Алфавитный указатель авторов книг




ПРЕДИСЛОВИЕ

«Любовь к родной стране

Начинается с любви к природе».

К. Паустовский

Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен в России Годом экологии.

Проведение тематического года направлено на достижение целей и задач «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы.

Ключевые темы этого года – внедрение новой системы управления отходами, внедрение наилучших доступных технологий, защита Байкальской природной территории, сохранение водных и лесных ресурсов, развитие заповедной системы и сохранение биоразнообразия.

В. Путин: «Участвовать в деле сохранения лесов и борьбе за экологию должны не только власти, но и представители общественности. Я уверен, что мы должны объединять наши усилия с экологическими организациями, людьми, которые занимаются этой проблемой».

Каждый человек должен внести свой посильный вклад в общее дело. Ведь экологические проблемы отдельного региона невозможно решить самостоятельно, только общими усилиями эти беды можно сдвинуть с мёртвой точки.

В рамках ежегодного районного смотра-конкурса «Библиотека – открытый мир идей», посвящённого Году экологии в Российской Федерации, отдел обслуживания читателей ЦБ МУК «Воскресенская межпоселенческая библиотека» подготовил рекомендательный указатель литературы «Твой след на Земле» (тема экологии в художественной литературе).

Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. Проблемы взаимодействия природы и общества волнуют не только учёных, но и писателей. Об этом говорили многие авторы прошлых веков и современности.

Ценность природы не исчерпывается богатством её ресурсов, она является частью понятия «Родина». В своих произведениях писатели обращаются прежде всего к каждому из нас. Современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателе чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна.

Писатели учат людей задумываться над тем, что же они творят с природой?! Слишком много в последние годы случается аварий и катастроф, чтобы не прислушаться к их мудрому голосу.

Невозможно перечислить всех авторов, для которых природа играла не последнюю роль. Ей посвятили свои произведения многие писатели: А. Чехов, Б. Васильев, В. Астафьев, В. Распутин, Ч. Айтматов, С. Алексеев и другие.

Библиографическое пособие составлено на основе фонда Центральной районной библиотеки. В него включены книги, выявленные с помощью каталогов, картотек, прикнижной библиографии.

Внутри указателя материал расположен в алфавитном порядке авторов произведений.

Издание носит рекомендательный характер и предназначено для широкого круга читателей: библиотечных работников, учителей, студентов и школьников, а также тех, кто интересуется вопросами экологии, бережного отношения к природе.

Данное пособие поможет вам в учёбе, при написании рефератов, в выборе книг для самостоятельного чтения, для подготовки бесед, библиографических обзоров литературы, организации книжных выставок и других мероприятий.

В конце издания дан алфавитный указатель авторов книг.

С литературой можно ознакомиться в отделе обслуживания читателей Центральной районной библиотеки по адресу: г. Воскресенск, ул. Пионерская, д.7.

Телефон: 44-2-34-29.

Твой след на Земле

(тема экологии в художественной литературе)

«Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается – а иногда и уродуется – человеком».

Ю. Нагибин

А йтматов, Ч.Т. Белый пароход [Текст]: повесть / Ч.Т. Айтматов. – М.: Сов. писатель, 1980. – 159 с.

Чингиз Айтматов шёл своим путем к новому мышлению, ранее многих других обратившись к проблемам, касающимся человечества в целом и среды его обитания. В его произведениях смыкаются темы природы, цивилизации и совести, нравственного развития человека.

Нравственной мерой личности Айтматов считает заботу о мире – и это как ничто согласуется с современной проблемой экологии нравственности человека.

Причудливо сплетаются в ранней повести Айтматова «Белый пароход» сказка и быль, и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные человеческие поступки.

Легенда о Рогатой матери – оленихе, некогда вскормившей племя киргизов, осознается мальчиком как действительность, а действительность переходит в сказку, сочинённую им самим – сказку о Белом пароходе. Вера мальчика в реальность сказки подтверждается приходом на лесной кордон белых маралов.

Мальчик знает из легенды, что люди и маралы дети одной матери – Рогатой оленихи, и потому рука человека не может подняться на своих младших братьев.

Но в действительности происходит то же, что и в легенде: люди убивают маралов.

Наблюдая жестокую картину раздела мяса, мальчик не может поверить, что делят мясо маралицы, «той самой, что вчера ещё была Рогатой Матерью-оленихой, что вчера ещё смотрела на него с того берега добрым и пристальным взглядом, той самой, с которой он мысленно разговаривал и которую он заклинал принести на рогах волшебную колыбель с колокольчиком. Всё это вдруг превратилось в бесформенную кучу мяса, ободранную шкуру, отсечённые ноги и выброшенную вон голову».

Особенно страшно то, что убивает оленя самый добрый и мудрый из всех людей, окружающих мальчика, дед Момун, который и рассказал ему легенду о Рогатой матери-оленихе.

Убийство марала оборвало легенду, оборвало оно и жизнь мальчика, он бросился в реку, чтобы превратиться в рыбу и навсегда уплыть от злых людей...

Природа мстит человеку, над людьми тяготеет рок злосчастия, потому что они нарушили закон единства человека с природой. И гибель ребенка – это символический тупик человеческого рода, возмездие за его неправедный путь.

О глубинном смысле легенды о Рогатой матери - оленихе и её значении для раскрытия авторского замысла сам Ч. Айтматов писал следующее: «... проблемы, поставленные в древней притче о Матери-оленихе, не утратили своего нравственного смысла и в наши дни. Извечная, неустанная устремлённость человека к добру, к разумному господству над природой нашла в легенде не просто беспристрастное отражение, но и своё критическое осмысление. Критерий гуманности здесь – отношение человека к природе. И отсюда закономерно вытекает проблема нравственности – проблема совести как одной из важнейших функций сознания, как одного из качеств, отличающих человека от всего остального в мире».

Айтматов, Ч. Т. Буранный полустанок [Текст]: роман / Ч.Т. Айтматов. – М.: Мол. гвардия, 1981. – 303 с.

Роман «Буранный полустанок» - одна из вершин творчества Чингиза Айтматова. Значимость и актуальность этого произведения могут быть по-новому оценены сейчас, в водовороте новых событий.

Сложный организм романа несёт много мыслей, метафор. Можно условно выделить две главные: первая из них – об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая – о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

Легенда о пастухе-манкурте становится эмоциональным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придаёт скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность.

Айтматов пишет, что гуманизация – залог эволюции мира, его процветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют восторженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля – и мир будет уничтожен.

Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт -свою мать.

Без деклараций и громких слов проводит Айтматов идею взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы: стоит вспомнить потрясающую сцену запуска ракет-роботов, когда человека, верблюда и собаку охватывает единое чувство смятения и ужаса – живого перед неживым.

Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и животных. Одухотворенными «по-толстовски» и «по-толстовски» реалистично живут в романе не только люди, но и растения и животные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун-белохвост и верный Едигею пёс Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он почти очеловечен.

Критики писали, что по силе изображения Каранар может быть поставлен в ряд с толстовским Холстомером или бунинским Чангом.

Айтматов, Ч. Т. Плаха [Текст]: роман / Ч.Т. Айтматов. – М.: АСТ:Астрель, 2010. – 350 с.

Роман «Плаха» утверждался в современной литературе в атмосфере полемических страстей, вызвал широкую волну читательских и критических отзывов.

В «Плахе» поднята не просто сама по себе проблема наркомании, алкоголизма, писателя прежде всего волнует внутреннее, духовное состояние человека, проблема будущего молодого поколения, его нравственной основы. В романе Айтматов первый объективно и даже с симпатией написал о верующем молодом советском человеке.

Ничто высокое, человечное не даётся просто так, за всё надо платить – порой, очень дорогой ценой. В жизни всё больше становится гонцов – за анашой, за деньгами, за карьерой, славой, властью. За человеческими жизнями. И существует ли такая молитва, которая сможет остановить эту гонку? И кто её сложит в мире, где волки – лучшие из людей?

Историю семейства волков критики всегда рассматривали как экологическую составляющую романа.

В «Плахе» образ волков трактуется нетрадиционно. Это не антипод человека, внушающий страх, а естественное и необходимое звено в вечной круговороте жизни и смерти. Охотиться на живых существ волкам предназначено природой, но они не жестоки. Так откуда вражда? В чём роковая ошибка? И так ли неотвратим ход событий? Ответы на эти вопросы следует искать сфере человеческих отношений, нравственно-философской, социальной линиях романа.

«Плаха» - это новое знание, выработанное для того, чтобы помочь современному человечеству понять прежде всего себя, дать себе отчёт в своих плюсах и минусах. Самое главное – осознать грозящую опасность не только и не столько от ядерной катастрофы, сколько от самой духовной деградации человечества. Жизнь с духовным потенциалом, близким к нулю, страшнее мистического конца света.

Проблема единства природы и человечества воплощена в романе сильно и выразительно.

До сих пор мы считали основой нашей деятельности заботу об улучшении человеческого существования. И постепенно привыкли увязывать всё содержание понятия «гуманность» с лозунгом: «Всё для человека и всё во имя человека». Этот лозунг привёл к линии «господства человека над природой», и мир ополчился на человека – своими ливнями и засухами, градобитиями и вулканами, неурожаями и пожарами. Человек, уже бессильный перед миром и перед самим собой, бросился на своего сородича.

Трагедия Бостона – это не только трагедия его семьи. На этом примере Айтматов высказывает более глубокую мысль: зло, совершенное здесь и сейчас, может обернуться трагедией совсем в другом месте, необдуманное вмешательство в жизнь природы не сегодня, так завтра обернётся тупиком для всего человечества.

Поэтому забота обо всём окружающем – веление времени, всё, созданное природой, имеет право на жизнь. Само улучшение человеческого бытия усматривается Айтматовым в рациональном отношении к природе, в самоотчёте человека перед самими собой и людьми. Историей дано человеку быть разумным и отвечать за всю вселенную. Он сам – бог, творец истории, и должен позаботиться о данном ему мире природы.

Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке, и, может быть, следующая очередь – его самого.

Астафьев, В.П. Царь-рыба [Текст]: повествование в рассказах / В. П. Астафьев. – М.: Современник, 1984. – 384 с.

В 1975 году В.П. Астафьев пишет книгу «Царь-рыба». Отправной точкой этого «повествования в рассказах» явились его ежегодные поездки по разным местам – в Сибирь, на Енисей. «…Я писал о том, что для меня было личным, кровным, а оказалось, мою тревогу, мою боль разделяют многие», - говорил впоследствии Астафьев. Река Енисей становится в повести символом вечного течения бытия, а кощунственное отношение к Енисею выступает в книге как угроза жизни.

Смысловым стержнем книги является рассказ «Царь-рыба», что выражено самим заглавием произведения Астафьева. Рассказ приобретает черты притчи, ситуация возвышается до обобщённо-символического звучания. Чушанский браконьер Игнатьич студёной осенней ночью проверял самоловы и вдруг на одном конце обнаружил небывалого по величине осетра. После долгой борьбы Игнатьич подводит осетра к борту, и вот, когда он пытается перекинуть рыбину в лодку, осётр сбивает ловца, увлекает за собой в воду. С этого момента ситуация перерастает конкретный случай. В воде обезумевшая от боли рыба вдруг приближается к Игнатьичу, жмётся к человеку «толстым и нежным брюхом». Что-то женское было в этой «бережности сохранить в себе зародившуюся жизнь». Осётр обращается легендарной царь-рыбой, о которой в молодости рассказывал Игнатьичу дед. Вспоминаются его слова, как оказалось теперь, пророческие: «А если у вас, робяты, за душой что есть, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царь-рыбой».

Образ царь-рыбы становится живым воплощением самой природы, которая «тоже женского рода», тем более что в данной ситуации не только она, царь-рыба, зависит от человека, но, волею судьбы, и человек попадает в её полную власть, ожидая возмездия за свою вину.

Как символ судьбы, воздающей каждому в конце концов «по делам его», незримо присутствует царь-рыба во многих рассказах и повествованиях Астафьева: по вине пьяного шофёра гибнет любимая дочь чушанского браконьера Тая; сам Игнатьич – человек практического, жёсткого рассудка, на пороге смерти думает о загубленной им жизни Глахи Куклиной, над которой надругался в молодости. Они, каждый день хищнически уничтожающие природу, сами оказываются беззащитными и одинокими перед лицом её, и в этом истинная справедливость законов жизни. Астафьев создаёт своеобразный «отрицательный мир». Это браконьеры (слово, вырастающее до ёмкости символического понятия). Кто они такие? Это сельские рыбаки и охотники, контрабандно вылавливающие рыбу и жгущие леса, это и просто «вооружённые до зубов» любители острых ощущений. Общее во всех то, что они «чужие»: чужие по отношению к нравственным нормам народа. Это-то и вызывает тревогу писателя: если и дальше так будет, «от таких деятелей детям голая земля останется».

Астафьев, В.П. Рассказы [Текст] / В.П. Астафьев. – М.: Сов. Россия, 1984.- 577 с.

В. Астафьев не выступает против цивилизации, но настойчиво твердит о том, что человеческая жизнь должна быть ограничена и разумна. Но если человек забывает об этом, если потерялась связь между ним и природой, то результат может быть очень плачевный. Вот как это показывает писатель в рассказе «Людочка».

«С годами в канаве приползло и разрослось, как ему хотелось, всякое дурнолесье и дурнотравье: бузина, малинник, тальник, волчатник, одичалый смородник, не рожавший ягод, и всюду развесистая полынь, жизнерадостные лопухи и колючки».

В этом рассказе Астафьев поднимает многие проблемы, в том числе и экологические. В городским парке люди выкопали канаву и проложили по ней трубу, а вот закопать забыли. «Чёрная с кривыми коленами, будто растоптанная скотом уж, лежала труба в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой. Деревья над канавой заболели, сникли… Всегда тут, в парке, стояла вонь…».

Сама среда обитания стала враждебной человеку. Тяжело Людочке, приехавшей из деревни в город, с её чистой душой, приспособиться к окружающей жизни, привыкнуть к городской действительности. Астафьев, повествуя о судьбе Людочки, говорит не только об экологии природы, но и об экологии души.

Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой [Текст]: рассказы / В.П. Астафьев.-М.: Дет. лит., 1984. – 208 с.: ил.

Почти все рассказы данной книги – о Сибири: прекрасной реке Енисее, о тайге, где живут ловкие, смелые ребята, умеющие переплыть стремительные реки, стрелять из двустволки, выбираться из непроходимой лесной чащи, ловить рыбу. А забавы и приключения у них такие, что дух захватывает… С любовью рассказывает автор также о лесных обитателях – коростеле, капалухе, кунице и других.

Рассказы Астафьева «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Гуси в полынье», «Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Зорькина песня» - о бережном отношении к животным и природе. Они призывают к состраданию «братьям нашим меньшим», бережному отношению ко всему живому, учат любить огромный и прекрасный мир природы, чтобы сохранить его для потомков. Природа платит человеку добром за добро и наказывает за причинённое зло.

Астафьев, В.П. Последний поклон [Текст]: повесть в рассказах. – М.: Дет. лит., 1989. – 349 с. – (Б-ка юношества).

«Последний поклон» В. Астафьева – масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. Автор описывает жизнь своего народа на протяжении 30-90-х годов XX века. Повествуя о деревенской жизни в трудные 30-40-е, Астафьев передает исповедь этого поколения.

В повестях и рассказах – благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни. Начальные главы «Последнего поклона» лиричны, с мягким юмором и лёгкой иронией, тогда как последующие, направленные против разрушения национальных основ жизни, обличительны и полны горечи.

В. Астафьев утверждает, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель подчеркивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произведение «Последний поклон» несёт в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесёт много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

Бахревский, В. А. Легенды родного края [Текст]: в 2 т. Т.1 / В.А. Бахревский. – Москва: Подмосковье, 2015. - 304 с.: цв. ил.

Бахревский, В. А. Легенды родного края [Текст]: в 2 т. Т.2 / В.А. Бахревский. – Москва: Подмосковье, 2015. - 304 с.: цв. ил.

Двухтомник известного современного писателя Владислава Бахревского «Легенды родного края» – это поэтический сказ о русской природе, мастерски переплетающийся с миром народных поверий и сказаний, описанием языческих обрядов и православных праздников.

Завораживает красота и богатство русского языка, всеми нюансами которого в совершенстве владеет автор. И пословицы, и поговорки, и поэтическое описание картин подмосковной природы – всё служит одной задаче: в деталях представить красоту родного края, его богатое историческое прошлое.

«Легенды родного края» - это книга-напутствие, своего рода наказ молодому поколению хранить свой язык, традиции, историю, беречь родную природу.

 

Васильев, Б. Л. Не стреляйте в белых лебедей [Текст]: роман / Б.Л. Васильев. – Л.: Лениздат, 1981. – 168 с.: ил. - (Школьная библиотека).

Главный герой романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин беспредельно любит природу, всё то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живёт смирно, по законам сердца и совести, а всегда виноватым оказывается. Причина этому в том, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Только Полушкин и его сын Колька могли «собак самых злющих в два слова утихомирить». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, и единственное, что ему хотелось, так это зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям». Но люди не понимали его и считали не приспособленным к жизни, а Егор призывал беречь и уважать родную землю. «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он её, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык покорять её. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь её. Роман Б.Васильева утверждает непобедимость добра, необходимость сострадания и любви ко всему живому на земле.

 

Вознесенская, Ю.Н. Звезда Чернобыль [Текст]: роман / Ю. Н. Вознесенская. – Москва: Лепта Книга: Вече: Грифъ, 2015. – 256 с.

«И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»...» - говорится в Апокалипсисе. В 1986 году многие вспомнили, что у неприметной душистой травы наших полей - полыни - есть и другое имя: чернобыль… Пронзительный роман знаменитой православной писательницы Юлии Вознесенской «Звезда Чернобыль» рассказывает о судьбах трёх сестёр, чьи жизни перечеркнула Чернобыльская катастрофа и о любви, которая побеждает страх, смерть и даёт надежду на будущее. Произведение издаётся в России впервые. Написанный в лучших традициях реалистической русской литературы, роман включает в себя и документальный материал, взятый автором из советских газет, сообщений по радио и телевизионных передач, поэтому ценен не только как художественное произведение, но и как историческое свидетельство.

Глуховский, Д. А. Метро 2033 [Текст]: фантастический роман / Д. А. Глуховский. – М.: Популярная литература, 2007. – 400 с.

2033 год. Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью уничтожено. Москва превратилась в город-призрак, отравленный радиацией и населённый чудовищами. Немногие выжившие люди прячутся в московском метро – самом большом противоатомном бомбоубежище на земле. Его станции превратились в города-государства, а в туннелях царит тьма и обитает ужас. Артему, жителю ВДНХ, предстоит пройти через всё метро, чтобы спасти от страшной опасности свою станцию, а может быть и всё человечество.

Залыгин, С. П. На Большую землю [Текст]: роман, повесть, рассказы / С.П. Залыгин. – М.: Мол. гвардия, 1985. - 495 с.: ил. - (Б-ка юношества).

В книгу писателя, лауреата Государственной премии СССР, вошли роман «Тропы Алтая», повесть «Наши лошади» и рассказы «На Большую Землю», «Пик половодья» и «Санный путь». Роман посвящён исследователям Горного Алтая – чудесного края на юге Западной Сибири, наделённого самыми разнообразными природными богатствами. Два поколения учёных составляют «Карту растительных ресурсов» Алтая летом 1960 года. И хотя действие романа ограничивается несколькими месяцами, перед нами возникают непростые судьбы и биографии героев на протяжении почти всей их жизни. Человек и природа, человек – покоритель природы – вот основная идея романа, насыщенного острыми конфликтами, научными и философскими спорами.

 

Леонов, Л.М. Русский лес [Текст]: роман. – М.: Сов. писатель, 1991. – 535 с.

Роман «Русский лес» – многоплановое произведение, необычайно ёмкое по глубине поставленных проблем. Автор выступает и как художник, и как философ, и как выдающийся учёный в области науки о лесе.

Разрабатывая основную тему романа, Л. Леонов проделал огромную работу: подробно изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и современные дискуссии на эту тему. Однако смысл произведения не исчерпывается идеей постоянного лесопользования, на страницах романа автор поднимал множество проблем: этические, нравственные, научные, экономические, философские. Центральный конфликт романа – спор двух учёных-лесоводов Ивана Вихрова и Александра Грацианского. Вихров призывал соотносить процент вырубки лесов с их приростом, Грацианский, прикрываясь лозунгами о плановом производстве, выступал за бесконтрольность в лесных делах.

В 1957 году Леонид Леонов стал первым лауреатом восстановленной Ленинской премии за роман «Русский лес».

 

Распутин В.Г. Последний срок; Прощание с Матёрой; Пожар [Текст]: повести. – М.: Современник, 1991. – 397 с.: ил.

« Прощание с Матёрой» одно из вершинных произведений В. Распутина, насыщенное острыми проблемами.

Эта повесть – проникновенное, печальное слово памяти по уходящей под воду сибирской деревне. Остров, где она стоит, должен быть затоплен: рядом строят плотину для электростанции. Жителей переселяют в новый посёлок. Пора прощаний и надежд, итогов и планов на будущее, ломка сложившегося и зарождения неизведанного. Особенно трудно переезжать старикам – слишком многое связано у них с Матёрой. Всю жизнь прожила на острове старуха Дарья, чьими глазами мы видим события. Видим, как горят дома и леса, покидают деревню люди. Для всех жителей Матёра как родная мать. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый посёлок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни – крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. В финале повести на острове остаётся только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мёртвой пустоте, завершает повествование.

Эта повесть заставляет нас увидеть и полюбить российскую глубинку, из которой все мы вышли. Распутин с особой остротой понимает, к чему могут привести наша, равнодушие, безверие, утрата родовых корней. Эта книга о почтительном отношении к предкам, о «малой» и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живёшь.

 

Распутин, В.Г. Пожар [Текст]: повести. – М.: Сов. писатель, 1990. – 236 с.: ил.

В 1985 году вышла повесть Распутина «Пожар»,которую можно воспринимать как продолжение «Прощания с Матёрой».

Что стало с такими людьми, которые обречены прожить остаток своей жизни в любом уголке страны, но только не на родине, мы можем увидеть на примере повести «Пожар». Название повести символично. Пожар – это своеобразный итог общего неблагополучия – горят старые беспорядки, горят души честных тружеников, кому дорога родная земля, горит почва под ногами воров и пьяниц, бездельников и тунеядцев.

Всем ходом повествования В. Распутин утверждает, что беспорядок в Сосновке начинается с того, что вчерашние хлеборобы, знающие цену своего труда, стали заниматься несвойственным им делом – «беспощадно вытаптывать лес, его-то сеять не надо: сам растёт», «с работы под гребёнку», когда план берётся любой ценой – «валить, только валить, не заботясь, останется, вырастет ли что-нибудь тут после них или нет», и с того, что нормой жизни становится «гробить технику» на лесосеках, воровать.

Как пожарный набат звучит голос Распутина: мы все вместе ответственны за порядок в своём доме, нам его сообща и наводить.

 

Сенчин, Р.В. Зона затопления [Текст]: роман / Р. В. Сенчин. – М.: АСТ: Редакция Е. Шубиной, 2015. – 381 с. – (Проза Романа Сенчина).

У Романа Сенчина репутация автора, который мастерски ставит острые социальные вопросы и обладает своим ярко выраженным стилем. Лауреат и финалист премий «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «Ясная Поляна».

В романе «Зона затопления» жителей старинных сибирских деревень в спешном порядке переселяют в город – на этом месте будет Богучанская ГЭС. Автор не боится параллели с «Прощанием с Матерой», посвящение Валентину Распутину открывает роман. Люди «зоны» – среди них и потомственные крестьяне, и высланные в сталинские времена, обретшие здесь малую родину, – не верят, протестуют, смиряются, бунтуют. Два мира: уходящая под воду Атлантида народной жизни и бездушная машина новой бюрократии…

 

Толстая, Т.Н. «Кысь» [Текст]: роман / Т.Н. Толстая. – М.: Подкова, 2002. – 320 с.

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

«Кысь» – первый роман Татьяны Толстой, получивший в номинации «Проза 2001» книжного «Оскара».

 

Чехов, А.П. Из жизни моих друзей [Текст]: В 2 кн. Кн. 2: пьесы, письма, записные книжки / А.П. Чехов. – М., 2007. – Из содерж.: Пьесы: Дядя Ваня: сцены из деревенской жизни в четырёх действиях. – С. 185-234.

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчётливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и всё оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за всё, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает всё, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти всё, но взамен не создано ещё ничего».

 

Щербак, Ю.Н. Чернобыль [Текст]: докум. повествование / Ю.Н. Щербак. – М.: Сов. писатель, 1991. – 464 с.

Книга известного украинского писателя Юрия Щербака посвящена чернобыльской трагедии 1986 года. Документальное повествование задумано автором как художественное исследование причин аварии на Чернобыльской АЭС: в книге звучат голоса крестьян и академиков, оперативного персонала АЭС и пожарных, военных специалистов и священников. По рассказам очевидцев впервые реконструирована картина развития аварии, в повествовании использованы многочисленные неизвестные до сих пор публикации западной прессы по поводу чернобыльских событий.

 

 

Алфавитный указатель авторов книг

Айтматов, Ч.Т. Белый пароход 4-6

Айтматов, Ч.Т. Буранный полустанок 6-8

Айтматов, Ч.Т. Плаха 8-10

Астафьев, В.П. Царь-рыба 10-12

Астафьев, В.П. Рассказы 12-13

Астафьев, В.П. Конь с розовой гривой 13-14

Астафьев, В.П. Последний поклон 14-15

Бахревский, Легенды родного края. Т.1. 15-16

Бахревский, Легенды родного края. Т. 2. 15-16

Васильев, Б.Л. Не стреляйте в белых лебедей 16-17

Вознесенская, Ю.Н. Звезда Чернобыль 17-18

Глуховский, Д.А. Метро 2033 18

Залыгин, С.П. На Большую землю 18-19

Леонов, Л.М. Русский лес 19-20

Распутин, В.Г. Прощание с Матёрой 20-21

Распутин, В.Г. Пожар 21-22

Сенчин, Р.В. Зона затопления 22-23

Толстая, Т.Н. «Кысь» 23

Чехов, А.П. Пьесы: Дядя Ваня 24-25

Щербак, Ю.Н. Чернобыль 25

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………….  
   
ТВОЙ СЛЕД НА ЗЕМЛЕ……………………………….. (тема экологии в художественной литературе)     4-25
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ КНИГ……...  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: