Формальная композиция строится на сочетании абстрактных элементов (точки, линии, пятна, фигуры) и она лишена предметного смысла, который на начальных этапах обучения в какой то степени отвлекает. Сейчас нам надо освоить правила построения композиции и именно абстрактная композиция, свободная от предметной привязки, позволяет постичь эту логику построения.
Композиция из плоских геометрических фигур является наиболее понятным видом абстрактной композиции, но при этом она несёт очень глубокий смысл и значительно помогает в процессе обучения:
Ø многомерное ландшафтное пространство в профессиональном мышлении специалиста на первом этапе проектирования приобретает вид двухмерного чертежа и составление формальной композиции является одним из способов выработки способности к абстрагированию;
Ø с помощью подобной абстрактной композиции в эскизировании осуществляется поиск ландшафтно – архитектурной формы, т.к. происходит упрощение многомерных растительных масс и сооружений до простых форм;
Ø ландшафтное проектирование как и любой творческий процесс основан на личном художественном вкусе, интуиции, озарении, т.е. на категориях, лежащих в области чувственного восприятия, которые лишь отчасти поддаются регламентации.
Итак, абстрактная композиция – беспредметна. Но тогда возникает закономерный вопрос – зачем она нужна ландшафтному архитектору, который имеет дело с вполне реальными конкретными объектами и элементами ландшафтной композиции.
Дело в том, что творческий процесс, а соответственно и творческое мышление человека, должны идти от общего к частному. А для этого необходимо мыслить отвлечённо, общими абстрактными формами и на первом этапе работы над проектом выполнять именно абстрактную композицию. Разработка частных деталей осуществляется на следующих этапах проектирования.
|
Ещё один принципиальный момент ландшафтного творчества заключается в том, что любая абстрактная композиция, если она конечно правильно построена, на следующих этапах проектирования может получить реальное воплощение в виде вполне материальных форм – площадок, дорожек, лужаек, зеркала водоема, цветника и т.д. Но это чуть позднее, а пока учимся на примере составления композиции из плоскостных геометрических фигур – квадрата, прямоугольника, круга, овала, Г–образной фигуры.
При выполнении данного задания необходимо будет решить определённые композиционные задачи.
В композиции из плоских геометрических фигур композиционная задача заключается в том, чтобы суметь выразить некую абстрактную идею с помощью форм, размеров, положения на плоскости листа и комбинаций геометрических фигур.
Ход работы:
Ø на бумаге для черчения (А3, А4) вычертить 5 полей размером 10 х 10 см с нанесением масштабной сетки 1х1 см;
Ø на трёх полях путём наложения геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, круга, овала, Г–образной формы) друг на друга выполнить симметричную, асимметричную и диагональную композиции. Фигуры должны занимать полную клеточку;
Ø на четвёртом поле выполнить круговую композицию, путём наложения друг на друга кругов разного диаметра;
Ø на пятом поле выполнить криволинейную композицию, для чего начертить по периметру поля сопрягающиеся окружности разного диаметра, а затем обвести их по очереди с внутренней и внешней стороны (на рисунке красная линия).На рисунке справа показано как такую криволинейную композицию можно использовать на участке (но это уже позднее).
|