Приложение.
Опросник социализации для школьников «Моя семья»
Инструкция: Вопросы переписывать не надо, а ставить только номер вопроса и номер ответа. Для вопросов 3, 11, 19 следует выбирать ответы указанием матери или отца.
Варианты ответов:
5 - конечно нет; 4 - скорее нет, чем да; 3 - не знаю; 2 - скорее да, чем нет; 1 - конечно да.
- Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
- Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий?
- С кем вы чаще советуетесь - с матерью или отцом, когда нужно принять какое либо решение?
- Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?
- Часто ли родители Вас наказывают?
- Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?
- Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?
- Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?
- Часто ли в ответ на ваш просьбу разрешить что-либо родители отвечают, что это нельзя?
- Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей?
- Кто является главой в вашей семье - мать или отец?
- Смеются ли родители на кем-нибудь из ваших учителей?
- Часто ли родители разговаривают с вами раздражительным тоном?
- кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружеские отношения между родителями?
- Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в хозяйственных делах?
- Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?
- Считают ли вас родители капризным ребенком?
- часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?
- с кем из родителей вы больше общаетесь?
- Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?
- Наказывали ли вас более сурово, чем других детей?
- Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь поличным проблемам?
- Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?
- Правда ли, что родители не ходят с вами в театры, музеи, на выставки и концерты?
Обработка и интерпретация результатов
|
Изучается степень выраженности в семейном воспитании.
Ключ
Выделяются 8 факторов:
- Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9, 17).
- Воспитание самостоятельности, инициативы (2, 10, 18).
- Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (3, 11, 19).
- Отношение к школе, учителям (4, 12, 20).
- Жесткость (гибкость) методов воспитания (5, 13, 21).
- Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (6, 14, 22).
- Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (7, 15, 23).
- Общность интересов (8, 16, 24).
Ответы «5», «конечно нет», - указывают на максимально положительное
проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору - 15.
Ответы «1», «конечно да», - указывают на педагогически отрицательное
проявление фактора. Минимальная сумма баллов по фактору - 3.
Максимальная сумма баллов по всем факторам - 120, минимальная - 24.
Уровни взаимоотношений в семье
Благополучный (высокий)-105-84
Менее благополучный - 83-63
Удовлетворительный - 62-41
Неблагополучный - меньше 40.
Диагностика отношения к учению и к учебным предметам
Конец формы
Начало формы
Конец формы
(Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001).
Методика разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Проведение эксперимента
Инструкция. Необходимо выполнить следующие указания:
I. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:
а) любимые;
б) нелюбимые.
П. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету.
Допиши недостающие (табл. 35).
III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.
1. Это мой долг.
2. Хочу быть грамотным.
3. Хочу быть полезным гражданином.
4. Не хочу подводить свой класс.
5. Хочу быть умным и эрудированным.
6. Хочу получить полные и глубокие знания.
7. Хочу научиться самостоятельно работать.
8. Все учатся, и я — тоже.
9. Родители заставляют.
10. Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтобы похвалил учитель.
12. Чтобы товарищи со мной дружили.
13. Для расширения кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться.
|
Вопросник теста
№ п/п | Люблю предмет, потому что | Не люблю предмет, потому что |
данный предмет интересен | данный предмет неинтересен | |
нравится, как преподает учитель | не нравится как преподает учитель | |
его нужно знать всем | его не нужно знать всем | |
он нужен для будущей работы | он не нужен для будущей работы | |
он легко усваивается | он трудно усваивается | |
он заставляет думать | он не заставляет думать | |
он считается выгодным | он считается невыгодным | |
он требует наблюдательности, сообразительности | он не требует наблюдательности, сообразительности | |
он требует терпения | он не требует терпения | |
он занимательный | он не занимательный | |
товарищи интересуются им | товарищи не интересуются им | |
интересны отдельные факты | интересны только отдельные факты | |
родители считают его важным | родители не считают его важным | |
у меня хорошие отношения с учителем | у меня плохие отношения с учителем | |
учитель часто хвалит | учитель редко хвалит | |
учитель интересно объясняет | учитель неинтересно объясняет | |
получаю удовольствие при его изучении | не получаю удовольствия при его изучении | |
знания по предмету необходимы для поступления в институт | знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт | |
он способствует развитию общей культуры | он не способствует развитию общей культуры | |
он влияет на изменение знаний об окружающем мире | он не влияет на изменение знаний об окружающем мире | |
просто интересно | просто неинтересно |
|
Интерпретация результатов
В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов к учебе и предпочтения тех или иных учебных предметов.