I. ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТЫИ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1. Из книги В. Третьякова «Свердловский выскочка»
Побоюсь слова «гениальный», но безусловно выдающимся политиком был Михаил Горбачев. Очевидно, что он хотел сделать то, что сделал, когда получил власть, еще на пути восхождения к ней. Но Горбачев потерял все и породил Ельцина. Именно потому, что не был гениальным, хотя и осознанно строил свою политику. Он действительно мог бы продолжать то, что было до него, реформируя Систему постепенно, медленно поспешая. Тогда, видимо, его можно было бы назвать гениальным.
Но все-таки Горбачев посмел выйти за пределы Системы. Этот шаг сделал именно он.
Ельцин наследовал Горбачеву на пути реформ, но радикально нового в эти реформы ничего не внес («шоковая терапия» - это радикализм методов. Но отнюдь не идейных целей).
Он просто вошел в дверь, открытую Горбачевым.
2. Взгляды на ход экономических реформ в России (декабрь 1992 г.) Р.И. Хасбулатов, председатель Верховного Совета РФ:
Верховный Совет, многократно обращаясь к оценке общественно-экономической ситуации, характеризует ее как крайне сложную, притом ухудшающуюся, взрывоопасную, кризисную. Проблема номер один - это спад производства, грозящий его остановкой.
Другая острая проблема - это абсолютное ухудшение качества жизни, обнищание людей. Суть споров вокруг программ и их осуществления.
Первое направление - так называемая неоклассическая либеральная модель. Она покоится на полном отрицании государственной собственности. И - соответственно - абсолютизация частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Наиболее яркий пример такой модели - экономическая политика США послерузвельтовского периода.
|
Второе направление - социально ориентированная модель рыночной экономики. Она покоится на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства. Это направление характерно в основном для европейских и в особенности для скандинавских стран, Израиля, Канады.
Собственно, эволюция к смешанной экономике становится общемировой тенденцией, и было бы наивностью пытаться игнорировать это и стараться американизировать нашу экономику.
Е.Т. Гайдар, исполняющий обязанности председателя Правительства РФ:
Придя к рычагам управления, мы не могли себе позволить заниматься дискуссиями, а в основу своей работы положили простой принцип: если старая система управления уже не работает, надо делать все, чтобы запустить рыночный механизм.
Первое и главное, что удалось сделать, - это сдвинуть реформу с мертвой точки, запустить рыночный механизм. Да, наш рынок еще далек от совершенной конкуренции, обременен рецидивами традиционной административно-командной системы, но очевидно, что производство уже начинает реагировать на изменяющийся спрос, что заботы о физической невозможности достать продукты отходят от людей на второй план.
Важнейшей задачей для правительства было, запустив рыночные механизмы, не допустить сбоев в принципиально важных сферах жизнеобеспечения. Все помнят, сколь серьезны были опасения об угрозе массового голода, холода, паралича транспортной системы, развала государства и общества. Ничего этого не случилось...
3. Из доклада первого заместителя Председателя Госкомимущества России П.П. Мостового Председателю Государственной думы И.П.Рыбкину (24 ноября 1994 г.)
|
Чековая приватизация в Российской Федерации завершилась 30 июня 1994 года. Главными ее результатами явились создание широкого слоя частных собственников, который сформировался благодаря введению в обращение приватизационных чеков, а также условий для становления реального рынка ценных бумаг. Приватизационный чек предоставил каждому гражданину Российской Федерации реальное право на получение доли государственной собственности.
4. Из письма Председателя Государственного Комитета по управлению государственным имуществом В.П. Полеванова Председателю Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдину (1994 г.)
Программа приватизации наметила семь главных целей.
1) Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики. 2) Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации. 3) Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. 4) Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации. 5) Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства. 6) Привлечение иностранных инвестиций. 7) Создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993-1994 годах.
... Из семи целей приватизации полностью реализована седьмая, частично первая и практически провалены пять.
ВЫВОДЫ.
1. Приватизация, как процесс, состоялась, созданы основы рыночных структур.
|
2. Многочисленные перекосы в процессе ее форсированного проведения, не обусловленного Законом о приватизации, существенно подорвали основы российской государственности, ослабили национальную безопасность.
3. Наблюдается скрытая интервенция иностранного капитала с целью подрыва обороноспособности и экономики страны для обеспечения принятой Западом стратегии "гарантированного технологического отставания России".
Из статьи: А.Орлов. Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992 г.) (Вопросы экономики. - М., 1999. - № 12. - С. 79-89)
Более чем 70-летняя история советского государства включала этапы использования возможностей частного и кооперативного предпринимательства, а также государственного капитализма. В прямой форме - это новая экономическая политика (весна 1921 - 1928 гг.), в косвенной - дискуссии в периоды 1963-1965 гг. и 1985-1987 гг., когда в стране широко обсуждали необходимость и характер предстоящих реформ.
Попытки осуществить экономические реформы в Советском Союзе (А.Косыгиным, М.Горбачевым, Н.Рыжковым) оказались тщетными не только из-за отсутствия правовой и политической базы. Главное в том, что без приватизации собственности, без глубокой реформы в сельском хозяйстве (и сопряженных с ним отраслях) практически невозможно провести трансформацию общественной системы и экономики.
Напомним постулат, воспроизведенный еще в ХУШ в. физиократами: "Земля - мать богатства, труд - его отец". При этом нельзя забывать базовое положение А.Смита о трех основных первичных рыночных факторах производства: земле, труде и капитале. Внимание к этим проблемам неслучайно. Возрождение предпринимательства в годы перестройки, особенно в 1992 г. началось с «конца» - конечной фазы воспроизводственного процесса - с торговли, сферы услуг. Сельское хозяйство и другие сопряженные с ним отрасли были забыты. Быстрорастущие же банковские и торговые капиталы (скорее, спекулятивные) не стали источником инвестиций для производства...
В 1989-1991 гг. стали формироваться партнерские отношения между возрождающимся. предпринимательством и теряющим административные рычаги государством (его институтами), исполнительной и законодательной ветвями власти. Основные линии этих отношений сводились и сводятся к следующему:
- формирование полной (в том числе для включения в международное правовое поле) и работающей законодательно-нормативной базы (законы, указы, постановления, распоряжения, инструкции и т.п.);
- разработка эффективной налоговой, инвестиционно-кредитной, таможенной, торговой политики;
- создание устойчивой многоуровневой банковской системы, финансовой, информационной инфраструктуры для государственной, общественной и коммерческой поддержки предпринимательства, особенно малого (различные фонды, инвестиционные, страховые компании, палаты, агентства, центры подготовки кадров, службы безопасности и т. п.);
- развитие системы социального партнерства, способной обеспечить баланс интересов государства (в лице правительства), работодателей (в лице союзов предпринимателей) и профсоюзов (от лица наемных работников, индивидуальных, семейных предпринимателей).
Однако надо подчеркнуть, что в целом за прошедшие 1989-1999 годы отношения государства и бизнеса не стали сбалансированными, действительно партнерскими, в основе которых лежит конституируемый гражданский договор. Наоборот, в последний период, особенно после 17 августа 1998 г. эти отношения обострились. Формировавшееся с 1992 г. государство олигархически-криминального типа не могло быть цивилизованным партнером бизнеса, поскольку оно опиралось прежде всего на олигархические структуры, определявшие 25-30% ВВП (вместе с теневой, криминальной экономикой - 51-60% ВВП). Это происходило в ущерб малому бизнесу, создающему 10-12% ВВП (с теневой составляющей - 15-17% ВВП), и теряющей вес государственной собственности (в основном в ВПК - 23-34% ВВП).
6. Число малых предприятий в Российской Федерации (на конец года, в тыс.) (Экономика и жизнь. -М., 2002. - № 17, апрель)
1996 г. - 841,7
1997 г. - 861,1
1998 г. - 868,0
1999 г. - 890,6
2000 г. - 879,3
2001 г. - 843,0
7. Малые предприятия по отраслям экономики (%) (Экономика и жизнь. - М., 2002. - № 17, апрель)
Торговля и общественное питание - 44,3 Промышленность - 14,0 Строительство - 13,8
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 4,3 Наука и научное обслуживание - 3,5 Транспорт - 2,3 Другие отрасли - 17,8
Число малых предприятий в промышленности на начало 2002 г. составляло 125 тыс., сократившись на 6,4% за минувший год, в научно-технической сфере - 28 тыс. (сокращение на 7,4%), в сельской местности - 265,5 тыс. фермерских хозяйств. Совокупный вклад фермерских и подворных хозяйств в валовое производство продовольствия в России составляет около 20%.
... Вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт России не превышает 12%. Малый бизнес развит преимущественно в сфере торговли и общественного питания.
Другой отличительной особенностью малого предпринимательства в России остается высокая доля «теневого сектора», которая составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.
Численность работников малых предприятий составляет 6,6 млн.чел. (8,6% всего занятого населения). Кроме того, около 5 млн. россиян занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. В общем количестве экономики активного населения это составляет около 17%.
Одной из особенностей малого предпринимательства в России является широкое распространение вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. Особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях образования (41%), науки и научного обслуживания (37%), финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения (26%), здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения (22%).