Решая одну из насущных проблем современного общества - сохранение, укрепление и формирование основ полового воспитания подростков важно учесть, что основная цель программы - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья подростка как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика заболеваний передаваемых половым путем. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей подростков, опирается на основные принципы психологии и педагогики.
Исходя из цели программы, мы выделили основные ее задачи:
· активизация помощи молодежи сознательно формировать свои потребности;
· систематизация обучения культуре полового общения;
· формирование правильной установки в отношении к будущей семье, рождению детей.
После внедрения программы мероприятий по формированию полового воспитания подростков, мы ожидали получить следующие результаты:
формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни;
формирование представлений о браке и семье;
информирование о культуре полового поведения.
Программа предполагает:
. Выполнение санитарно-гигиенических требований:
занятия в школе должны проводиться в хорошо проветренном, чистом помещении
уровень освещения должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям
. Учет психофизиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.
соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста
учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, эмоциональное состояние и др.)
учет социального анамнеза и опыта ребенка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка
учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности
особое внимание уделяется детям «группы риска» (ППЦНС, дети, перенесшие травмы, соматически ослабленные и т.п.)
единство требований всех членов педагогического коллектива по отношению к каждому конкретному ребенку с учетом всех выше названных особенностей детей.
Программа включала в себя следующие формы работы деятельности:
- диагностика (анкеты, опросы) с полной обработкой информации. Нами были проведены опросник «Половые отношения»
консультации специалистов (индивидуальные, групповые);
выступление специалиста на родительских собраниях.
«обратная связь» с подростками (отзывы, предложения, пожелания).
Нами была составлена примерная программа курса полового воспитания подростков, состоящая из 5 блоков тематических занятий, которая была предложена нами для реализации классному руководителю, она в наглядном виде представлена в таблице 1.
Таблица 1. Тематический план внеклассной работы по половому воспитанию подростков
Тема мероприятия | Форма работы | Ответственные | Сроки проведения |
« Половая любовь как механизм воспроизведения человека» | Беседа | Классный руководитель Родители | Сентябрь |
« Методологические аспекты познания половой любви» | Игра-общение | Классный руководитель Учащиеся Родители | Сентябрь |
«Чувственный компонент любви» | Классный час | Классный руководитель Социальный педагог | Сентябрь |
«Личностный компонент любви» | Классный час в виде КВН | Классный руководитель Социальный педагог | Октябрь |
«Особенности формирования любви у юноши» | Индивидуальные беседы с мальчиками | Классный руководитель Социальный педагог Мед. работник | Октябрь |
«Особенности формирования любви у девушки» | Индивидуальные беседы с девочками | Классный руководитель Социальный педагог Мед. работник | Ноябрь |
«Эмпирические предпосылки к выведению формулы любви и ее философского осмысления (объективации)» | Классный час с элементами практики | Классный руководитель Социальный педагог | Ноябрь |
«Выведение формулы любви» | Классный час в виде игры | Классный руководитель | Ноябрь |
«Объективные закономерности половой любви сквозь призму эмпирической практики» | Классный час | Классный руководитель Социальный педагог | Декабрь |
«Теория и практика свободной любви и сексуальная революция 21 века» | Круглый стол с участием родителей | Классный руководитель Родители Мед. работник | Декабрь |
«Закаливание и иммунитет» | Классный час | Классный руководитель Родители | Январь |
«Является ли брак «могилой» любви?» | Поход на лыжах | Классный руководитель Социальный педагог | Февраль |
«В здоровом теле - здоровый дух» | Классный час элементами игры | Классный руководитель Учитель физкультуры | Февраль |
«Девичье целомудрие и стандарт двойной морали в половых отношениях» | Психологический тренинг | Классный руководитель Психолог Социальный педагог | Март |
«О любовной «слепоте» и неразделимой любви: куда и к кому устремляется любовь» | Классный час | Классный руководитель Социальный педагог | Апрель |
«Медико-гигиенические аспекты любви и брака» | Беседа | Классный руководитель Мед. работник | Май |
В процессе своей деятельности мы начали реализовывать предложенную программу и критериями эффективности нашей программы стали:
- установление правильные отношения между девочками и мальчиками;
знания об этике полоролевых отношений;
подготовка юношей и девушек к вступлению в брак.