Всеволод умер в 1212 г. В последний год его жизни возник конфликт по поводу престолонаследства. Его старший сын Константин хотел вернуться к старым временам первенства Ростова. Всеволод собрал собор, на котором представители присягнули второму сыну Юрию. После смерти утверждается новый порядок княжеского владения. За Киевом оставалось короткий срок лишь значение церковно-административного центра. Занимая старший Владимирский стол, Всеволодовичи вообще следовали очереди старшинства.
Но постепенно возникает несколько младших волостей, где правление проходит не по очереди, а по завещанию, от отца к сыну.
Такой порядок владения изменяет юридический порядок малых волостей. Теперь отдельная волость – неотъемлемая собственность князя, личное его достояние. Такие младшие волости, на которые распались Суздальская земля в 13 в., называются уделами или вотчинами, и этот новый порядок назывался удельным.
“Золотой Век “ Владимиро-Суздальской Руси (12-13 вв.)
рост производительных сил не замедлил сказаться на развитии культуры. Несомненно, положительным было широкое строительство городов, которые явились не только крепостями, но и сосредоточением ремесла и торговли, важными экономическими и культурными центрами феодального гос.
Интересным отражением культуры периода владимиро-суздальского княжества является Владимирский летописный свод созданный, возможно, при участии старшего сына Всеволода – Константина Мудрого.
Владимирский летописный свод 1205-1206 гг. был не только образцом гос. Летописи одного княжества – он отразил в себе художественную культуру Руси за несколько столетий. По летописям можно судить и о накоплении научных знаниях на Руси, расширения географических знаний благодаря торговым связям и путешествиям русских паломников. Из летописях мы также судим о достаточных математических знаниях, примиряемых в строительстве храмов, военном деле. Появились на Руси и свои врачи, находившиеся в ведении духовных властей.
|
Зодчество.
Многовековая культура русского народа, его огромный творческий труд запечатленный в драгоценных памятников прошлого, которыми так богата владимиро-суздальская земля. Главнейшее место в этих сокровищницах русского искусства принадлежит прославленным памятникам зодчества, скульптуры: живописи и прикладного искусства 12-13 вв., которые составляют ценность мирового значения.
В развитии русского искусства 12-13 вв. различаю три крупных, отличных друг от друга, направления: поднепровский юг, новгородский северо-запад и владимирский северо-восток.
Ни одна архитектурная школа Руси 12-13вв. не может сравниться с владимиро-суздальской по богатству и разнообразию образов, воплощённых в её памятниках. Она символизирует высоту общего уровня культуры передовых центров древней Руси.
В архитектуре владимирской земли выступает светское начало, проявившееся в создании монументальных дворцовых ансамблей, соборов.
В строительстве крепостей, дворцов и храмов находили выход могучее дарования народа, его вдохновение, вкусы. Этому способствовала высокая строительная техника, точность белокаменной кладки, применения в убранстве фасадов резьбы по камню; от суровых и простых храмов времён Юрия Долгорукого – к созданию таких шедевров, как церковь Покрова на Нерли.
|
Особое место среди русских городов принадлежит Суздалю. Это уникальный город-музей, сохранившийся до наших дней полный своеобразия архитектурный облик города 12-17 вв., является вкладом в сокровищницу мировой архитектуры и культуры.
Редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры 12 в. являются золотые ворота в городе Владимире, которые не находят себе прямых аналогий в архитектуре европейского средневековья.
Живопись.
С распадом киевской державы отошло в прошлое искусство мозаики, слишком дорогостоящая она стала для удельных князей. Будущее принадлежало фреске и иконописи. В развитии живописи прослеживаются две тенденции. С одной стороны, возрастало влияние церкви, которая в борьбе с язычеством ужесточила контроль за соблюдением канонических требований, с другой стороны – активное влияние элементов народной культуры.
Во времена Андрея Боголюбского владимиро-суздальская живопись делала первые шаги. Небольшие фрагменты фресок сохранились в Успенском соборе.
В искусстве 12-13 вв. всё сильнее сказывается стремление к плоскости, орнаментальности изображения. Усиливается роль орнамента в системе церковной росписи.
В 12 столетии сформировалась своя самобытная традиция в зодчестве и изобретательном искусстве владимиро-суздальской Руси. Она отличается особой поэтичностью и утонченностью. Владимиро-суздальское искусство явилось во многом преёмником и отзвуком классической культуры, пришедшеё к нам через византийскую культуру. Впоследствии эти черты проявились и получили дальнейшее развитие в культуре московской Руси.