- Лингвистические основы обучения пунктуации.
- Содержание и последовательность изучения пунктуации в начальной школы.
- Принципы обучения пунктуации
- Формирование пунктуационных умений.
- Обучение знакам препинания в предложениях с однородными членами.
- Пропедевтика освоения пунктуации сложного предложения в начальных классах.
-1-
Пунктуация имеет свои принципы, важные для построения методики обучения.
Структурно-синтаксический принцип утверждает, что знаки препинания как бы умствуют в конструировании предложений и текста. Точка - это сигнал конца предложения, запятая разделяет однородные члены, отделяет придаточное предложение от главного, выделяет обособленные структуры, обращения. Свои структурно-синтаксические функции выполняют двоеточие, тире, кавычки, скобки, знак абзаца, шрифтовые различия и пр.
Синтаксический принцип является ведущим и основным в средней школе, где изучается Достаточно полный курс синтаксиса. В начальной школе он представлен лишь несколькими общими темами, они не всегда дают возможность обосновать знаки, встречающиеся в читаемом тексте, и тем более - расставлять их в
собственном. На синтаксической основе младшие школьники учатся ставить точку, запятые между однородными членами предложения. Поэтому в начальной школе методика обращается и к другим принципам.
Смысловой принцип предполагает оформление знаками препинания самой мысли пишущего, ее оттенков: значение вопроса или восклицания передается вопросительным и восклицательным знаками; точка делит текст на относительно законченные отрезки; незаконченность и неопределенность мысли фиксирует многоточие; в крупных предложениях относительно самостоятельные части разделяются точкой с запятой; тире обозначает противопоставление или резкий переход от одного события к другому; кавычками выделяется речь действующих лиц в рассказе. По смыслу и по степени самостоятельности разделяются абзацы, главы в рассказе.
|
Интонационный принцип предполагает усвоение пунктуации как средства передавать оттенки голоса; основа такого обучения - выразительная речь. Так, точка отражает интонацию законченности мысли, конца предложения с последующей паузой. Своеобразны вопросительная, восклицательная интонации, а также передача голосом неопределенности. Известны интонации перечислительная, выделительная, противопоставительная, интонация незаконченности или, наоборот, законченности мысли. Знаки препинания отражают также характер пауз, логических ударений.
Опыт показывает, что к пониманию интонационной основы пунктуации следует идти от декламации, драматизации, от сценических выступлений детей. Интонация знаков препинания хорошо усваивается в процессе чтения вслух по книге. Как известно, многие дети на основе чтения усваивают даже такие знаки, которые изучаются в VIII-IX классах, - двоеточие, тире, скобки.
Пунктограмма – правильное, соответствующее правилам или традиции употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила; например, запятая при однородных членах, точка в конце предложения и пр. Словесное выражение пунктограмма обычно включает название синтаксической единицы и указание на знак, его функцию. Г.И. Блинов определяет пунктограмму так: «Пунктограмма – это совокупность структурных элементов предложения, создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических знаков – знаков препинания, решение которого дает применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего условия, при которых она реализуется». Пунктограмма выражает пунктуационную задачу, знак препинания - результат ее решения, полученный путем применения правила, а также выбранный исходя из коммуникативной целесообразности (если правило допускает варианты). В действующие школьные учебники понятие пунктограмма не включено.
|
-2-
Поскольку наша пунктуационная система строится на таких принципах, как смысловой, синтаксический, интонационный, обучать постановке знаков препинания с опорой на единую семантико-синтаксическую и интонационную основу, то есть следует учить детей при выборе знака вдумываться в смысл высказывания, анализировать структуру предложения и прислушиваться к интонации.
1 класс. Наблюдение над произношением предложений (интонация конца, понижение голоса, пауза между предложениями). Упражнения в правильном произношении предложений. Это смысловая и интонационная основа для ознакомления с точкой в конце предложения. До чтения используется схема:
Ознакомление с «. » (в устной речи – пауза, а в книгах – специальный знак, показывающий, что предложение закончилось, следовательно, нужно понизить голос и сделать паузу). Работа с разрезанной азбукой с обязательным использованием карточки с «. ». объяснение постановки «.» при письме. Отсутствие «.» - ошибка, ее нужно исправлять. Аналогично проводится работа с «? » «! ».
|
2 – 3 классы. Углубление знаний о точке, восклицательном знаке, вопросительном знаке. Разделение предложений на восклицательные и невосклицательные. Анализ текста с повторяющимися предложениями, разными по цели и эмоциональной окраске (Папа приехал. – Папа приехал! – Папа приехал?). Интонирование предложений (логическое ударение, повышение и понижение, паузы).
4 класс. Обучение постановке запятой между однородными предложений, интонацией перечисления и функцией запятой (указывает на незавершенность предложения, перечисление). Наблюдение на практике с постановкой двоеточия, тире, запятой (в том числе и на уроках чтения), интонирование предложений с ними. Предупреждение пунктуационных ошибок (внимание к интонации, ознакомление с запятой перед союзами как, когда, если, что, потому).
-3-
Пунктуационные нормы определяются как грамматико-синтаксическими особенностями предложения, так и логико-предметными значениями, выражаемыми в предложении. С ними связаны специальные требования к работе по пунктуации в школе, т.е. принципы методики пунктуации, которые разработал М.Т. Баранов.
Наблюдения над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. Знаками препинания, как сказано выше, выделяются отрезки коммуникативных единиц, имеющие определенное самостоятельное смысловое значение. Различают два вида таких значений: предикативно-коммуникативное и дополнительное полупредикативное значения. Первое существует самостоятельно в форме предложения; его значение выражается грамматической основой. Второе существует только в рамках предложения и обслуживает первый вид значения, уточняя его. Для овладения пунктуацией важно научиться их различать и в процессе письма предвидеть введение в предложение смысловых отрезков, несущих дополнительную полупредикативную информацию. Дополнительная информация делится на три вида: на различные семантические пояснения в составе простого предложения (уточнения, призывы, обстоятельства, модальные значения и т.д.), на логико-предметные отношения между предикативными компонентами в сложном предложении, на прямую передачу чужой речи.
Дополнительная информация, заключенная в смысловых отрезках, на письме связана со знаками препинания, поэтому необходимы систематические наблюдения над семантикой предложения, поиск в ней этой информации. Решению данной задачи способствует регулярно проводимый семантический анализ. В него входят два следующих действия:
- отделение главной информации от дополнительной (с помощью перекомбинирования предложения - включения и выключения из него дополнительной информации);
- определение вида дополнительной информации.
Подобную работу необходимо проводить при ознакомлении учащихся со всеми пунктуационными нормами, изучаемыми в школе. Она сформирует у детей умение во время письма предвидеть появление пунктуационно-смысловых отрезков в предложении.
Наблюдения над структурой предложения. Смысловые отрезки, выделяемые знаками препинания, грамматически оформлены. Тем самым они входят в структуру коммуникативных единиц - в предложение и текст. По своей грамматической сути одни из них имеют предикативную природу (составляют грамматическую основу), другие (их большинство) - непредикативную (являются специфическими членами предложения в виде отдельных слов, словосочетаний и даже предложений: однородные члены, обособленные члены, нечлены предложения). Этот факт следует учитывать в процессе обучения школьников пунктуации, поэтому необходимы регулярные наблюдения над структурой предложений.
Для решения этой задачи используется частичный синтаксический анализ, состоящий из следующих элементов:
- нахождение грамматической основы (или основ) предложения;
- обнаружение смысловых отрезков, осложняющих предложение (однородного ряда слов, обособленных слов и словосочетаний, нечленов предложения);
- определение разновидности (однородность, обособленность,нечленство в предложении).
Наблюдение над ритмомелодикой предложения. Опора на речевой лух во внешней и внутренней речи приучает школьников наблюдать за интонацией предложения (т.е. прислушиваться к ней и анализировать ее). Эти действия, сознательно реализуемые учащимися во время письма, создают условия для выбора нужного знака препинания. Наблюдениям за интонацией поможет школьникам знание о том, что разные информативные единицы имеют разные виды интонации, а именно: интонация простого предложения, интонация соединений коммуникативных единиц в одно целое, интонация включений в простое предложение.
Принцип опоры на речевой слух реализуется в результате интонационного анализа, который складывается из следующих действий учащихся:
- определение вида интонации (интонация предложения, объединения предложений или интонация включения);
- определение характера выявленного вида интонации (например, восклицательная - в простом предложении, противопоставление - в объединениях простых в сложном предложении, звательная - в простом предложении).
Принципы пунктуации действуют одновременно, дополняя друг друга. Последовательность их применения определяется характером пунктуационной нормы. В одних случаях ученик может начать с интонационного анализа, в других - со смыслового, в третьих - с синтаксического, а затем привлечь остальные. Вся эта работа проводится для определения места знака препинания и выбора самого знака препинания.