(79-80 слайды)
Мировой финансовый кризис отразился на развитии российской экономики. 1 октября глава Правительства России В. Путин возложил всю ответственность за финансовый кризис на правительство и «систему» США, сказав:
«Всё, что сегодня происходит в сфере экономики, финансов, началось, как известно, в США. Весь этот кризис, с которым столкнулись многие экономики и, что самое печальное, неспособность принять адекватные решения — это уже не безответственность конкретных лиц, а безответственность системы. Системы, которая, как известно, претендовала на лидерство. Но мы видим, что она не только не способна обеспечить лидерство, но даже не способна принять адекватные, абсолютно необходимые решения для преодоления кризисных явлений.» |
На заседании Правительства было объявлено о принятии решения о резком увеличении налоговой нагрузки на фонды оплаты труда предприятий: с 2010 года единый социальный налог (ЕСН) со ставкой 26 % должен быть заменён тремя страховыми взносами общим размером 34 % от фонда зарплаты. Решение об отмене ЕСН вызвало негативную реакцию российского бизнеса.
7 октября 2008 года Д. А. Медведев после совещания с экономическим блоком правительства заявил, что государство предоставит российским банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд рублей сроком не менее, чем на пять лет. Новость вызвала временный рост на фондовом рынке.
13 октября 2008 года Д. А. Медведев подписал указ, увеличивший гарантии по банковским вкладам физических лиц до 700 тыс. рублей.
4 декабря 2008 года, после «прямой линии» Председателя Правительства, Путин заявил корреспонденту БиБиСи, что следующие президентские выборы состоятся в 2012 году, и что его сотрудничество с Медведевым является «эффективным тандемом; вещательная корпорация расценила тот факт, что «прямая линия» проводилась Путиным (а не Президентом), как свидетельство того, что «Путин едва ли отказался от реальной власти со времени ухода с президентского поста».
|
30 декабря 2009 года В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.
В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые приняло правительство.
12 января 2009 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», подписанным 5 декабря 2008 года Председателем Правительства В. В. Путиным, вступили в силу новые, повышенные таможенные пошлины на импортируемые в Россию грузовые и легковые автомобили иностранного производства. Решение правительства вызвало массовые акции протеста в городах Дальнего Востока, Сибири и других регионов в декабре 2008 года, которые продолжились в начале января 2009 года, уже преимущественно под политическими лозунгами.
28 января 2009 года в Давосе В. Путин в своём выступлении сказал, в частности: «Нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и безудержному экономическому эгоизму. На саммите „Большой двадцатки“ лидеры ведущих экономик мира договорились воздерживаться от возведения барьеров на пути мировой торговли и движения капиталов. Россия разделяет эти воззрения. И даже если в условиях кризиса определенное усиление протекционизма окажется неизбежным, что мы, к сожалению, и наблюдаем сегодня, то здесь всем нам нужно знать чувство меры".
|
(Болдырева) Рецессия. Внутренняя политика (2009г.)
(81 слайд) Согласно данным, обнародованным в январе 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие.в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
По итогам I полугодия 2009 г. индекс промышленного производства составил 85,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Некоторые признаки стабилизации промышленного производства не дают, однако, оснований для заметного улучшения к концу 2009 г., за исключением снижения инфляции по итогам года (прогноз Минэкономики России) до уровня 11,6-12 %. За восемь месяцев 2009 г. ВВП снизился на 9,6 %.
(Болдырева) Послание Президента 2008 года. Закон о поправках к Конституции
(82 слайд) В послании Федеральному собранию, зачитанном 5 ноября 2008 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, подверг критике США и предложил внести поправки к Конституции России, которые продлевали бы полномочия президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно; новое предложение президента было «воспринято продолжительными овациями». Президент «предостерёг» тех, «кто надеется спровоцировать обострение политической обстановки»: «Мы не позволим разжигать социальную и межнациональную рознь, обманывать людей и вовлекать их в противоправные действия.» По сведениям неназванного «источника, близкого к администрации президента» газеты «Ведомости» от 6 ноября, «план продления сроков полномочий был сформирован ещё в 2007 году под Путина» и предусматривал возвращение последнего в Кремль уже на более длительный срок; источник предположил, что при таком сценарии «Медведев может досрочно сложить с себя полномочия, мотивировав это изменением Конституции». Аналогичные мнения высказывали источники в правительстве журнала Русский Newsweek от 10 ноября. Пресс-секретарь В. Путина Дмитрий Песков сказал для газеты «Ведомости»: «Оснований для того, чтобы Путин вернулся на президентский пост уже в следующем году, я не вижу, потому что в 2009 г будет продолжаться срок действующего президента.» Вечером 7 ноября лидер партии «Единая Россия», Председатель Правительства РФ В. Путин на встрече с руководством партии, в которой также приняли участие Первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ В. Сурков и глава аппарата Правительства РФ С. Собянин, заявил: «Думаю, что „Единая Россия“ должна поддержать позицию Президента, и за счёт своего политического ресурса обеспечить прохождение Президентских предложений через федеральный парламент, а при необходимости и через законодательные собрания регионов.» Предложение вызвало протесты оппозиции и правозащитников
|
(83 слайд) 11 ноября 2008 года Президент Медведев, внёс в Госдуму проекты законов о поправках к Конституции РФ: «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».
18 ноября Президент Медведвев, отвечая на вопросы журналистов в Ижевске, сказал, что задумался о необходимости изменений сроков полномочий главы государства и Госдумы ещё несколько лет назад.
19 ноября, во время прохождения поправок к Конституции в Госдуме во втором чтении, наряду с фракцией КПРФ, голосовавшей против, в голосовании не участвовала фракция ЛДПР вследствие отказа со стороны комитета по конституционному законодательству ГД представить на обсуждение конституционные инициативы ЛДПР.
30 декабря 2008 года Закон о поправках был подписан Медведевым и вступил в силу на следующий день.
(Закирова) Военное строительство.
84сл. В сентябре 2008 года правительством было принято решение о корректировке 3-летнего бюджета в части значительного увеличения военных расходов: рост финансирования расходов на оборону в 2009 году будет самым значительным в новейшей истории России — почти 27 %.
Одним из «параметров» формирования новых Вооружённых Сил Российской Федерации, по концепции, утверждённой Президентом 15 сентября2008 года, на период до 2012 года должно быть создание Сил быстрого реагирования.
8 сентября 2008 года министр обороны А. Сердюков заявил, что численность Вооружённых сил Российской Федерации к 2012 году сократится до 1 миллиона человек,ранее сообщалось, что началось значительное сокращение центрального аппарата министерства обороны, включая ключевые управления Генштаба. Министр выдвинул задачу: «теперь Вооружённые силы Российской Федерации будут состоять прежде всего из частей постоянной готовности».
(Тимофеева) (слайд №86) Борьба с коррупцией
«Коррупция - один из главных барьеров на пути нашего развития, - заявил президент. - Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям - от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной системы до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла».
Выступая на заседании Совета по противодействию коррупции 30 сентября 2008 года Президент Медведев во вступительном слове сказал, в частности: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе.
Борьба с коррупцией не будет сводиться к резонансным делам. Помимо коррупции со стороны чиновников есть бытовая коррупция, и она не менее страшна, чем коррупция должностных лиц. Об этом глава правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил в интервью журналистам федеральных телеканалов.По словам премьер-министра, эта работа не сведется просто к резонансным делам, потому что помимо чиновничьей коррупции есть еще и бытовая коррупция, а это – не менее опасное явление.
Трудность борьбы с бытовой коррупции заключается в сложности выявлении ее фактов.
Так же Дмитрий Медведев особо отметил, что все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Именно на это направлены соответствующие законы, которые вступают в силу в следующем году - «Об открытости государственных органов» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов». Как подчеркнул глава государства, в России необходимо увеличить количество судей. «В России на каждого судью приходится в несколько раз больше дел, чем в других странах», - сказал он. Вместе с тем Дмитрий Медведев считает, что «только посадками проблему коррупции не решить». «Но сажать надо!» - добавил он.
Президент привел конкретные цифры: «Только за 6 месяцев текущего года рассмотрено свыше четырех с половиной тысяч дел коррупционной направленности. Среди осужденных - 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов».
Дмитрий Медведев призвал к самым энергичным мерам по очищению от недобросовестных сотрудников рядов правоохранительных органов. «Необходимо жестко укреплять дисциплину, в том числе активными внутренними расследованиями», - заявил он.
(слайд №87-88) Реформа МВД
Реформа МВД — реформа, проводимая по инициативе президента России Дмитрия Медведева с целью повышения эффективности правоохранительных органов России, борьбы с коррупцией и улучшения имиджа правоохранительных органов.
Предыстория Первые шаги к реформе были сделаны в конце 2009 года.24 декабря 2009 Президент РФ подписал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», предусматривающий в том числе:
Сокращение до 1 января 2012 года численности МВД на 20%.Рассмотрение вопроса об увеличении ассигнований для выплаты вознаграждения сотрудникам милиции, представить предложения по реформированию системы денежных выплат, оптимизировать количество профильных образовательных учреждений и др.
Пересмотр порядка отбора кандидатов для службы с учетом их морально-этических качеств и повышения профессионализма, исключить дублирование функций органов внутренних дел и др.
10 декабря 2010 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении, а 28 января 2011 года — в заключительном чтении. За принятие закона высказались только единороссы. 7 февраля 2011 года президент Медведев подписал закон «О полиции». Закон предусматривает проведение внеочередной аттестации сотрудников внутренних дел, которая началась 1 марта 2011 года и должна была закончиться 1 мая 2011 года. Но Медведев подписал указ о продлении сроков переаттестации, и завершена 1 августа 2011 года. Переаттестация сотрудников началась с руководителей центрального аппарата и территориальных органов МВД, а затем её начали проходить старший, средний и младший начальствующий состав органов внутренних дел. Сотрудники не прошедшие аттестацию или отказавшиеся от её прохождения, были уволены из рядов МВД.
(Закирова) Внешняя политика.
89сл. 17 июня 2008 года Д. А. Медведев подписал Указ о безвизовом режиме пересечения границы РФ негражданами Латвии и Эстонии, бывшими гражданами СССР. С 27 июня2008 года безвизовый режим начал действовать.
12 июля 2008 года Д. А. Медведев утвердил новую Концепцию внешней политики России.
90сл. 26 августа 2008 года Д. А. Медведев подписал указы «О признании Республики Абхазия» и «О признании Республики Южная Осетия», согласно которым Российская Федерация признала и ту и другую республику «в качестве суверенного и независимого государства», обязалась установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи[182][183]. Признание Россией независимости регионов Грузии вызвало осуждение большинства стран Запада; не было поддержано ни одним другим государством СНГ.
Спустя пять дней, 31 августа 2008 года, в интервью трём российским телеканалам в Сочи Медведев объявил «позиции», на которых он намерен строить внешнюю политику РФ. Первая из названных им «позиций» гласила: «Россия признаёт первенство основополагающих принциповмеждународного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами. ». Другая «позиция» провозглашала: «У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах и развивать такие дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями».
91сл. Вследствие конфликта Москвы с Вашингтоном из-за Грузии, по мнению наблюдателей, «внешнеполитическая активность Москвы заметно сместилась в сторону Латинской Америки .» Визит делегации РФ во главе с вице-премьером Игорем Сечиным в середине сентября 2008 года преследовал не только вопросы экономического сотрудничества, но и развитие союзнических отношений с Венесуэлой и Кубой, что, с точки зрения Москвы «станет достойным ответом на активизацию США на постсоветском пространстве.».2 октября2008 года, во время встречи с канцлером Германии А. Меркель в рамках форума « Петербургский диалог », вновь высказался за создание «нового юридически обязывающего договора о европейской безопасности».. Затрагивая тему глобального финансового кризиса, высказал мнение, что «система, которая сложилась, сегодня не выполняет никаких задач по поддержанию международной финансовой системы в сбалансированном состоянии». Медведев также подчеркнул невозможность возвращения мира к холодной войне.
В послании Федеральному собранию, зачитанном 5 ноября 2008 года, впервые Медведев озвучил конкретные меры, которые «имеет в виду принять, в частности, для эффективного противодействия упорно навязываемой нынешней администрацией США новых элементов глобальной системы ПРО в Европе»: отказ от ликвидации трёх ракетных полков, намерение развернуть в Калининградской области ракетных комплексов «Искандер» и осуществлять радиоэлектронное подавление американской ПРО. Заявления Медведева вызвали критику со стороны правительства США и других стран-членов НАТО.
15 ноября 2008 года Д. А. Медведев на саммите «двадцатки» в Вашингтоне предложил полностью перестроить все институты финансовой системы; новая структура, по словам президента РФ, должна быть «открытая, прозрачная и равномерная, эффективная и легитимная»; также сделал ряд иных предложений в своём выступлении.
В июне 2009 года между Д. А. Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао состоялись переговоры, после которых Медведев объявил о заключении российско-китайского соглашения в энергетике примерно на 100 млрд долларов. Это крупнейшая сделка в истории отношений России с Китаем.
6-8 июля 2009 г. Дмитрий Медведев проводил переговоры с Бараком Обамой во время его официального рабочего визита в Москву. Были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России. 28 ноября 2009 года Д. А. Медведев, президент Белоруссии А. Г. Лукашенко и президент КазахстанаН. А. Назарбаев
в Минске подписали договор о создании на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.92сл. В июле 2010 года начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. 8 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. В апреле 2010 года Д. А. Медведев провёл переговоры с президентом Украины В. Ф. Януковичем, по итогам которых были подписаны Харьковские соглашения о продолжении базирования российского Черноморского флота в Крыму после 2017 года.
(слайд№ 93) В сентябре 2004 года Президент России В. В. Путин выступил с инициативой изменения порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, предложив утверждать их в должности решениями законодательных органов по предложению Президента. Соответствующий законопроект был разработан и принят в декабре 2004 года, а последние прямые губернаторские выборы состоялись в Ненецком автономном округе в январе 2005 года.
2 мая 2012 года Медведев подписал федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов. Согласно указанному закону первые выборы высших должностных лиц должны пройти 14 октября 2012 года в тех субъектах Российской Федерации, где срок истечения полномочий действующих высших должностных лиц истекает с 1 июня по 31 декабря 2012 года
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2012 года.
(Закирова) Председатель правительства.
94сл. 7 мая 2012 года Президент России Владимир Путин внёс в Государственную Думу РФ кандидатуру Дмитрия Медведева для получения согласия на назначение его Председателем Правительства Российской Федерации.
8 мая 2012 года Государственная Дума Федерального Собрания РФ дала согласие Президенту России Владимиру Путину на назначение Дмитрия Медведева Председателем Правительства Российской Федерации. 26 мая2012 года избран председателем партии « Единая Россия ».
Итоги.
95сл. Однозначно достигнутой целью можно считать только повышение пенсий, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Крупным достижением он также назвал принятое после 18-летнего переговорного процесса решение о вступлении России в ВТО и снижение инфляции до 6,1% в 2011 году. А вот война с коррупцией проиграна, создание в Москве мирового финансового центра застопорилось, оптимизации параметров госсектора так и не случилось. По основному макроэкономическому показателю – ВВП – Россия показала незначительный прирост в 5,5% за 4 года.
Рефлексия.
«Работа над созданием проекта была интересной. Это то время, в котором мы живем. Несмотря на это, я действительно узнала много нового и интересного. Конечно, были трудности и с поисками каких-то материалов, работа с презентацией была тоже не проста. Я считаю, что поставленные нами цель и задачи полностью раскрыты и решены».
(слайд№ 93) Президентские выборыВ сентябре 2004 года Президент России В. В. Путин выступил с инициативой изменения порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, предложив утверждать их в должности решениями законодательных органов по предложению Президента. Соответствующий законопроект был разработан и принят в декабре 2004 года, а последние прямые губернаторские выборы состоялись в Ненецком автономном округе в январе 2005 года.
2 мая 2012 года Медведев подписал федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов. Согласно указанному закону первые выборы высших должностных лиц должны пройти 14 октября 2012 года в тех субъектах Российской Федерации, где срок истечения полномочий действующих высших должностных лиц истекает с 1 июня по 31 декабря 2012 года
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2012 года.