Диагностика отношения к учению и к учебным предметам




Приложение.

Опросник социализации для школьников «Моя семья»

Инструкция: Вопросы переписывать не надо, а ставить только номер вопроса и номер ответа. Для вопросов 3, 11, 19 следует выбирать ответы указанием матери или отца.

Варианты ответов:

5 - конечно нет; 4 - скорее нет, чем да; 3 - не знаю; 2 - скорее да, чем нет; 1 - конечно да.

  1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
  2. Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий?
  3. С кем вы чаще советуетесь - с матерью или отцом, когда нужно принять какое либо решение?
  4. Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?
  5. Часто ли родители Вас наказывают?
  6. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?
  7. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?
  8. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?
  9. Часто ли в ответ на ваш просьбу разрешить что-либо родители отвечают, что это нельзя?
  10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей?
  11. Кто является главой в вашей семье - мать или отец?
  12. Смеются ли родители на кем-нибудь из ваших учителей?
  13. Часто ли родители разговаривают с вами раздражительным тоном?
  14. кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружеские отношения между родителями?
  15. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в хозяйственных делах?
  16. Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?
  17. Считают ли вас родители капризным ребенком?
  18. часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?
  19. с кем из родителей вы больше общаетесь?
  20. Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?
  21. Наказывали ли вас более сурово, чем других детей?
  22. Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь поличным проблемам?
  23. Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?
  24. Правда ли, что родители не ходят с вами в театры, музеи, на выставки и концерты?

Обработка и интерпретация результатов

Изучается степень выраженности в семейном воспитании.

Ключ

Выделяются 8 факторов:

  1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9, 17).
  2. Воспитание самостоятельности, инициативы (2, 10, 18).
  3. Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (3, 11, 19).
  4. Отношение к школе, учителям (4, 12, 20).
  5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (5, 13, 21).
  6. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (6, 14, 22).
  7. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (7, 15, 23).
  8. Общность интересов (8, 16, 24).

Ответы «5», «конечно нет», - указывают на максимально положительное

проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору - 15.

Ответы «1», «конечно да», - указывают на педагогически отрицательное

проявление фактора. Минимальная сумма баллов по фактору - 3.

Максимальная сумма баллов по всем факторам - 120, минимальная - 24.

Уровни взаимоотношений в семье

Благополучный (высокий)-105-84

Менее благополучный - 83-63

Удовлетворительный - 62-41

Неблагополучный - меньше 40.

Диагностика отношения к учению и к учебным предметам

Конец формы

Начало формы

Конец формы

(Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001).
Методика разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Проведение эксперимента
Инструкция. Необходимо выполнить следующие указания:
I. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:
а) любимые;
б) нелюбимые.
П. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету.
Допиши недостающие (табл. 35).
III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.
1. Это мой долг.
2. Хочу быть грамотным.
3. Хочу быть полезным гражданином.
4. Не хочу подводить свой класс.
5. Хочу быть умным и эрудированным.
6. Хочу получить полные и глубокие знания.
7. Хочу научиться самостоятельно работать.
8. Все учатся, и я — тоже.
9. Родители заставляют.
10. Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтобы похвалил учитель.
12. Чтобы товарищи со мной дружили.
13. Для расширения кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться.

Вопросник теста

№ п/п Люблю предмет, потому что Не люблю предмет, потому что
  данный предмет интересен данный предмет неинтересен
  нравится, как преподает учитель не нравится как преподает учитель
  его нужно знать всем его не нужно знать всем
  он нужен для будущей работы он не нужен для будущей работы
  он легко усваивается он трудно усваивается
  он заставляет думать он не заставляет думать
  он считается выгодным он считается невыгодным
  он требует наблюдательности, сообразительности он не требует наблюдательности, сообразительности
  он требует терпения он не требует терпения
  он занимательный он не занимательный
  товарищи интересуются им товарищи не интересуются им
  интересны отдельные факты интересны только отдельные факты
  родители считают его важным родители не считают его важным
  у меня хорошие отношения с учителем у меня плохие отношения с учителем
  учитель часто хвалит учитель редко хвалит
  учитель интересно объясняет учитель неинтересно объясняет
  получаю удовольствие при его изучении не получаю удовольствия при его изучении
  знания по предмету необходимы для поступления в институт знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт
  он способствует развитию общей культуры он не способствует развитию общей культуры
  он влияет на изменение знаний об окружающем мире он не влияет на изменение знаний об окружающем мире
  просто интересно просто неинтересно

 

Интерпретация результатов
В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов к учебе и предпочтения тех или иных учебных предметов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: