классики политической экономии об управлении (XVII-XIX вв.). Р. Оуэн и социальная ответственность бизнеса. Ч. Бэббидж о специализации и разделении физического и умственного труда. Э. Юр о замещении труда капиталом. «Учение об управлении» Л. фон Штейна. |
1.4. | Зарождение и становление управленческой мысли в России (IX-XIX вв.). | Источники и истоки зарождения ИУМ в России. «Русская Правда». Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве. О методах управления частным хозяйством в «Домострое». Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в. Ю. Крижанич. А.Л. Ордин-Нащокин. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли. И.Т. Посошков. М.В. Ломоносов Екатерина II, другие русские императоры и российское предпринимательство. |
1.5. | Управленческая мысль в России XIX в | Основные направления ИУМ в России XIX в. Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли. Управленческие идеи революционных демократов и народников. Обсуждение вопросов управления производством на торгово-промышленных съездах. Учебные курсы по управлению в университетах России. Вклад государственных деятелей России в развитие идей управления |
2. | Раздел II. Современные отечественные и зарубежные концепции управления | |
2.1. | Западные школы управления XX в. | Школа научного менеджмента Ф. Тейлора. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона. Административная школа А. Файоля. Школа человеческих отношений. Эмпирическая школа или Наука управления. Школа социальных систем. Новая школа науки управления. Ситуационный подход в управлении. |
2.2. | Разработка научных основ управления в СССР | Становление советской управленческой мысли в 20-е годы XX в. Советская управленческая мысль в 30-50-е годы XX в. Г.Х. Попов о развитии советской управленческой мысли в 1960-е годы. Разработка проблем управления в 70-90-е годы. |
2.3. | Современные концепции управления | Мотивация как содержание и как процесс. Концепции лидерства: от лидерских качеств к обучению. Инструментальные концепции управления. Организационная культура: измерение и управление. |
2.4. | Чтение и рецензирование научной литературы | Выбирается индивидуально одна книга из перечня |
Книги, рекомендуемые для конспектирования и рецензирования по курсу «История управленческой мысли»
1. Адизес, И.К. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / И.К. Адизес; под ред. П. Суворова; пер. Т. Гутман. - 7-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 264 с. - Библиогр.: с. 255-257. - ISBN 978-5-9614-4550-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279376 (20.05.2016).
2. Архангельский, Г. Время на отдых: для тех, кто много работает / Г. Архангельский; под ред. П. Суворова. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 185 с.: ил. - ISBN 978-5-9614-4340-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279092 (20.05.2016).
3. Архангельский, Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент: энциклопедия решений / Г.А. Архангельский; под ред. Н. Нарциссова. - 4-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - 163 с. - ISBN 978-5-9614-1380-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229830 (20.05.2016).
4. Архангельский, Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать / Г.А. Архангельский. - 21-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 260 с. - ISBN 978-500057-053-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435811 (20.05.2016).
5. Архангельский, Г.А. Формула времени: Тайм-менеджмент на Outlook 2013: практические рекомендации / Г.А. Архангельский. - 8-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 224 с. - ISBN 978-5-91657-924-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232113 (20.05.2016).
6. Бланк, С. Стартап: Настольная книга основателя [Электронный ресурс] / Стив Бланк, Боб Дорф; Пер. с англ. — М.: Альпина Паб лишер, 2013. — 616 с. - ISBN 978-5-9614-1983-2- Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=520444
7. Кетс де Врис, М. Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Врис; науч. ред. А. Куницын; пер. М. Шалунова. - 4-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - 276 с. - ISBN 978-5-9614-1483-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=254507 (20.05.2016).
8. Кови-мл., С. Скорость доверия: То, что меняет всё / С. Кови-мл., Р. Меррилл; пер. с англ. М. Ильин; пер. Р. Пискотина. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 425 с. - ISBN 978-5-9614-4439-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=81591 (20.05.2016).
9. Кови, С.Р. Восьмой навык: от эффективности к величию / С.Р. Кови; под ред. С. Анисимов, Н. Лауфер; пер. Ю. Сундстрем. - 5-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - 406 с. - ISBN 978-5-9614-2054-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229854 (20.05.2016).
10. Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности=The 7 habits of highly effective people. Restoring the Character Ethic / С.Р. Кови; под ред. Е. Харитонова; пер. О. Кириченко. - 10-е изд., доп. - М.: Альпина Паблишерз, 2015. - 396 с. - ISBN 978-5-9614-4873-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229853 (20.05.2016).
11. Трамп, Д.Д. Почему мы хотим, чтобы вы были богаты / Д.Д. Трамп, Р.Т. Кийосаки; пер. с англ. С.Э. Борич. - Минск: Попурри, 2014. - 298 с.: ил. - ISBN 978-985-15-2370-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430604 (20.05.2016).
12. Тайм-менеджмент: полный курс: учебное пособие / Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина, С. Бехтерев; под ред. Г.А. Архангельского, П. Суворова. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 312 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9614-1881-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229861 (20.05.2016).
13. Трамп, Д.Д. Дар Мидаса / Д.Д. Трамп, Р.Т. Кийосаки; пер. с англ. С.Э. Борич. - 2-е изд. - Минск: Попурри, 2013. - 232 с.: ил. - ISBN 978-985-15-1659-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430602 (20.05.2016).
Семинары
Тема 1. Проблемы историко-управленческих исследований
(4 часа)
1. Система наук об управлении.
2. Проблемы исследования истории наук.
3. Специфические проблемы истории управленческой мысли.
4. Основные течения управленческой мысли с 4-го тыс. до н.э. по XX в.
Вопросы для обсуждения:
1. Сформулируйте представление об управлении организацией в виде системы.
2. Каково современное представление системы научных основ управления?
3. В чем выражается и как проявляется взаимосвязь практики и науки управления?
4. В чем и как выражается взаимосвязь науки управления с управленческим консультированием и управленческим образованием?
5. Сформулируйте основные категории историко-управленческих наук – предмет, методы.
6. Охарактеризуйте важнейшие проблемы историко-научных исследований (ИНИ).
7. Каковы предметные области истории управленческой мысли (ИУМ)?
8. Сформулируйте специфические проблемы исследований по ИУМ.
9. В чем взаимосвязь ИУМ с другими историко-научными исследованиями?
10. Что означает «парадигмальный подход в ИУМ» в контексте управленческих революций?
11. Опишите гносеологический процесс ИУМ.
12. Сформулируйте источниковедческие проблемы в ИУМ.
13. Каковы роль и место ИУМ в решении актуальных проблем управления и в развитии общественной мысли?
14. Дайте характеристику историографии ИУМ.
15. Охарактеризуйте взаимосвязь и взаимообусловленность отношения «наука управления – обучение управлению». Проиллюстрируйте примерами.
16. Охарактеризуйте взаимосвязь и взаимообусловленность отношения «наука управления – управленческое консультирование». Проиллюстрируйте примерами.
17. Дайте краткую характеристику основных течений управленческой мысли как филиацию идей (4-е тыс. до н.э. — XX в.).
18. В чем методологические основы и каково содержание концепции управления в полицейском государстве? Назовите разработчиков концепции в разных странах.
19. В чем основные методологические основы и каково содержание концепции управления в правовом государстве? Назовите разработчиков концепции в разных странах.
20. В чем основные методологические основы и каково содержание концепции управления в культурном государстве? Назовите разработчиков концепции в разных странах.
21. Назовите главные научные школы и теории управления XX в., их содержание и основных разработчиков.
Основная литература:
1. Кравченко А.И. История менеджмента. Издание 8-е. – М.: Академический проект, 2009. – 560 с.
2. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 736 с.
Дополнительная литература:
1. Всеобщая история менеджмента: Учебное пособие / И.И. Мазур, А.Г. Поршнев, В.Д. Шапиро, Э.М. Коротков, Н.Г. Ольдерогге / Под общей редакцией проф. И.И. Мазура. – М.: ЕЛИМА, 2007. – 784 с.
2. История управленческой мысли / Под ред. Н. Овчинниковой. – М.: РГГУ, 2013. – 688 с.
3. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера; Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 1168 с.
Тема 2. Истоки управленческой мысли (4-е тыс. до н.э. —V в.).
1. Истоки и источники управленческой мысли.
2. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта и Передней Азии.
3. Разработка проблем управления в Древнем Китае.
4. Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии.
5. Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим).
6. Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете.
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте характеристику истоков научных представлений об управлении по памятникам письменности древних государств (4 тыс. до н.э. и позже).
2. Охарактеризуйте идеи об управлении общественными работами в древнеегипетских царствах и причины их возникновения.
3. В чем основная миссия и смысл идей об управлении древними полисами?
4. В чем причина разработки первой Табели о рангах в управлении персоналом и каково ее содержание?
5. Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деятелей Древней Греции: сходство и различия.
6. Раскройте содержание основных управленческих идей в трактатах мыслителей и деятелей Древнего Рима. Каковы их сходство и различия?
7. Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деятелей Древней Индии; сходство и различия.
8. Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деятелей Древнего Китая: сходство и различия.
9. В чем проявлялся космополитизм управленческой мысли в эпоху древних цивилизаций?
Тема 3. Управленческая мысль в эпоху феодализма, генезиса и становления капитализма (V-ХIХ вв.)
1. Истоки и источники управленческой мысли в V-XVII вв.
2. Управленческая мысль в Византии.
3. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии (V-XVI вв.)
4. Истоки и источники ИУМ в XVII-XIX вв.
5. Идеи предпринимательства в Западной Европе.
6. Классики политической экономии об управлении (XVII-XIX вв.).
7. Р. Оуэн и социальная ответственность бизнеса.
8. Ч. Бэббидж о специализации и разделении физического и умственного труда.
9. Э. Юр о замещении труда капиталом.
10. «Учение об управлении» Л. фон Штейна.
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте краткую характеристику основных идей управления хозяйством по работам мыслителей и деятелей эпохи феодализма в странах Западной Европы (V—XVIII вв.).
2. Приведите краткую характеристику основных идей управления хозяйством по работам мыслителей и реформаторов в странах феодального Востока.
3. В чем заключались особенности управленческой мысли в Византии?
4. Кратко опишите системы управления хозяйством в утопических государствах Т. Кампанеллы и Ф. Бэкона.
5. В чем основные идеи управления хозяйством в полицейских государствах по трактатам Де ла Мара, Г. Юсти и И. Зонненфельса?
6. В чем и как отражались управленческие идеи в учебных программах первых коммерческих училищ и камеральных разрядов университетов Европы?
7. Какова заслуга А. Смита в развитии управленческой мысли?
8. Каковы основные идеи управления Р. Оуэна?
9. Раскройте значение экспериментов Ч. Бэббиджа в становлении научного менеджмента.
10. В чем заслуга Э. Юра в ИУМ?
11. Раскройте кратко содержание «Учения об управлении» Л. фон Штейна.
12. Какие причины и факторы способствовали открытию первых школ делового администрирования и программ подготовки менеджеров в конце XIX в.?
Видео:
1. «Иеротопия и византийское наследие», встреча с Алексеем ЛидовымОпубликовано: 26 февр. 2014 г.https://www.youtube.com/watch?v=xRpEr_HuouE
В программе Катехон-ТВ - Алексей Михайлович Лидов, византолог, историк и теоретик искусства, академик Российской Академии художеств, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ, директор Научного Центра восточно-христианской культуры
2. Заседание РЭОШ от 18.06.2015 Сообщение «Византия» Грацианский Михаил Вячеславович Часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=VJOQbs4E57U
Часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=RiooyUeC2cM&feature=youtu.be
Тема 4. Зарождение и становление управленческой мысли в России
(IX-XIX вв.).
Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен, движим и руководствован любовию к Отечеству. Он должен любовью к Отечеству жить, вливать ее в своих подчиненных и быть примером в ней всему государству.
Гавриил Державин
1. Источники и истоки зарождения ИУМ в России.
2. «Русская Правда».
3. Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве.
4. О методах управления частным хозяйством в «Домострое».
5. Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в.
6. Управленские идеи Ю. Крижанича.
7. Управленческие идеи А.Л. Ордина-Нащокина.
8. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли.
9. Управленческие идеи И.Т. Посошкова.
10. Управленческая деятельность и управленческие идеи В. Ломоносова
11. Управленческий опыт и управленческие идеи Екатерины II.
12. Актуальные управленческие идеи и управленческий опыт Г.Р. Державина
Основная литература:
1. Кравченко А.И. История менеджмента. Издание 8-е. – М.: Академический проект, 2009. – 560 с.
2. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 736 с.
Дополнительная литература:
1. Всеобщая история менеджмента: Учебное пособие / И.И. Мазур, А.Г. Поршнев, В.Д. Шапиро, Э.М. Коротков, Н.Г. Ольдерогге / Под общей редакцией проф. И.И. Мазура. – М.: ЕЛИМА, 2007. – 784 с.
2. История управленческой мысли / Под ред. Н. Овчинниковой. – М.: РГГУ, 2013. – 688 с.
Написать статью на тему: «Актуальные управленческие идеи и управленский опыт Г.Р. Державина».
Источники:
1. Замостьянов Арсений Гаврила Державин. – М: Молодая гвардия. – 2013. – 478 с.
2. Замостьянов А. Он подарил нам слово «Родина» (Г.Р. Державин) / А. Замостьянов // Свободная мысль. – 2012. – №11/12. – С. 123-128. https://svom.info/entry/297-podaril-nam-slovo-rodina/
3. Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина https://homlib.com/deravin-gr/zapiski-iz-izvestnyh-vsem-proisshestviev-deravin-g-r
4. Державин Г.Р. Сочинения. Составление, биографический очерк и комментарии И. И. Подольской Иллюстрации и оформление Е. Е. Мухановой и Л. И. Волчека. – М.: Правда, 1985 https://az.lib.ru/d/derzhawin_g_r/text_0060-1.shtml
5. Видео: Заседание Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова от 23 января 2015 года. Доклад А.А. Замастьянова о Гаврииле Романовиче Державине https://reosh.ru/video/zasedanie-russkogo-ekonomicheskogo-obshhestva-im-s-f-sharapova-ot-23-yanvarya-2015-goda-doklad-a-a-zamastyanova-o-gavriile-romanoviche-derzhavine