Нина Соротокина. Трое из навигацкой школы.




Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ

«Морской калейдоскоп: Во имя Петра Великого»

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа

№ 301 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

 

 

«В начале славных дел. Навигацкая школа.»

 

 

Номинация: «Историческая»

Тематическое направление: «Вклад Петра I в морское образование в России»

Возрастная категория: 1 возрастная группа

 

Авторы работы: Боброва Дарина Александровна Матвеева Анжелика Евгеньевна Педагог: Стариков Сергей Александрович Педагог дополнительного образования

 

 


Оглавление

Введение

 

Начало «мореходных хитростно наук учению»

Основная часть

 

Сухарева башня

Ученики.

«Тяжело в учении…»

Учителя и наставники

Заключительная часть

 

Славу Российскому флоту принесшие …

Начало «мореходных хитростно наук учению»

"Всякий потентат, который едино сухопутное войско имеет, едину руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет", — говаривал великий русский император Петр. Чтобы его империя имела обе руки, царь трудился и денно, и нощно. Флот был самым любимым детищем Петра Алексеевича.

После решения боярской думы «Морским судам быть…» началось интенсивное строительство флота по всей стране.

Завладев выходом в Балтийское море, Петр I стал особенно форсировать создание отечественного регулярного военного флота, способного противостоять сильному шведскому флоту.

Когда в 1704 г. на морских подступах к о. Котлин появилась шведская эскадра, она уже была встречена молодым русским Балтийским флотом, состоявшим из 30 судов, в том числе 10 фрегатов.

За годы Северной войны (1700 – 1721) на всех отечественных верфях было построено для Балтийского флота более 700 различных судов, в том числе 50 линейных кораблей, 30 фрегатов, 25 шняв и бомбардирских кораблей. Для гребной эскадры Балтийскому флоту было передано более 300 галер, скампавей, бригантин. Кроме боевых кораблей, за эти же годы было создано огромное количество речных и мореходных транспортных судов и других плавсредств, которые обеспечивали интенсивные воинские перевозки, в том числе доставку материалов и всевозможных припасов из многих отдаленных районов России.

Такое количество кораблей требовало большого количества хорошо подготовленных моряков. Первоначально это были иноземные офицеры. Многие из них нашли в России вторую Родину и честно служили ей до конца своей жизни. Но были и такие, которые сами нуждались в обучении. С ними прошлось распрощаться. Да и содержание иностранных специалистов обходилось русской казне не дешево. Поэтому возникла важнейшая задача — воспитать своих специалистов.

Сухарева башня

С целью комплектования создающегося российского флота отечественными кадрами 14 января 1701 года Петр издал указ об основании в Москве первого русского морского, или, как говорил царь, «адмиралтейского», училища. В указе говорилось: «Именным своим великого государя повелением быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростию наук учению. Во учителях же тех наук быть Английския земли урожденным: Математической — Андрею Данилову Фархварсону, Навигацкой — Степану Гвыну да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением по Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину со товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением, и учинить неимущим во прокормлении поденный корм…»

На первых порах Навигацкая школа размещалась в "Мастерских палатах" на Хамовническом дворе в Кадашах. Но профессор Генри Фарварсон нашел это помещение тесным и неудобным, прежде всего, для проведения астрономических наблюдений и попросил царя о переводе школы.

Четыре месяца спустя, в апреле, последовал новый указ, удовлетворяющий требованиям Фарварсона: «Сретенскую по Земляному городу башню, на которой боевые часы, взять со всяким палатным строением и с принадлежащей к ней землею под Школы Математических и Навигацких наук». С этого указа в истории Сретенских ворот начался новый период, и само название Сретенские ворота вскоре было вытеснено новым — Навигацкая школа. Приспосабливая здание Сретенских ворот под школу, архитектор М. И. Чоглоков надстроил над палатами второго яруса, справа и слева от столпа, третий этаж, в котором были устроены классные комнаты и большой зал, названный Рапирным.

В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская Сухарева башня - четырехъярусное строение вполне соответствовало назначению школы. Оно размещалось на "пристойном" и высоком месте. Башня Сретенских ворот, поднималась над уровнем Москвы-реки на 100 метров, в ней была устроена обсерватория.

Наличие башни, "где можно свободно горизонт видеть", позволяло учащимся делать обсервации (т. е. определять свое место по измеренным высотам светил), наблюдать за небесной сферой по всему горизонту. Высокие потолки и светлые помещения создавали благоприятные условия для работы с картами и чертежами.

Само здание как бы напоминало некий корабль, в котором галереи 2‑го яруса, опоясывавшие здание, играли роль шканцев - самого почетного места на парусном корабле (часть верхней палубы в его корме).

 

Восточная оконечность дома могла "быть увиденной" как нос корабля, западная часть - как его корма.

 

В третьем ярусе размещались классные комнаты и "рапирный зал", предназначенный для проведения уроков фехтования и гимнастических упражнений. В нем же происходили различные заседания и ставились спектакли.

 

С западной ("кормовой") части здания был построен амфитеатр‑хранилище "машкерадного кораблика", то есть модели парусного корабля, использовавшегося "для потех". В особо торжественные дни, например, в день празднования заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., тот кораблик с поставленными парусами, расцвеченный днем сигнальными флагами, а ночью фонарями, возили по улицам Москвы, прославляя Российский флот, чьи победы были существенным вкладом в дело успешного завершения многолетней войны.

 

Ученики.

 

Петр предполагал, что в Навигацкой школе будут учиться боярские, дворянские, офицерские дети. Он, правда, предвидел, что многие родители не захотят отдавать своих чад в учение добровольно, поэтому велел записывать «с принуждением». Но некоторые из бояр, не желая отдавать сыновей на опасную морскую службу, чтобы обойти царский приказ, поспешили определить их в Славяно-греко-латинскую академию. Узнав об этом, Петр рассердился и с солдатским конвоем отправил боярских недорослей в строящийся Петербург на тяжелые работы — забивать сваи. От царского гнева спасло недорослей заступничество адмирала Апраксина, и они вскоре были посланы на учебу за границу.

Петр I, видя, что дворянских и боярских недорослей недостаточно, чтобы заполнить все офицерские вакансии, разрешил принимать в школу разночинцев, то есть детей всех сословий, кроме крепостных.

Прибывших осматривал сам Петр I. Император отправлял в гвардию или учиться за границу богатых и способных, а остальных определял в Навигацкую школу. Возраст новобранцев должен быть от 12 до 17 лет, позднее он был увеличен до 20 лет. Количество обучавшихся не превышало 300—350 человек. Школа была преимущественно наполнена детьми низших сословий, но были ученики и знатных фамилии. Здесь, к примеру, проходили подготовку князья Волконские, Долгоруковы, Прозоровские и Шереметьевы.

Ученики школы назывались гардемаринами – будущими офицерами российской армии и флота.

Ученики проходили все науки последовательно. Определенного времени для экзаменов, переводов, выпусков не было, и учеников передавали из одного отделения в другое, или по-тогдашнему «из одной руки в другую», по мере выучки; выпускали из школы по мере готовности к делу и по требованию различных ведомств. На освободившиеся места сейчас же принимали или набирали новых учеников. Школа делилась на классы — в первых двух обучали неграмотных русскому языку и началу счёта. Практика установила, что дети низших сословий и чинов (не дворяне), проходили только две первые ступени обучения, то есть программу обычной русской и цифирной школ. И потом их направляли писарями к разным должностным лицам или учиться специальностям мастеровых адмиралтейства, помощников архитекторов, аптекарей, лекарей.

Наиболее способные из них, а также юноши дворянского происхождения, переводились в следующие классы, высшими из которых являлись мореходные: морской навигации и морской астрономии. Кроме того, ученики изучали ведение шканечного журнала, счисление пути корабля, фехтование. Изучение велось последовательно и завершалось сдачей экзамена.

Первый выпуск Школы состоялся в 1705 году. Её окончили 64 человека.

Потом выпускники посылались из сухопутной Москвы за море или в Кронштадт для прохождения обязательной практики на морских кораблях, судостроительных верфях. Выпускники Школы получали право на производство в офицеры только после длительного плавания на кораблях и соответствующего экзамена. Бывали случаи, когда вместе с дворянами за границу посылали и воспитанников из разночинцев. Освоивших штурманское дело по возвращении в Россию назначали штурманами на боевые корабли. Петр лично экзаменовал выпускников школы – будущих штурманов, офицеров флота.

Наиболее способные и старательные ученики могли пройти курс школы и за четыре года, но были случаи, что у некоторых этот процесс затягивался аж на 13 лет. Из-за Северной войны со шведами молодых навигаторов сразу направляли на боевые корабли Балтийской эскадры.

Между тем о школе уже шла добрая слава, и число ее учеников увеличивалось год от году. Ведавший ее делами дьяк Оружейной палаты Курбатов доносил начальству: «А ныне многие из всяких чинов люди припознали тоя науки сладость, отдают в те школы детей своих, а иные и сами недоросли и рейтарские (солдатские) дети и молодые из приказов подьячие сами приходят с охотой немалою».

«Тяжело в учении …»

Для школяров была введена форма одежды на французский манер: кафтан, камзол, рубашка, чулки, башмаки и шляпа; старшим воспитанникам, кроме того, полагалась шпага.

Из казны поступили деньги на книги, бумагу, перья и на прокорм учеников. Правда, не всегда деньги поступали вовремя, и руководители школы вынуждены были обращаться к начальству с просьбами и увещаниями. Например, такого рода: «Ежели школе быть, то потребны на содержание ея деньги, а буде деньги даваться не будут, то истинно лучше распустить, понеже от нищенства и глада являются от школяров многие плутости».

Были определены меры поощрения за хорошее учение: «искусным», то есть успевающим, давать «на прокорм» в день по пяти алтын (15 копеек), а иным по гривне (10 копеек) и меньше, «рассмотрев коегождо искусство учения».

Учреждение славилось своей суровой дисциплиной, поскольку подготовку кадров здесь Петр Великий считал делом особой государственной важности. Каникулы были небольшие, а заниматься приходилось до 10 часов в сутки.

Условия обучения в школе были в духе той эпохи — довольно суровые. За ходом занятий следил не только преподаватель, но и присутствующий в классной комнате «дядька» с хлыстом. Он наказывал за посторонние разговоры на уроке, за «чинение неудобства соседу на скамье», причем наказывал не разбирая чинов и званий родителей провинившихся. Но, пожалуй, равенство учеников на этом заканчивалось. Не только назначение выпускника школы во многом зависело от положения родителей, но даже место на скамейке в классе и за обеденным столом. За любое нарушение учеников наказывали розгами, обычно по субботам после бани. Учащиеся из «благородного» сословия могли откупиться от порки, выставить замену или, на худой конец, принять наказание одетыми. Учащихся «худого рода» пороли «снем штаны». За прогулы же жестко штрафовали. Того ученика, который не платил, выставляли на школьном дворе и публично пороли до тех пор, пока родственники или товарищи не вносили деньги. У родителей же прогульщика могли конфисковать имущество.

Независимо от сословия существовала градация между учащимися: первогодки именовались «рябчиками» и должны были беспрекословно выполнять требования и желания старших, которые посылали их за покупками, заставляли чистить свою одежду и т. п. Но до рукоприкладства дело не доходило. За побег из школы полагалась смертная казнь. Родным за ходатайство об освобождении от школы их детей грозила каторга. За неисправимую неуспеваемость в науках ученики отдавались в солдаты, матросы; случалось, посылали их и на каторжные работы.

Какая-то часть учеников жила в здании школы. Школяры, поселенные в Сухаревой башне, не предназначенной при строительстве для жилья, зимой замерзали до такой степени, что решились писать прошение самому царю: «Державнейший Царь Государь Милостивейший, учимся мы в школе математико-навигацких наук, а учением же по окончании навигации и с пристойными кто астрономическими проблематы обучаемся Евклидове Элементе, в котором учении двенадцать человек в верхней палате, и в той палате печь худа, топить невозможно, такожде ныне приходит зимнее время и за холодом от зимы жить тут невозможно».

Учителя и наставники

С момента основания находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу, которой руководил Ф. А. Головин

Фёдор Алексеевич Головин (1650 — 30 июля (10 августа) 1706)- генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал. Был государственным канцлером, главой Посольских дел, начальником Военно-морского приказа, главой Оружейной, Золотой и Серебряной палат, наместником Сибирским, управляющим Монетным двором, Ямским приказом. Головин сыграл выдающуюся роль в создании русского флота. В Великом посольстве (1697) он занимал второе место после Ф. Лефорта. Проезжая по европейским столицам, приглашал на русскую службу иностранцев, готовил условия для судостроительных работ, по окончании посольства возглавил вновь созданный военный морской приказ. В его ведении находилась и Навигацкая школа.

После смерти Ф. А. Головина в 1706 году школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а в 1712 году — в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф. М. Апраксин.

Федор Матвеевич Апраксин (1611-1728), с 1682 стольник Петра I, один из создателей «потешных» полков, государственный и военный деятель, устроитель первого торгового и военно-морского флота России, глава Монетного двора, Адмиралтейского, Оружейного и Ямского приказов (с 1700), один из руководителей строительства Азовского флота, генерал-адмирал (1708), граф (1710), член Верховного тайного совета (1726).

 

Граф (1721) Я́ков Ви́лимович Брюс (при рождении Джеймс Дэниэл Брюс), русский государственный деятель, военный, дипломат, инженер и учёный, один из ближайших и самых выдающихся сподвижников Петра I. Генерал-фельдцейхмейстер (1711), генерал-фельдмаршал (1726), реформатор русской артиллерии. Руководитель первого в России артиллерийского, инженерного и морского училища. В московских преданиях за ним прочно закрепилась репутация чернокнижника, мага, «колдуна с Сухаревой башни» и первого русского масона.

 

Будучи в Англии, Петр с Брюсом обсуждали практические вопросы организации профессионального учебного заведения главным образом для подготовки специалистов для флота. Именно там Брюс представил царю, рекомендуя для преподавательской работы в России, известного ученого и педагога, профессора математики и астрономии Абердинского университета Генри Фарварсона, который согласился поступить на русскую службу. Были приглашены и еще несколько иностранных ученых и преподавателей, которые выехали в Россию в 1698 году. Сподвижник Петра - Яков Брюс принимал большое участие в создании Навигацкой школы. Поскольку ему, как пишет Снегирев, «Петр поручил все дела, касавшиеся до физико-математических наук, то, вероятно, сей математик устроил Сухаревское училище, вверенное потом шотландцу Фарварсону». Во всяком случае, программы преподавания наверняка создавались при значительном участии Брюса и самого Петра.

Учителей при школе было четверо – три иностранца, привезённых царём из Англии, как уже говорилось: Эндрю Фарварсон, обучавший математике, астрономии и морским наукам, Стефан Гвин и Ричард Грейс (называемый “Рыцарь Грызь”), обучавшие навигаторским наукам и науке фехтования, и один русский — Леонтий Филиппович Магницкий, который обучал и грамоте, и письму, и арифметике, знал греческий, латинский, итальянский и немецкий языки, владел сведениями по астрономии и навигации.

Преподаватели школы были независимы друг от друга и подчинялись только генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину.

Ответственную роль в деятельности Навигацкой школы играл Леонтий Филиппович Магницкий. Он был широко образованным человеком, знал греческий, латинский, итальянский и немецкий языки. С момента основания Школы математических и навигацких наук Магницкий преподавал в ней арифметику. Фактически школа держалась именно на нем — доверенном лице вечно отсутствовавшего Ф. А. Головина. Леонтий Магницкий был назначен управляющим над учениками и учебным процессом. Магницкий был автором известного учебника, изданного в 1703 г., — «Арифметика, сиречь наука числительная...». Это была целая энциклопедия математики и ее приложений XVIII в. Она охватывала основы алгебры, геометрии и тригонометрии и давала довольно обстоятельное руководство по мореходной астрономии и навигации со многими таблицами.

 

 

Первый выпуск Школы состоялся в 1705 году. Её окончили 64 человека. Выпускники Школы получали право на производство в офицеры после длительного плавания на кораблях и соответствующего экзамена. Многие стажировались на английском и голландском флотах.

Славу Российскому флоту принесшие…

 

Велика роль Московской навигацкой школы в становлении регулярного Российского флота. Помимо того, что она дала государству собственных отечественных строителей, архитекторов, геодезистов, школа готовила первых российских морских специалистов. Старания Петра I и его последователей, привлекших к преподаванию в первом в России светском, учебном заведении лучших отечественных и зарубежных педагогов, очень скоро дали обильные всходы.

Ее первые выпускники несли службу на кораблях флота, участвовали в боях и походах. Воспитанник Навигацкой школы, будущий вице - адмирал С. Лопухин одним из первых русских офицеров стал командиром корабля и отличился на своей шняве «Наталия» в Эзельском бою 1719 г. Его однокашник Н.Головин, экзаменованный лично Петром I, уже в кампании 1743 года командовал Балтфлотом.

В числе первых россиян — командиров кораблей был и выпускник Навигацкой школы 1707 года капитан-командор И. Кошелев, которому в 1725 году доверили вести отряд кораблей в Испанию...

В 1715 году в новой столице России — Петербурге — из старших мореходных классов Навигацкой школы создали Академию морской гвардии. В 1716 году учредили воинское звание «гардемарин» (в переводе с французского — «страж моря», «морской гвардеец»), как переходное от ученика академия к чину мичмана (младший офицерский чин в Российском флоте с 1732 по 1917 гг., с перерывом в 1751—1758 гг.). Позже, когда академия была преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус, гардемаринами стали называть учеников старших классов.
Продолжение Навигацкой школы:

Школа математических и навигацких наук - Навигацкая школа (1701-1752 гг., Москва).
Академия морской гвардии (1715- 1752 гг., Петербург).
Морской шляхетный кадетский корпус (1752-1802 гг., Петербург, 1771-1796 гг. - Кронштадт)
Морской кадетский корпус (1802 - 1867 гг., Петербург).
Морское училище (1867-1891 гг., Петербург).
Морской кадетский корпус (1891 - 1906 гг., Петербург).
Морской корпус (1906-1916 гг., Петербург, Петроград).
Морское училище (1916-1918 гг., Петроград).

 

Юношей 14 лет окончил Академию морской гвардии В. Римский-Корсаков. Стажировка во Франции позволила ему получить чин лейтенанта французского флота — редкое по тем временам исключение. Воин Яковлевич положил начало морской династии в роду Римских - Корсаковых, который дал флоту почти два десятка прекрасных моряков. Четверо Римских - Корсаковых возглавляли Морской корпус и Военно-морское училище.

Морские династии — одна из лучших традиций училища (корпуса). Лазаревы, Епанчины, Бутаковы, Сенявины, Веселаго, Развозовы, Шмидты, Мещерские, Мордвиновы, Рыковы, Платоновы, Головко, Касатоновы — все они и многие другие составляют славу Отечества.

В боевую летопись флота золотыми буквами вписаны имена десятков выдающихся флотоводцев, выпускников этих стен. Среди них выделяются адмиралы Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, Ф. А. Клокачев, М. П. Лазарев, П. И. Рикорд, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, Г. И. Бутаков, Н. О. Эссен, А. В. Колчак, Л. М. Галлер, Н. Г. Кузнецов, Л. А. Владимирский, А. Г. Головко, В. П. Дрозд, А. В. Кузьмин и др.

Питомцы Морского корпуса И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили в 1803—1806 гг. первое российское кругосветное плавание. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев увековечили свои имена как первооткрыватели Антарктиды.

Известны и другие знаменитые мореплаватели из числа воспитанников училища (корпуса): братья Челюскины, Ф. И. Соймонов, А. И. Чириков, Ф. П. Врангель, Г. И. Невельской, В. М. Головнин,
ученые А. С. Шишков, Ю. М. Шокальский, А. И. Берг, Н. Л. Кладо, Ф. Ф. Веселаго, А. Н. Крылов, Б. Б. Жерве, В. А. Унковский,
авиаконструкторы А. Ф. Можайский, И. И. Сикорский,
морские министры, управляющие морским министерством, дипломаты, наконец, основатель Путиловского (Кировского) завода Н. И. Путилов,
писатели К. М. Станюкович, С. А. Колбасьев, Л. С. Соболев,
художники В. В. Верещагин и А. П. Боголюбов, составитель «Толкового словаря» В. И. Даль, композитор Н. А. Римский-Корсаков.

. Спустя два с лишним столетия воспитанник уже ВВМУ имени М.В. Фрунзе выпуска 1941 года капитан 1 ранга Л. Осипенко в 1958 году вывел в море первую отечественную атомную подлодку «Ленинский комсомол».


Традиции любимого детища Петрова продолжаются и в наши дни.

 

Источники:

Виниус, Андрей Андреевич // Военная энциклопедия: [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб.

Школы военных инженеров в 1701—1960 годах.

Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700—1910. — М., 1910.

Веселаго Ф. Ф. Очерк истории морского кадетского корпуса. — СПб., 1852.

Кротков А. С. Начало морского кадетского корпуса. — СПб., 1899. — 11 с.

Кротков А. С. Начало морского кадетского корпуса. — СПб: 1899.

Веселаго Ф. Ф. Очерк истории морского кадетского корпуса. — СПб: 1852

Указ Императора Петра I О штрафахъ съ Офицеровъ за побѣгъ солдатъ….16 (27) января 1712 года

Нина Соротокина. Трое из навигацкой школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: