Греция архаического периода 8-6 века до н.э.




Полис – живое, развивающееся существо.

В полисе живут потомки одного божества-покровителя (Геракл у дорийцев). Все граждане равны. В полисе правит демос, даже в олигархическом аристократия должна отражать интересы народа. Аристократия чуть богаче и получает чуть больше добычи. Со временем они постепенно богатеют. Аристократы дают излишки в долг под проценты. Демос может попасть в долговую зависимость и стать рабом. Полис – коллектив граждан (не рабы). Укреплений вокруг полиса могло и не быть. Смысл полиса в равенстве, триединстве, народоправстве. Полисная система могла существовать даже на кораблях, если все население принимало решение сбежать и путешествовало. Заседания народного собрания проводились на палубах, жители могли перекрикиваться между собой.

Платон создает идеальную схему полиса. Аристократия, долговые рабы, неравенство. У Аристократии смысл полиса в сохранении земли и привилегий, право толковать культы и распоряжаться землей. Аристократия внушает мысль, что праведное богатство идет только от земли, поэтому аристократия имела право на ростовщичество, ведь свои доходы они снимали именно с земли. Аристократия стояла за эндогенное рабство (внутри общины, долговое). Демос был против этого. Они могли заниматься пиратством и богатеть. Их было немного, они стали назваться новыми богатыми. Деньги обычно складывали в амфору и закапывали в огород. Но место нахождения этой закладки знали все соседи. Новости в полисе расходились очень быстро, и доносы имели месть быть. Демос хочет развития полиса по торгово-ремесленному пути, они были за экзогенное рабство (привозные рабы).

Идея равенства в армии, армия - ополчение. Фаланга – пешие, тяжеловооруженные воины, стоявшие тесно плечом к плечу (гоплиты), носили длинные копья, которые опирались на плечи двух человек, поэтому воины не имели права отступать, не нарушив строй. Каждый должен служить в армии и покупать вооружение, поэтому они могли не платить налоги. Бюрократии не было. Фаланга отражает единство полиса. Отступление, это предательство интересов полиса.

Аристократия управляет народным собранием. Совет знати предлагает законы. Новые богатые отрезаны от любой власти.

Новые богатые присматриваются к обедневшим аристократам и переманивают их на свою сторону. Этих аристократов называют тиранами. Во многих полисах устанавливается власть тирана.

Писистрат – яркий пример старой тирании. Тиран вынужден действовать в интересах всех слоев населения. По культовой жизни демос был отстранен, поэтому Писистрат ввел Дионисии – народные празднества. Из Афеней сделал Панафинеи, на которые приглашались и представители других полисов. Это была демонстрация силы Афин.

Тираны поддерживали демос в ремесле и торговле. Развитие ремесла, добыча металла, гончарное ремесло пошло в гору, а также вазопись (7-6 появление краснофигурных ваз).

Агрессивная внешняя политика. Войны между полисами. С архаического периода это стало нормой. Демографическая проблема из-за отсутствия свободной земли. Начинается Великая греческая колонизация. Колония – вывод части гражданского коллектива со всей культурой и политической системой.

Предпосылки:

1 Аграрная проблема (мало земли, не хватает хлеба).

2 Поиск ресурсов, источников сырья (металлы)

3 Полисы (прибрежные и островные) занимаются мореплаванием и должны сбывать свои Изделия ремесла. Кораблестроение. Ищут места для жительства, население которых нуждались бы в их товарах (пик развития вазописи, сюжеты могли быть любыми, даже о труде рабов. Черные и красные лаки были утрачены со временем, их состав не могут воспроизвести даже сейчас). Уже в то время ставилось клеймо мастера с его именем и город, где он работает (ставилось на ручке)

4 Демографическая проблема. Платон определил, что количество граждан 9990, не больше (без детей и женщин). Многие ахейцы иммигрировали на берега Малой Азии (Иония) самый богатый город Милет, они тоже начинают выводить колонии. Направления:

Восток, Северо-восток, выходят к Черному морю. Херсонес – чисто дорийский город.

Юг Навократис(8 век) в дельту Нила, продвигались с трудом и сильно укрепиться в том районе не удалось

Западное направление Апенинский п-ов, Восток Сицилии. Великая Греция – разбогатевшие колонии.

5 Политическая причина. В войне демоса и аристократии проигравшая сторона должна уйти. Остракисна – закрытое голосование, выявляющее врагов полиса. Забирают свое имущество, признаки культа, провизию и уплывают куда подальше. Если уходит демос, то правление демократическое, но колония все равно будет связана с митрополией. Если побеждает демос, то власть колонии будет аристократической, но она тоже будет связана с митрополией. Из-за общности культа. Колония и митрополия всегда помогают друг другу (даже в войнах). Культовое единство заставляло забыть о политической розни. Изгнанные из метрополии всегда приглашались на празднества и соревнования.

В 6 веке до н.э. процесс колонизации завершился.

Не граждане могут проживать на тер-рии другого полиса (метек), но не будет участвовать в политической жизни полиса, воевать. Участок он не может получить, но может купить, редко. Метеков могло быть даже больше, чем граждан (но для этого периода их судьба не играла особой роли) Метеки были в выигрышном положении, ведь с них не могли взымать чрезвычайный налог на нужды полиса, они не устраивали литургий.

Аутаркичность (самодостаточность полиса). Соотношение граждан и ресурсов. Полис номинально владеет всеми ресурсами. Гражданин лишь получает землю от гражданского коллектива. Человек живет не для радости, а для служения. Расслоения допускать нельзя.

Но при военной угрозе богатых обирали и это было налогом под названием эйсфора (чрезвычайный) на строй-во стены, например. Иногда богатые должны кормить бедных (литургия). Триерархия (вид литургии) сбор корабля делился на 3 богатых граждан, (город делал для триеры остов и днище). Триера – быстроходный корабль с тремя рядами гребцов. Остаться богатым в полисе надолго было невозможно. Эйсфора – перераспределение средств между гражданами. Но сколько бы денег у тебя не было, ты все равно будешь служить в армии. Землю продать можно, но только гражданину своего же полиса.

4 век до н.э. Триединство нарушается. Создают идеальную модель полиса. Платон создал (невозможно ввести в жизнь). «Политика» Аристотель предлагает идеальную схему полиса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: