Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Вид учебных занятий Организация деятельности обучающегося Вид




 

Вид учебных занятий Организация деятельности обучающегося
Вид учебных занятий Организация деятельности обучающегося
Лекция Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции: · обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине; · учить умению аргументированно излагать научный материал; · формировать профессиональный кругозор и общую культуру; · отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания; · оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства. Функции лекции: · информационная (изложение системы знаний); · мотивационная (формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации обучающегося); · ориентировочная (обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала); · воспитательная (формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления обучающихся). К типичным структурным элементам лекции относятся вступление, основная часть, заключение. Вступление – часть лекции, цель которой – заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят: · формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции; · изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции; · характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы обучающихся; · ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук. Основная часть – изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Она включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений и определяется видом лекции. Заключение – подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции, ответы на вопросы слушателей.
Практические занятия (семинары) Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучений определенного раздела предусмотренных учебно-тематическим планом проблем (тем) дисциплины. Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе. Особенность семинарского занятия – возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов. Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей, читающих лекции, и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемой научной проблемы. По своему назначению семинарское занятие, в процессе которого обсуждается та или иная научная проблема, способствует: · углубленному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний; · отработке методологии и методических приемов познания; · выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов; · приобретению навыков использования научных знаний в практической деятельности; · выработке умения кратко, аргументированно и ясно излагать обсуждаемые вопросы; · осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения. Семинарское занятие представляет собой обсуждение, дискуссию в пределах обсуждаемой проблемы. Обсуждение должно носить творческий характер с четкой и убедительной аргументацией. Дискуссия помогает участникам семинара приобрести более совершенные знания, проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов. По своей структуре семинар начинается со вступительного слова преподавателя, в котором кратко излагаются место и значение обсуждаемой темы в данной дисциплине, напоминаются порядок и направления ее обсуждения, конкретизируется ранее известный обучающимся план проведения занятия. После этого начинается процесс обсуждения вопросов обучающимися. Завершается занятие заключительным словом преподавателя. Учитывая непродолжительное время, отводимое учебным планом на проведение семинаров (1 час 30 минут – 2 акад. часа), следует определять длительность вступительного и заключительного слова преподавателя. Проведение семинарских занятий в рамках учебной группы (до 15 человек) позволяет обеспечить активное участие в обсуждении проблемы всех присутствующих. Задача преподавателя – не обойти вниманием пассивных участников семинара, вовлекая их в ход обсуждения дополнительными вопросами, помогающими раскрыть содержание обсуждаемой темы. По ходу обсуждения темы преподаватель может напомнить, что изучение теории должно быть связано с определением (выработкой) средств, путей применения теоретических положений в практической деятельности, например, при выполнении функций государственного служащего. В то же время важно не свести обсуждение научной проблемы только к пересказу случаев из практики работы, к критике имеющих место недостатков. Преподаватель не должен допускать выступления «общего порядка», не связанные с обсуждаемой на семинаре темой. Эти действия преподавателя имеют важное значение: учат дисциплине ума, умению выступать по существу, мыслить логически, выделяя главное, критически оценивая предыдущие выступления участников семинара. В процессе проведения семинара преподаватель и обучающиеся могут использовать разнообразные по своей форме и характеру пособия (от доски с мелом до самых современных технических средств), демонстрируя фактический, в том числе статистический, материал, убедительно подтверждающий теоретические выводы и положения. Как показывает практика, весьма эффективным способом овладения материалом служит использование на семинаре таких форм обучения, как решение задач, анализ статистического материала, рассмотрение разного рода ситуаций. Заключительное слово преподавателя зависит от уровня проведения семинара, подготовленности и активности его участников. Оно может быть фрагментарным, указывающим на слабо усвоенные стороны обсуждаемой проблемы, или логически кратко воспроизводящим все важнейшие вопросы темы. Последнее следует использовать в том случае, если у преподавателя сложится впечатление, что обучающиеся не представляют отдельные разделы темы как взаимосвязанные составные части единой проблемы. Важно отметить, по результатам работы семинара, что хорошо усвоено, а над чем следует дополнительно поработать. В целях эффективности семинарских занятий необходима обстоятельная подготовка к их проведению как со стороны кафедры и преподавателей, так и обучающихся. Кафедра в начале семестра (учебного года) должна обеспечить обучающихся методическими материалами для своевременной подготовки их к активным формам занятий, в том числе и к семинарам. Во время лекций, связанных с темой семинарского занятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что необходимо дополнительно изучить при подготовке к семинару (новые официальные документы, статьи в периодических журналах, вновь вышедшие монографии и т. д.). Эффективность семинарского занятия зависит также и от умения преподавателя обеспечить логическое развитие обсуждения проблемы, вовлечения всех обучающихся в процесс активного обсуждения темы. При этом многое зависит от учета преподавателем состава участников семинара, уровня их подготовки в области данной науки, их интересов. Решающим условием результативности семинара является самостоятельная работа обучающихся, полнота их подготовки к занятию, степень изучения не только лекционного материала, но и рекомендованной учебной и научной литературы.
Контрольная работа / индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Контрольная работа Эссе Требования к эссе: Эссе – это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Они должны содержать: - введение, содержащее постановку проблемы; - основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы); - краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме; - список использованной литературы (указывается толькота литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника). Объем эссе должен составлять примерно 3-5 страниц (до 2 тыс. слов), печатного текста (шрифт Times, размер 12, один интервал). Включение в эссе материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.   Эссе оценивается по следующим критериям: - самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы; - соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения; - способность сформулировать проблему; - уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения; - четкость и содержательность выводов.
Чтение и рецензирование науч. литературы Конспект книги, изложение мнения автора(ов) и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы.
Написание научной статьи Требования к содержанию статьи (название раздела пишется на языке статьи). – Введение (Introduction); – Материалы и методы (Materials and Methods); – Результаты (Results); – Обсуждение и заключения (Discussion and Conclusions); – Библиографический список (References).   Классификация статей (журнала «Альма-матер»). Научно-теоретическая статья — это статья, которую отличает четкая тематическая направленность, глубокий анализ и основательная научная проработка материала; широта теоретических и практических обобщений значительных явлений, событий; аргументированность выводов и предложений, а также оперативность, актуальность, информационная новизна. Проблемная научная статья — это статья, в которой излагаются и защищаются с использованием теоретических доказательств различные точки зрения на проблему, подходы к ней и методы ее решения, обосновываются концепции. Строится она по правилам логики научного исследования. Проблемная статья может иметь дискуссионный характер. В этом случае она строится на сочетании критических или даже отрицательных доводов по отношению к каким-либо взглядам (где-либо изложенным или кем-либо высказанным) с утверждениями или обоснованиями иной точки зрения на предмет обсуждения. В этом смысле дискуссионная статья может сближаться с теоретическим исследованием.   Программно-аналитические статьи — статьи, которые содержат анализ и оценку развития и состояния науки и образования, решают стратегические задачи. Важно, чтобы статьи, ориентирующие в главных направлениях развития науки и образования, определяли организационные меры, указывали оптимальные пути решения актуальных проблем.   Темы: 1. Биологические основы экономического поведения. 2. Методы формирования общественного сознания с помощью СМИ. 3. Негативные последствия воздействия социальных страхов сотрудников в период реорганизации организации. 4. Социальные страхи и их использование специалистами по управлению персоналом для регуляции поведения сотрудников. 5. Феномен прокрастинации и особенности его проявления среди педагогов. 6. Современные технологии стимулирования притока абитуриентов в высшие учебные заведения. 7. Управление личной карьерой в процессе обучения в университете. 8. Влияние особенностей внешнего вида сотрудника на процесс трудоустройства, оплату труда и карьерный рост. 9. Эффективные способы организационных изменений в процессе внедрения инноваций в вузе.
Подготовка к экзамену При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: