Новый проект Закревского




Для приема на работу выдавались особые билеты, в которых было указано кто именно получает зарплату, сам рабочий, глава его семейства, волостное или вотчинное начальство. Плата разрешалась только в денежном виде.

За непослушание рабочий отсылался обратно в деревню (под контролем полиции). Рабочим также запрещалось посещать трактиры, рестораны, харчевни. Люди принимались на работу только с разрешения помещика или местного начальства.

Проект этот не был принят мануфактурным советом. Тогда Закревский установил в Москве собственной властью особые правила поведения для рабочих.

В праздничные дни рабочим было запрещено отлучаться из своих квартир (за исключением похода в церковь, что теперь определялось как непосредственная обязанность рабочих; еще одно исключение - если рабочий находился на фабрике).

Рабочим запрещалось принимать у себя на квартирах родных, близких, знакомых (“более краткого обыкновенного свидания”).

Не разрешалось курить и материться (сквернословить) во время работы и во дворе фабрики.

Хозяин не мог нанимать к себе рабочего без наличия у последнего паспорта. В качестве ссудной суммы не разрешалось давать более 10 рублей.

Фабрикантам запрещалось делать какие-либо вычеты из зарплаты на некоторые расходы на содержание фабрики.

Мануфактурный совет не одобрил большинства пунктов правил Закревского. В частности - запрет на продолжительные свидания, запрет на произнесение рабочими неприличных слов и их комбинаций (аргументация - природная необразованность “свободных мастеров”). Затем - 10-рублевое ограничение первоначального аванса, ссуды.

Исправленный вариант правил Закревского был передан на переработку в министерство финансов. После этого он был представлен к обсуждению в Госсовет, но так и не получил силы закона.

С 1859 года в различных ведомствах усилилась разработка вопроса о средствах недопущения к фабричной работе детей.

Особая комиссия при СПб генерал-губернаторе представила “Проект правил для фабрик и заводов в СПб и уезде”.

Вообще следует заметить, что и власти, представители деловых кругов в то время резко расходились во мнениях по поводу использования в фабричном производстве детского труда с московскими и прочими провинциальными фабрикантами. Дело в том, что провинциальным владельцам более технически отсталых предприятий было, на первый взгляд, экономически невыгодно ограничивать круг своих рабочих.

Тем временем комиссия приняла также положение, по которому фабриканты должны были четко следить за санитарно-гигиеническим состоянием предоставляемых рабочим квартир. Для подростков же в возрасте от 12 до 14 лет было ограничено время работы в ночные часы. Затем до 16 лет - вообще запрет на ночную работу. Надзор за исполнением данных правил должен был осуществлять специально назначенный инспектор.

Большинство фабрикантов Петербурга одобрило эти предложения. Когда же проект был передан на рассмотрение в Москву и провинции, он вызвал там волну резкой критики.

1859 год - новая комиссия при Минфине: проекты широких реформ (в частности, уничтожение цехов).

На фабричную работу не допускались дети до 12 лет. С 12 до 18 - запрещалось работать более 10 часов. Работать ночью уже не разрешалось и взрослым.

Для надзора - правительственный инспектор, наделенный всеми необходимыми полномочиями.

Для разрешения споров и разногласий между рабочими и хозяевами создавались особые промышленные суды. В них были представлены хозяева и рабочие в равных количествах.

Правом выбора обладали все рабочие в возрасте от 21 года, проработавшие на данном предприятии не менее 1 года.

Избираемы могли быть рабочие в возрасте от 35 лет, проработавшие соответственно не менее 5 лет.

Суд также решал вопросы о вознаграждениях, о технике безопасности, о труде малолетних и пр. Решал дела о несоблюдении условий найма.

В то же время были предусмотрены довольно суровые наказания за организацию стачек и забастовок: зачинщики - арест от 3 недель до 3 месяцев, прочие - от 7 дней до 3 недель.

Взыскания с хозяев (?) за понижение заработной платы.

Все мелкие кустарные, мелкие фабричные производства теперь также должны были подвергаться государственному надзору.

Проект не был одобрен. Но несмотря на это, некоторые предложения комиссии Минфина все же были проведены в жизнь. Например - “Уложение о наказаниях” 1866 года. Из него уже была исключена статья 1865 старого уложения (вкратце: “восстание против фабриканта= восстание против государственной власти”).

Комитеты Игнатьева и Валуева также выступали за запрещение труда детей до 12 лет.

Подобные предложения вызывали постоянное раздражение и противодействие московских и провинциальных фабрикантов.

Несмотря на это в 1822 году был принят закон, по которому рабочее время подростков в возрасте от 12 до 15 лет и женщин ограничивалось 8 часами (запрет на работу ночью, в воскресные и праздничные дни).

Хозяева также должны были обеспечить подросткам учебу в начальных учебных заведениях.

Все эти нововведения, в отличие от московской и провинциальной буржуазии, были полностью одобрены основной массой петербургских предпринимателей. Надо отметить, что в своих предложениях последние пошли даже дальше правительства. Так, например, они предлагали ограничить рабочий день подростков 6 часами и 8 часами - труд взрослых мужчин.

По инициативе министра внутренних дел графа Толстого правительство приступило к разработке нового закона. Для этого была сформирована специальная комиссия под председательством сенатора Плеве. Предпосылки - восстания в Московской и Владимирской губерниях.

3 июня 1886 года был принят закон, регулировавший порядок и условия найма рабочих. Зарплата должна была выдаваться не реже 1-2раз в месяц. Был предусмотрен запрет взимать проценты за первоначальную “ссуду”. За неполучение зарплаты, оскорбления, побои рабочий мог требовать расторжения договора найма.

В то же время были усилены наказания за организацию рабочих волнений.

Подстрекатели - заключение от 4 до 8 месяцев.

Прочие - от 2 до 4 месяцев.

В случае угроз другим рабочим, порчи оборудования - возможен был арест на срок от 8 месяцев до 1 года.

За самовольный отказ от работы до истечения установленного в договоре срока - арест на 1 месяц.

Надзор за исполнением данного закона осуществляли фабричные присутствия (состояли из представителей местной администрации, судей, фабричных инспекторов).

Это присутствие также принимало меры по обеспечению охраны жизни и здоровья рабочих, а обеспечивало последних врачебной помощью.

В среде московских и провинциальных фабрикантов наблюдалась мощная агитация против новых законов.

24 апреля 1890 года был принят закон, согласно которому вновь разрешался ночной труд подростков с 12 до 15 лет (в текольном производстве).

Фабричные присутствия и губернаторы теперь в некоторых случаях могли разрешать ночной труд женщин и подростков с 15 до 17 лет.

Фабричная работа разрешалась и детям с 10 до 12 лет.

1897 год. Петербургские фабриканты ходатайствовали о запрещении более, чем 11-часового рабочего дня (предпосылки - стачки в столице в 1896 и 1897 гг.).

2 июня 1897 года - принят закон, нормирующий рабочий день.

Ночная работа была ограничена 10 часами.

Дневной рабочий день был ограничен почти в соответствии с предложениями столичных предпринимателей.

Таким образом можно заключить, что большую роль в формировании русского фабричного законодательства XIX века играли непосредственно сами предприниматели. При этом налицо резкое расхождение во взглядах петербургских и московских предпринимателей. Это может объясняться различным, несколько неравномерным технологическим развитием промышленности в разных регионах Российской Империи.

Список литературы

Источник: Туган-Барановский “Русская фабрика в XIX веке”.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: