1. Принцип анализа строения, состава и типов предложения, а также смысловых и синтаксических отношений между словами, предложениями и частями предложения. (Ходить – долго не мог. Ходить долго – не мог.)
2. Принцип развития речевого слуха учащихся, основывающийся на том, что у учащихся формируется умение с помощью таких элементов интонации, как ударение, словесное и логическое, паузы различной длительности и характера, мелодика тона (повышение и понижение голоса), темп речи и тембр голоса, точно и полно улавливать, воспринимать мысли и чувства говорящего и читающего:
А. Он спросил меня //: " Куда вы поедите на каникулах?"
Он /спросил меня,/ куда мы поедем на каникулах.
Б. Он, /верно,/ меня понял.
Он / верно меня понял.
3. Принцип выразительного "чтения" знаков препинания (соблюдение интонации конца предложения, перечисления, обособления, вводности и т.д.).
4. Принцип развития навыков расстановки знаков препинания в процессе письма.
Последовательность формирования навыка регламентируется заданиями: 1) В тексте без пропуска знаков препинания подчеркивать грамматические основы, графически обозначать все структурно-смысловые элементы, которые разделены или выделены знаками препинания.
(1) Лось вышел на поляну, /заросшую мелким кустарником/, и остановился. (2) Я исправил приемник, /испорченный младшим братом/, и, /гордый этим/, к делу и не к делу включал его.
2) Составлять графические схемы: а) предложений и б) пунктуационных правил.
3) Производить устный и письменный пунктуационный разбор (образец дан ниже).
4) В процессе осложненного списывания подчеркивать структурно-семантические элементы, разделяя или выделяя их на письме, устанавливая и соответствующим образом обозначая все условия действия пунктуационной нормы:
|
/ Родившись на открытых холмах/, я с детства ощущал себя в лесу лишь гостем, /робким и присмиревшим/. Это потом закрепилось на всю жизнь, и я не смог бы поселиться в лесу добровольно, как живут, скажем, костромские молчаливые лесовики, /довольствуясь всего лишь клочком неба над избушкой/. (Е. Носов.)
5. Принцип тщательно продуманной работы над пунктуационным правилом по его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению в процессе выполнения разнообразных письменных и устных упражнений в определенной системе.
-4-
Пунктуационные ошибки учащихся — ошибки, допускаемые в диктантах, изложениях, сочинениях и других письменных работах и связанные с нарушением пунктуационных правил. Обучение пунктуации в современной школе опирается в основном на ее синтаксический принцип и лишь во вторую очередь на смысловой и интонационный, поэтому классификация пунктуационных ошибок дается в соответствии с разделами синтаксиса: пунктуационные ошибки на запятую при однородных членах предложения; на знаки при вводных словах и предложениях; на знаки при обособленных второстепенных членах и т. п. Могут быть указаны другие три типа: пропуск знака препинания; постановка лишних знаков; неправильный выбор знака. Исследования подтверждают, что действительной причиной пунктуационных ошибок является слабая ориентировка учащегося в синтаксической структуре, в синтаксических связях внутри предложения, и лишь па втором месте стоит такая причина, как недостаточное понимание значения, логики предложения. Следовательно, важнейший путь преодоления пунктуационные ошибок – синтаксический анализ. Исправлению пунктуационных ошибок способствует также выразительное прочтение предложения — его интонирование.
|
Пунктуационные умения — составная часть умений по русскому языку при завершении курса (в современных программах даны перечни умений также для каждого класса). Учащиеся должны уметь: находить в простых и сложных предложениях и в тексте пунктограммы и обосновывать постановку необходимых знаков препинания с помощью изученных синтаксических и пунктуационных правил; обосновывать возможные варианты пунктуации, связывать их с коммуникативными задачами высказывания (в простейших случаях); учитывать пунктуацию в выразительном чтении текста; производить пунктуационное комментирование текста, давая как развернутый, так и свернутый, сжатый комментарий; осуществлять проверку пунктуации написанного текста, собственного и чужого, находить, объяснять и исправлять допущенные ошибки. Главное в обучении пунктуации — умение писать без ошибок текст как в самостоятельном сочинении, так и в диктанте или при списывании (в соответствии с требованиями программы).
Пунктуационные упражнения:
1) наблюдение знаков препинания в читаемых текстах,
2) интонирование предложений в связи с пунктуационным анализом,
3) объяснение смысловой роли знаков препинания;
4) синтаксический анализ предложений и целых компонентов текста с объяснением расстановки знаков препинания,
|
5) пунктуационный разбор,
6)пунктуационное комментирование текста,
7) выполнение действий по проверке знака препинания;
8) списывание со вставкой пропущенных знаков препинания,
9) обнаружение и исправление пунктуационных ошибок.
-5-
Однородные члены отвечают на один вопрос и связаны в предложении с одним и тем же словом. Они связаны сочинительной связью, которая реализуется с помощью сочинительных союзов и интонации. Ознакомление с однородными членами предусмотрено программами по русскому языку. Программы повышенного уровня включают и ознакомление с обобщающим словом. Ни в одну программу не включается изучение однородных и неоднородных определений, знаки препинания между однородными членами, соединёнными двойными сопоставительными (как…,так и…; не только…, но и … и др.) и повторяющимися союзами. В программах выдвигается требование обучения пунктуационному оформлению предложений с однородными членами, соединёнными одиночными союзами И, А, НО, ИЛИ и соединёнными бессоюзной связью (термин не вводится). Обучение знакам препинания между однородными членами проводится в следующем порядке:
1) Знакомство с понятием «однородные члены предложения», упражнения в нахождении однородных членов. Дети делают вывод, что однородные члены отвечают на один вопрос, связаны с одним словом, что однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Учитель предлагает детям разобрать предложения с однородными членами и придумать свои примеры предложений с однородными членами.
2) Наблюдение за интонацией и знаками препинания между однородными членами, соединёнными союзами И, А, НО, ИЛИ. Сравнение предложений, в которых ставится и не ставится запятая. Выведение правила о том, что запятая не ставится, если однородные члены соединены союзами И, ИЛИ (учитель может подчеркнуть, что это одиночные союзы), а если соединены только интонацией или союзами А, НО, то запятая ставится.
3) Работа со схемами, отражающими пунктуационное оформление предложений с однородными членами:
Составление схем предложений, составление предложений по схемам, объяснение знака препинания с опорой на схему и др.
4) Закрепление данной пунктограммы проводится на основе многочисленных упражнений, включающих списывание с объяснением постановки запятой, списывание с расстановкой пропущенных знаков, диктанты, комментированное письмо, распространение предложений однородными членами с правильным пунктуационным оформлением (переконструирование), выявление пунктуационных ошибок и их исправление и др.
Обучение постановке знаков в предложениях с обобщающим словом проводится на основе знания природы обобщающего слова. Учащиеся должны осознать, что обобщающее слово одним словом называет то, что перечисляется в ряду однородных членов.
Учащиеся во многих случаях не умеют применять пунктуационные правила в предложениях с обобщающими словами при однородных членах главным образом потому, что не умеют распознавать обобщающие слова. Поэтому, прежде чем переходить непосредственно к изучению пунктуации, учитель дает учащимся понятие об обобщающих словах, разъясняет им, что такое родовые и видовые понятия. Лучше это сделать на отдельных предложениях, например:
1) Рабочий расставит, разложит снаряды: рубанки, подпилки, долота, ножи (Н. А. Некрасов). 2) Ничто не помогало противнику; ни сети проволочных заграждений, ни отчаянное сопротивление гарнизона (Н. Островский). 3) Филин помог охотнику уничтожить сотни лесных разбойников рангом поменьше: ястребов, луней, ворон, сорок (В. Песков). Учитель выразительно читает предложения: на обобщающем слове делает логическое ударение, после обобщающего слова перед однородными членами — значительную паузу при незначительном снижении тона. Обобщающее слово произносится с интонацией предупреждения,
Затем учащиеся находят обобщающие слова и однородные члены и подчеркивают их. При этом учитель обращает внимание на то, что обобщающие слова стоят перед однородными членами. После этого формулируется правило: «Если обобщающие слова предшествуют однородным членам, то перед однородными членами в устной речи делается пауза, а на письме ставится двоеточие».
Следует записать три-четыре предложения, в которых обобщающие слова были бы выражены различными частями речи и разными членами предложения, представлены одним словом и сочетанием слов, непосредственно предшествовали однородным членам и были бы отделены от них другими членами предложения.
Далее учитель переходит к работе над следующим правилом постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.
На доске и в тетрадях пишутся примеры для наблюдения и вывода:
1) Сад, степь, двор — все было в холодной тени (В. П. Катаев). 2) Лес, реку, и озеро, и тихий пруд — я все с приятным чувством вспоминаю. Учитель выразительно читает предложения: однородные члены произносит с отчетливой интонацией перечисления, на обобщающем слове делает наибольшее логическое ударение (логические ударения меньшей силы делаются и на однородных членах), обобщающее слово произносит с интонацией итога по отношению к однородным членам, перед обобщающим словом делает значительную паузу.
Затем учащиеся находят обобщающие слова и однородные члены и подчеркивают их (обобщающее слово и однородные члены отвечают на один вопрос и выполняют в предложении одинаковую функцию).
Учитель обращает внимание на то, что обобщающие слова в этих предложениях стоят после однородных членов. В заключение один из учащихся формулирует правило: «Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним в произношении делается пауза, а на письме ставится тире».
Работа над третьим правилом проходит таким же образом.
На доске и в тетрадях пишутся примеры на это правило для наблюдений и вывода:
1) Посаженные заботливыми родственниками деревца: клен, тополь, акации, а также дикорастущий терн — зеленели приветливо и свежо (М. Шолохов). 2) Повсюду; в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумные разговоры (В. М. Г а ршин).
Учитель выразительно читает предложения: на обобщающих словах делает логическое ударение и произносит их с интонацией предупреждения, после однородных членов делает значительную паузу.
Учащиеся отыскивают в предложениях обобщающие слова и однородные члены и подчеркивают их. При этом отмечается, что примеры не заканчиваются однородными членами, после них предложения продолжаются. В заключение формулируется правило; «Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире».
Можно предложить учащимся самим придумать примеры на все три правила. Лучшие из придуманных примеров хорошо записать в тетради.
Закрепление навыков постановки двоеточия и тире при обобщающих словах достигается тренировочной работой.
Более эффективному обучению учащихся пунктуации, естественно, содействует применение наглядности. Особенно полезны схемы:
При повторении применяются такие упражнения:
1) выразительное чтение предложений с обобщающими словами;
2) самостоятельное составление схем к предложению;
3) составление предложения по заданной схеме;
4) списывание с расстановкой знаков;
5) объяснительный диктант.
-6-
Программами предусмотрено ознакомление со знаками препинания в сложном предложении. Однако работа над пунктуационным оформлением ССП, СПП, БСП носит пропедевтический характер. Основное правило, которое усваивают дети, заключается в том, что между частями сложного предложения ставится запятая. Наблюдение за прочими знаками проводится только в плане чтения.
Основное правило: простые предложения, входящие в состав сложносочиненных, отделяются друг от друга запятыми — само по себе легкое и без особого труда запоминается учащимися. Тем не менее практическое его применение сопровождается большим количеством ошибок. Объясняется это тем, что учащиеся не всегда могут быстро разобраться в смысле и строе предложения. Они путают простое предложение, в котором однородные члены (в особенности распространенные) связаны союзами и, или, да (в значении и), со сложносочиненным, в котором этими же союзами связаны простые предложения. Они часто не видят самостоятельных частей в структуре бессоюзного предложения, поэтому не обнаруживают пунктограмму. Запятую между частями СПП дети зачастую ставят на основании формулировки типа «Перед словом «чтобы» всегда ставится запятая».
Отмеченные трудности усвоения учащимися этого раздела подсказывают и методику его изучения и закрепления. В основу работы должен быть положен прием сравнения сложного предложения, в котором простые предложения связаны союзами и интонацией, с простым предложением, в котором есть однородные члены. Особенно это актуально для различения ССП с простым предложением, осложненным однородными членами. Для этого необходимо основательно повторить однородные члены, соединенные сочинительными союзами, и пунктуацию при них. При этом целесообразно пользоваться таблицей, в которой примеры даются в сопоставлении: простые предложения с однородными членами, связанными соединительными союзами, и сложносочиненные предложения с теми же союзам И. Во время синтаксического разбора примеров обращается внимание на пунктуацию в них.
Для закрепления синтаксической темы и пунктуационного правила можно рекомендовать следующие виды упражнений:
1) Запись примеров с объяснением постановки знаков препинания на основе их синтаксического анализа:
1)Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям (М.Ю.Лермонтов). 2) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться (М. Ю. Лермонтов), 3) На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок нх не зовет его рожок (А. С. Пушкин).
2) Придумывание примеров сложносочиненных предложений, в которых бы простые соединялись союзами и, или.
3)Развертывание (двукратное) данных простых предложений сначала в предложения с однородными членами, соединенными союзом и, потом — в сложносочиненные предложения с союзом и.
Даются сочетания: 1} Ко мне пришел товарищ... (и пригласил пойти с ним на рыбную ловлю....и мы отправились на рыбную ловлю). 2) К вечеру стало тепло,.. 3) В киоске продаются газеты...
4) Составление сложносочиненных предложений с союзом и, в которых бы в качестве подлежащих выступали данные слова, например: ветер — деревья; дождь — солнышко и т. д. (1) Подул сильный ветер, и закачались деревья в лесу. 2) Дождь перестал, и выглянуло ласковое солнышко.)
При выполнении упражнений особое внимание обращается на пунктуацию. Каждое предложение подвергается синтаксическому разбору, главным образом разбору по составу.