Одним из признаков культов является эксплуатация их рядовых членов и обогащение вождей. Для достижения своих гнусных целей вожди прибегают к обману, угрозам и всякого рода лицемерным оправданиям. Относительно лидеров курганаевской группы в Китае известно, что они никогда не работали. Все, что им необходимо было для жизни, должны были поставлять члены группы; не только поставлять, но и исполнять всю их домашнюю работу. Практически все члены, кроме руководящих, были беспрекословными рабами.
То же самое относится и к канадским духоборам. Когда умер Петр Веригин, первый вождь канадских духоборов, его место занял его сын Петр Петрович Веригин-Чистяков, который был страшным пьяницей, сквернословом и картежником.
«Сами «верующие» духоборы рассказывают, как Петр Петрович прислал им на Фруктовый участок приказ: немедленно собрать для него столько-то денег. У кого были деньги (некоторые отдавали последние центы) собрали 13 тысяч долларов. И эта сумма, по их словам, была проиграна им в карты и потрачена на пьянство в городе Треили за три ночи.
Независимые духоборы спрашивали «верующих»: «Ну как же вы об этом думаете, ведь это ваш тяжелый, почти кровавый труд, а он так легко транжирит его на такие позорные дела, как карты и разврат?» На этот вопрос «верующие» духоборы со смирением и крайней наивностью отвечают: «Это его, а не наше дело, он знает, что делает».
Молодой человек по имени Грег, подпавший под влияние группы Аламо «Христианское Учреждение», свидетельствовал впоследствии, что он и другие члены культа должны были работать на фермах в пользу «Учреждения» и в то же время жить в ужасных жилищных условиях. В одном месте их было приблизительно сто человек. Они жили полтора месяца на ферме в старом доме, состоявшем из четырех комнат. Время было холодное (ноябрь и декабрь), а дом не имел ни мебели, ни отопления. Если была возможность принять душ один раз в неделю, это считалось хорошо. А ведь это было в богатой стране Америке. Относительно работы в этом месте и в других местах Грег говорил:
|
«На ферме мы работали как сумасшедшие... Мы не останавливались даже, чтобы попить воды, потому что нам внушали, что каждый снятый с дерева апельсин был еще одной душой, которая спасется через наше служение. Я похудел на сорок фунтов и другие люди также потеряли вес. Мы работали как сумасшедшие и отдавали все наши деньги «Учреждению».
А что касается лидеров этого культа Тони и Сюзанны Аламо, Грег говорил, что они не стеснялись своего богатого образа жизни. Каждый раз, когда он их видел, они были прекрасно одеты и имели дорогие украшения. Сюзанна одевалась, подобно королеве, и волосы ее были всегда убраны по последней моде. Ездили они не на простых машинах, а на лимузинах марки «Линкольн Континенталь». Жили в прекрасном большом доме, который строго охранялся. Никто из простых членов не мог без разрешения подойти к дому».
О Феликсе Манало, основателе филиппинского христианского культа «Церковь Христова», известно то, что он живет в прекрасном большом дворце в Маниле. Этот дворец настолько дорог и красив, что Феликсу завидуют филиппинские богачи и государственные лидеры. Все, что нужно для Феликса и его семьи, поставляет его организация, которая обязывает всех членов жертвовать на «спасение» души десятую часть своего дохода.
|
В свое время Джим Джонз, лидер культа «Народный Храм», собрал со своих последователей около 26 миллионов долларов. Он вымогал у них пожертвования и под предлогом помощи бедным требовал, чтобы они переписывали на общину культа все свое движимое имущество.
«Он хотел иметь все, что принадлежало его последователям. Проверка документов недвижимого имущества в районах Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Мендосино показала, что «Народному Храму» принадлежали имения общей стоимостью в два миллиона долларов. Каким образом в каждом случае они переходили в руки организации, никогда не станет известным, потому что самые верные свидетели этого умерли (от самоотравления. — Н. П.) в Джонз-тауне. Однако достаточно привести рассказ Уэйна и Мейбели Мед-лок. В своем гражданском судебном процессе они свидетельствовали, что перевели свое имущество в Лос-Анджелесе (стоимостью в 190 тысяч долларов) на «Народный Храм» после того, как Джонз стал угрожать им лишением жизни. «Подпишите эти бумаги, — потребовал он, — иначе вы умрете».
Бхагван Шри Ражниш, глава культа «Ражниш Ашрам», тоже не жалел своих приверженцев. Во время постройки зданий коммуны в Антелопе (штат Орегон) и для пропитания общины они работали изо дня в день, не покладая рук. Жили они группами в неудобных помещениях и питались скудной пищей. А что касается Раждоша, он благоденствовал. Он был довольно тщеславным человеком, хотя и называл себя богом. Он особенно любил английские автомобили марки «Роллс-ройс» и имел их не одну дюжину. «Роллс-ройс» считается самым прекрасным и самым дорогим автомобилем в мире, на котором ездят только короли и самые большие богачи мира.
|
Для своего обогащения основатели и лидеры пользуются услугами помощников, с которыми они делятся привилегиями и богатством. По этой причине многие культы имеют два класса членов: привилегированных помощников и простых членов.
Помощники обычно живут в лучших условиях, чем простые члены, и пользуются лучшей пищей и более дорогими вещами. Эти служители вождей держат простых членов в повиновении, внушая им, что лидер, будучи богом или пророком, получает все права и богатство от Бога, потому что достоин этого.
Сравнив такие деяния культовских лидеров с образом жизни и служением Христа, нам не придется долго думать, чтобы понять, насколько поведение лидеров противоречит делам и словам Спасителя. Иисус говорил о Себе: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову». Он жил так, как живут нищие. Он не ждал, чтобы Ему служили. Он Сам служил всем людям. Своих учеников Он учил, говоря: «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом. Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
Будучи человеком, Иисус Христос нуждался в пище, одежде и ночлеге. Его ученики также нуждались во всем этом. Поэтому были люди, которые добровольно служили им в этом отношении. Однако это не значило, что Иисус и ученики Его злоупотребляли материальным имуществом своих доброжелателей. Внимательное изучение Нового Завета доказывает этот факт.
После сошествия Духа Святого апостолы проповедовали Евангелие и, хотя не всегда, время от времени имели материальную поддержку со стороны верующих. Сам ап. Павел получал поддержку от членов церкви в Филиппах и учил верующих, что церкви должны содержать материально своих служителей. Однако это не значит, что они эксплуатировали верующих и злоупотребляли их пожертвованиями. В деятельности культов, к сожалению, это часто происходит.
Обожествление человека
Кроме учения о божестве своих основателей и вождей, есть культы, которые вообще учат, что всякий человек есть бог и может достичь состояния божества. Индуистские культы учат этому на основе пантеизма; если всё — бог, то человек тоже бог. Божество это может казаться не реальным, однако он должен реализовать его.
Чарлз Филлмор, основатель гностического культа «Церковь Вселенского Единства», утверждал, что люди могут творить чудеса, подобно тому, как творили их Христос и пророки. По его понятию, чудеса на самом деле не являются чудесами. Нужно только узнать высший естественный закон, которым пользовался Христос. В связи с таким пониманием Филлмор убеждал последователей подражать Христу в достижении такого состояния, когда, подобно Ему, как Сыну Божию, они тоже станут «воплощенным словом Божиим».
Мормонское учение о божестве человека связано с понятием этого культа о Боге. Бригхам Янг, преемник Смита и тоже авторитетный лидер, разработал эту теорию на основе откровений Смита. Хотя она официально не проповедуется, однако является основным мировоззрением мормонизма. Янг учил:
«Он (Бог) есть наш Отец — Отец наших духов, и однажды был человеком в смертном теле подобно нам, а теперь является возвышенным существом. Сколько есть Богов, я не знаю. Но никогда не было времени, когда не было бы Богов... Бог однажды был ограниченной личностью... мы сотворены... чтобы стать Богами подобными нашему Отцу на небесах».
Согласно другого мормонского выражения: «Каким человек есть, Бог однажды был; каким Бог есть, человек может стать».
Герберт Армстронг, основатель «Всемирной Церкви Божией», учил, что уподобляясь Богу на земле с помощью молитвы, жизненных трудностей и возрастая духовно, человек удостоится того, чтобы в день воскресения родиться Богом. Оккультический культ розенкрейцеров придерживается идеи, что путем эволюционного развития люди в конце концов станут богами. А Пол Туитчелл, автор идей культа под названием «Эккандар», говорил, что его метод, называемый «Путем всецелого сознания», может привести душу человека в такое состояние, что он будет чувствовать себя «реализированным Богом».
С одной стороны, нас, христиан, не должно удивлять то, что многие культы проповедуют божество человека. Мы знаем, что еще в Эдемском саду искуситель сказал Еве: «Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Когда-то царь города Тира тоже считал себя богом, но Господь сказал ему через пророка: «Низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых. Скажешь ли тогда пред твоим убийцею: «я бог», тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог?»
Только в пантеистическом и политеистическом понятиях человек думает, что он бог или станет богом. С точки зрения библейского монотеизма, это абсурдно, потому что Библия определяет идею о Боге совершенно иначе. Бог вечен, вездесущ и всесилен, а человек является Его творением и поэтому никогда не сможет быть равным Ему. Всесильным может быть только Один. Если кто-то другой сможет стать всесильным, тогда первый должен будет лишен Своего всесилия. Однако вопрос таков: «Кто может лишить Всесильного его силы?» Конечно, никто.